Туманные перспективы «роскошного» налога

| статьи | печать

Российский союз промышленников и предпринимателей (РСПП) подвел итоги осуществленного им широкого общественного обсуждения инициативы Владимира Путина о введении налога на роскошь.

Старт публичной дискуссии был дан в феврале на съезде РСПП, на котором премьер-министр, а теперь избранный президент России В. Путин предложил собрать народное мнение о возможности введения платы за излишества.

Каждый примеряет на себя

Различные исследования, в том числе социологические опросы РСПП и ВЦИОМ, показали, что три четверти россиян, не относящих себя к богатому сословию, одобряют введение сбора за сверхпотребление, но лишь половина состоятельных граждан поддерживает возможную новацию в налогообложении. Оно и понятно. Каждый примеряет «одеяло» на себя.

В обществе назрел запрос на социальную справедливость, отметил на подведении итогов публичной дискуссии директор Центра социологического и политологического образования РАН Александр Соломонов. Свидетельством растущей востребованности, по его мнению, стала гражданская активность людей на круглых столах, которые прошли во многих регионах страны.

Повсеместно высказывались полярные мнения. Так, по словам первого вице-президента Свердловского областного союза промышленников и предпринимателей Михаила Черепанова, сторонники налогообложения сверхпотребления говорили о важности социального мира в сильно расслоенном по доходам обществе, а противники нововведения выразили сомнение в чистоте законотворчества и задают резонный вопрос: не обойдется ли администрирование нового налога дороже собранной в итоге суммы?

Общество очень хорошо информировано о возможном введении налога на роскошь, утверждает ВЦИОМ по результатам опроса в феврале — марте.

Уровень осведомленности граждан держится в диапазоне 70—90%. Причем если в феврале в Красноярске, например, 54% респондентов сказали, что слышали о таком законопроекте, то в марте планка информированности поднялась до 73%.

По состоянию на середину марта ВЦИОМ свидетельствует:

  • 67% опрошенных считают, что каждый должен платить за то, что имеет;
  • 61% респондентов утверждают, что налог на роскошь нереализуем, потому что:

— невозможно определить для всей России, что такое роскошь: то, что считается излишеством в регионах, в Москве — обыденность;

— богатые все равно найдут способ уклониться от налогообложения, а налог ударит по среднему классу;

  • 50% верят, что налог на сверхпотребление позволит ликвидировать разрыв между бедными и богатыми россиянами;
  • 48% респондентов опасаются, что новация откроет двойное налогообложение и на недвижимость, и на транспортное средство.

Разброс мнений убеждает, что существует реальный риск забалтывания проблемы социального неравенства в российском обществе. Сами исследователи утверждают, что доля квартир площадью 500—1000 кв. м (норматив роскоши по предложению Минэкономразвития) в общем жилом фонде страны составляет 0,02%. К тому же такое излишество легко расщепляется между собственниками, состоящими в родстве. А владельцы дорогих и мощных авто дружно заголосили о двойном налогооб­ложении: транспортный налог никто для них не отменял и вряд ли отменит, а за лишние лошадиные силы и улучшенный комфорт надо будет платить еще и «роскошный» налог. Впору вспомнить анекдот из лихих 1990-х о новом русском, который на вопрос о пятисотом «мерседесе» широко распахнул ворота громадного ангара с 500 автомобилями — на каждом капоте красовался блестящий трилистник внутри металлического круга.

Первый ход три века назад сделали англичане

Управляющий партнер компании «Пепеляев групп» Сергей Пепеляев на заключительной дискуссии в общественном объединении работодателей сообщил, что первыми налог на роскошь ввели англичане в 1798 г., установив сбор за роскошные кареты, элитных выездных лошадей, фамильные гербы, за мужскую прислугу. Это был предшественник подоходного налога.

Времена теперь другие, понятие о роскоши тоже изменилось. Налог на нее надо вводить дифференцированно и поэтапно, скажем, вначале только на транспортные средства и недвижимость. А если одновременно установить сбор на малоуловимые ювелирные изделия и драгоценности, то покупать такие предметы роскоши россияне будут в других странах, считает С. Пепеляев.

Так происходит сейчас с воздушными судами. По словам председателя совета директоров корпорации «Биоэнергия» Давида Якобашвили, за российскими гражданами числятся 400 самолетов, и все они зарегистрированы не в России. Дешевле содержать летательный аппарат за рубежом, чем в своей стране, где только налогообложение «съедает» полторы цены самолета.

В США налог на богатство по ставке 3% ввели в 1898 г., когда потребовались средства на войну с испанцами. Затем под его действием много лет находились междугородные и международные телефонные переговоры. Налог прекратил существование в 2007 г. Но еще в 1990 г. в Америке появились налоги на конкретные предметы роскоши — ювелирные изделия и часы, яхты и самолеты, меховые изделия и дорогие автомобили. Дольше других продержался налог на авто. Сейчас в США налог на богатство заменен повышенной ставкой НДС на «люксовые» товары. Сбор взимается с изготовителя. Но есть еще налог на недвижимость — 1—2% ежегодно от рыночной стоимости и налог на наследство с прогрессивными ставками от 18 до 55% стоимости имущества.

Детализированные сведения по разным странам представлены в таблице. К ней следует добавить, что Португалия является единственной страной в мире, закрепившей в своей Конституции возможность введения налога на роскошь. Можно еще заметить, что в итальянской провинции Сардиния налогом на роскошь называют областной сбор в пользу охраны окружающей среды, которым облагаются собственники яхт и самолетов, владельцы двух и более домов.

Собственно, и у нас предложение об установлении налога на сверхпотребление связано с нежеланием корпораций вкладывать инвестиции в развитие территорий присутствия бизнеса, говорит президент РСПП Александр Шохин. По его заключению, широкое общественное обсуждение темы о налоге на роскошь было очень полезным. Такой продуктивный формат общения власти, общества и бизнеса следует и дальше практиковать по самым чувствительным вопросам развития страны, считает А. Шохин.

Президент РСПП особо отметил роль и активность средств массовой информации в общей дискуссии и сообщил, что обобщенный доклад с народными предложениями о возможности введения налога на роскошь будет представлен руководству страны буквально в эти дни. «И обобщения наши будут востребованы новым правительством, поскольку социальный заказ на широкое обсуждение поступил от премьер-министра, избранного главой государства», — сказал А. Шохин.

Крупный капитал — за средний класс

Как показало экспресс-анкетирование членов РСПП, 30% представителей крупного бизнеса, кого в первую очередь коснется фискальная мера, поддерживают налогообложение сверхпотребления, 39% скорее «за», нежели категорически «против». Большинство опрошенных (60% респондентов) к предметам роскоши отнесли личный самолет и большую яхту, элитную недвижимость в России и за рубежом, обширные земельные участки, включая острова.

Нужно выбрать простые в администрировании меры налогообложения, чтобы не поднимать нагрузку на плохо учитываемое имущество и товары, приобретение которых можно перенести за границу, считает большинство предпринимателей. По их мнению, налог на роскошь должен иметь социальный характер, а не только фискальный, и расходы по его сбору не должны превышать ожидаемую сумму бюджетных поступлений.

Среди возможных форматов налоговой политики в этой сфере участники дискуссии назвали:

  • увеличенный акциз при покупке предметов роскоши, уплачиваемый при приобретении на территории в России либо при ввозе в страну;
  • прогрессивные ставки действующих налогов на имущество, прежде всего на недвижимость, земельный и транспортный налоги;
  • прямое обложение сверхдоходов по прогрессивной шкале ставок подоходного налога с возможностью выведения из-под налогообложения доходов ниже уровня прожиточного минимума или равного этому уровню;
  • повышение госпошлины за государственную регистрацию прав на недвижимое имущество, договоров на отчуждение недвижимого имущества для сделок с имуществом стоимостью выше установленных пороговых значений;
  • аналог французского налога на недвижимость, уплачиваемый при стоимости выше определенной величины, но для этого надо ввести четкие критерии отнесения движимого и недвижимого имущества к понятию «роскошь», прозрачный порядок независимой оценки его стоимости, эффективную систему декларирования и налогового администрирования.

По мнению опрошенных РСПП, новация не должна стать налогом на достаток, иначе она ударит по среднему классу. Именно поэтому нецелесообразно повышать налоговую нагрузку на инвестиционную активность людей, то есть не следует облагать налогом ценные бумаги и банковские вклады граждан. Чтобы защитить средний класс и более уязвимые категории граждан, крупный капитал предлагает использовать несколько показателей для определения роскоши, ориентируясь на максимальные пороговые значения в мегаполисах, а не в среднем по стране.

к сведению

Историческая хроника

11 февраля 1812 г. в России введен процентный сбор с собственности и доходов от недвижимости, включая имения и жилые дома, — прообраз современного налога на роскошь.

1820 г. — отмена процентного сбора с собственности и доходов от недвижимости.

1885 г. — установление налога с доходов от процентных бумаг и дополнительного налога с торговых и промышленных предприятий, извлекающих прибыль.

1914—1918 гг. — действие закона о прогрессивном налогообложении граждан, принятого Госдумой. Налог взимался с годового дохода физического лица от 1000 руб. и выше по ставке 12,5%. При доходе свыше 400 000 руб. ставка отменялась, взималась фиксированная сумма 120 000 руб.

1924 г. — введение в СССР прогрессивной шкалы подоходного налога.

6 декабря 1991 г. в России вводятся акцизы — косвенный налог, оплачиваемый при покупке товара. В перечень акцизных товаров были включены винно-водочные и табачные изделия, пиво, икра осетровых и лососевых рыб, деликатесная продукция из ценных видов рыб и морепродуктов, шоколад, легковые автомобили и шины, ювелирные изделия и бриллианты, ковры и ковровые изделия, одежда из натуральной кожи и меховые изделия, высококачественные изделия из фарфора и хрусталя, а также определяемые правительством отдельные виды минерального сырья.

2001 г. — исключение из Закона «Об акцизах» икры осетровых и лососевых рыб, деликатесной продукции из ценных видов рыб и морепродуктов, ювелирных изделий и бриллиантов, ковров и ковровых изделий, одежды из натуральной кожи и меховых изделий, высококачественных изделий из фарфора и хрусталя, а также отдельных видов минерального сырья.

Акцизы на излишества в разных странах

Страна

Подакцизный объект

Ставка, %

Ботсвана

Предметы роскоши

5—35

Венгрия

Предметы роскоши

10—35

Исландия

Транспортные средства

7—40

Северная Корея

Предметы роскоши, электротовары

15—100

Таиланд

Предметы роскоши

25—80

Украина

Транспортные средства, ювелирные изделия

до 300

Южная Африка

Транспортные средства

5—10

Источник: РСПП

Налог на роскошь в разных странах

Страна

Объект налогообложения

Ставка, %

Алжир

Предметы роскоши

20—110

Великобритания

Недвижимость стоимостью 125 000—250 000 фунтов стерлингов

1

Недвижимость стоимостью 250 000—500 000 фунтов стерлингов

3

Гибралтар

Транспортные средства

25—30

Греция

Транспортные средства

до 40

Шубы

10

Испания

Имущество стоимостью свыше 700 000 евро

0,2—2,5

Литва

Недвижимость стоимостью свыше 1 млн лит

1

Нидерланды

Имущество

1,2

Объединенные Арабские Эмираты

Транспортные средства и лодки

5

Португалия

Недвижимость стоимостью от 80 000 евро

до 6

Сингапур

Транспортные средства

до 30

Тайвань

Предметы роскоши стоимостью свыше 3 млн тайваньских долларов

10

Тунис

Предметы роскоши

10—700

Турция

Некоторые предметы роскоши и автомобили

7—40

Франция

Имущество стоимостью до 1,3 млн евро

0,25

Имущество стоимостью от 1,3 до 3 млн евро

0,50

Хорватия

Транспортные средства

до 48

Шри-Ланка

Транспортные средства

25

Чили

Предметы роскоши

50—85

Источник: РСПП