Новая фаза борьбы с коррупцией упирается в старые проблемы

| статьи | печать

Незаконное расходование казенных денег и борьба с коррупцией стали лейтмотивом выступлений представителей власти на этой неделе. Размер нарушений законодательства при освоении бюджетных средств в прошлом году составил, по оценке главы Счетной палаты РФ Сергея Степашина, астрономическую сумму — 718 млрд руб. Остановить волну коррупции поможет, по мнению президента страны Дмитрия Медведева, новый закон, предусматривающий контроль расходов чиновников.

В прошлом году, заявил в своем выступлении в Госдуме г-н Степашин, его ведомство провело 131 экспертно-аналитическое мероприятие. Ряд проверок имел широкий общественный резонанс. Среди самых нашумевших дел — проверки транспортного комплекса Москвы (общий объем нарушений — 215 млрд руб., в том числе правил госзакупок — 117 млрд руб.), реализации ФЦП, направленных на развитие транспортной системы страны (242 млрд руб.), системы ЖКХ (33,3 млрд руб.), Минобороны (19,5 млрд руб.), использования лесного фонда Ленинградской области (он, по словам главы СП, по сути дела утрачен).

В целом размер нарушений законодательства при расходовании бюджетных средств превысил 718 млрд руб. В органы прокуратуры и другие право­охранительные структуры направлено 176 материалов. В результате возбуждено 72 уголовных дела, по другим материалам идет доследственная проверка.

Серебряные факелы Счетной палаты высветили преступления и загнали на скамью подсудимых немало чиновников, в частности бывшего мэра подмосковного г. Королева А. Морозенко, трех руководителей администрации Дербентского района Дагестана (Р. Джанбалаева, А. Кирхлярова и Э. Сапарова). А по итогам проверки Ракетных войск под судом оказался начальник службы одной из воинских частей (подполковник А. Пенкин).

По результатам проверок СП также было наложено 762 административных взыскания, а правительство Кабардино-Балкарской Республики отправлено в отставку в полном составе.

Важным направлением деятельности Счетной палаты стал аудит эффективности.

В его рамках было проведено 16 мероприятий, среди которых выделяется проверка эффективности мер по снижению затрат при реализации инвестиционных программ в «Газпроме», «Роснефти», РЖД, «Аэрофлоте», «Росатоме», «Связьинвесте», «Совкомфлоте», «ФСК ЕЭС России».

По словам Сергея Степашина, реформа госкомпаний оказалась чрезвычайно неудачной. Практически везде были выявлены одни и те же недостатки — отсутствие четких критериев эффективности использования бюджетных средств, значительные объемы незавершенки, размещение заказов у аффилированных структур без проведения тендеров, недостаточно активное участие в инновационных проектах.

К этому букету добавляется нарастающий совокупный внешний долг. По итогам минувшего года он увеличился на 10% и составил почти 539 млрд долл., превысив на 40 с лишним миллиардов долларов объем международных резервов. Между тем до сих пор не утвержден по­рядок регулирования внешних заимствований компаний с госучастием. А кризис 2008 г. показал, насколько это может быть опасно для экономики нашей страны.

Однако при всей важности работы Счетной палаты, очевидно, свет ее серебряных факелов явно не достигает высоких вершин, поскольку порог коррупции в России уже давно перешагнул уровень небольших городков типа Урюпинска или отдельных кавказских республик. Недаром, по оценке Transparency International, наша страна попадает в группу государств, где коррупция не только сказывается на качестве жизни населения, но и подрывает устойчивость экономического и социального развития, уничтожает принципы верховенства закона и равенства перед законом. Здесь начинает происходить глубокая коррозия демократических институтов, уничтожение политической и экономической конкуренции, свободы слова и института выборов.

Поэтому глава государства подписал на уходящей неделе Национальный план противодействия коррупции на период 2012—2013 гг., включающий попытку решения давно назревшей проблемы — контроля расходов государственных служащих.

Законопроект, предложенный Д. Медведевым, предполагает, что расходы чиновника по сделкам, которые государство способно проконтролировать (на покупку недвижимости, транспортных средств или акций), не должны превышать его доходы за последние три года. Если же госслужащий не может объяснить, откуда получены такие средства, это может стать основанием для его увольнения с работы и обращения соответствующего имущества в собственность государства.

Вместе с тем принцип презумпции невиновности не позволяет применять к таким чиновникам меры уголовно-правового характера, если не доказано, что они получили эти средства преступным путем.

По словам президента, теперь российские стандарты борьбы с коррупцией будут полностью соответствовать требованиям международных конвенций об установлении ответственности за незаконное обогащение, в том числе той идее, которая закреплена в небезызвестной ст. 20 Международной конвенции ООН против коррупции.

Но, как известно, самые большие трудности кроются в самых малых деталях.

Так, в договорах купли-продажи недвижимости участниками часто проставляется заниженная оценка имущества. «Мы должны принимать ту цену контракта, которая написана в договоре», — подчеркнул глава администрации президента Сергей Иванов.

Кроме того, регистрация имущества на других членов семьи позволяет спокойно обойти контроль расходов чиновника. Жены некоторых госслужащих имеют собственный бизнес, который приносит им немалые доходы, а контрольная сумма предполагает учет средств, полученных обоими супругами.

К примеру, жена бывшего московского градоначальника Юрия Лужков имела бизнес, который эксперты оценивали в 4 млрд долл. Выводы о размерах честных покупок Юрия Михайловича, как говорится, делайте сами.

Нужно ввести в законопроект норму, согласно которой близкие родственники чиновника не имеют право заниматься бизнесом в подведомственных ему территориях или профильных отраслях. Иначе мы так и будем получать мультимиллиардеров, растущих за счет государственной кормушки.

Как бы то ни было, законопроект будет размещен на интернет-ресурсе системы общественной экспертизы «Открытого правительства», который был специально создан для общественного обсуждения ключевых, социально значимых законопроектов и для обеспечения прозрачности деятельности органов власти.

Правда, срок для обсуждения главой государства определен очень сжатый — до 22 марта. Но все желающие все-таки могут успеть высказать свое мнение, вот только будет ли оно услышано…