Тысяча и одно «нельзя» и всего несколько «можно»

| статьи | печать

Нельзя...

...подписывать государственный или муниципальный контракт на бумажном носителе, если по закону он должен быть подписан в форме электронного документа (письмо ФАС России от 15.07.2011 № АЦ/27696)

Законом № 94-ФЗ установлено, что при проведении электронных аукционов весь документооборот осуществляется исключительно в электронной форме через электронную площадку. По результатам проведения электронного аукциона контракт заключается в форме электронного документа. Иная форма заключения контракта (в том числе письменная форма на бумажном носителе) в этом случае не предусмотрена (ст. 41.12 Закона № 94-ФЗ). Следовательно, контракт, заключенный по результатам электронного аукциона в письменной форме на бумажном носителе, является ничтожным в соответствии со ст. 168 ГК РФ, констатирует ФАС России и делает вывод, что участник размещения заказа, подписавший контракт в письменной форме на бумажном носителе вместо подписания контракта в форме электронного документа, считается уклонившимся от заключения контракта и подлежит включению в реестр недобросовестных поставщиков.

...изменять условия контракта в момент его подписания, даже если они выгодны для заказчика (постановление ФАС Восточно-Сибирского округа от 04.05.2010 по делу № А33-15343/2009)

На момент окончания срока подачи заявок на участие в запросе котировок на отпуск нефтепродуктов по талонам для транспортных средств в адрес заказчика поступила только одна заявка от общества, с которым заказчик и решил заключить госконтракт. Потенциальному поставщику был направлен проект госконтракта без подписи заказчика. Такой контракт заключается на условиях, предусмотренных извещением о проведении запроса котировок, по цене, предложенной в котировочной заявке победителя в проведении запроса котировок (ч. 8 ст. 47 Закона № 94-ФЗ).

В установленный срок заказчик получил подписанный обществом проект госконтракта. Но обнаружил в нем дополнительный пункт 4.4 о том, что заказчик обязан возвратить по истечении срока контракта топливные карты поставщику. Добавив этот пункт, поставщик тем самым изменил условия контракта, указанные в ч. 8 ст. 47 Закона № 94-ФЗ, чем нарушил ч. 5 ст. 9 названного закона.

Заказчик посчитал победителя торгов уклонившимся от заключения госконтракта и обратился в Управление ФАС России, и общество включили в реестр недобросовестных поставщиков. Суды признали действия ФАС России правомерными.

(На эту тему см. также постановление ФАС Восточно-Сибирского округа от 13.05.2009 № А33-17362/08-Ф02-1949/09, Северо-Кавказского округа от 14.08.2009 по делу № А63-23961/2008-С6-37 и от 30.03.2010 по делу № А53-20195/2009, Уральского округа от 03.03.2010 № Ф09-1194/10-С1.)

...нарушать срок представления обеспечения по госконтракту (постановление Девятого арбитражного апелляционного суда от 16.02.2011 № 09АП-192/2011 по делу № А40-67280/10-92-323)

Заказчик опубликовал извещение о проведении открытого аукциона на право заключения госконтракта на поставку лифтового оборудования. Победил участник, предложивший самую низкую цену контракта. Заказчик передал победителю про­токол открытого аукциона и проект госконтракта. Такой контракт может быть заключен не ранее чем через десять дней со дня размещения на официальном сайте протокола аукциона (ч. 1.1. ст. 38 Закона № 94-ФЗ) и только после предоставления обеспечения по нему (ч. 4 ст. 38). Заказчик на основании п. 9 ч. 4 ст. 34 Закона № 94-ФЗ установил требование о предоставлении обеспечения по госконтракту в размере 30% его начальной (максимальной) цены. Победитель передал необходимое обеспечение (в виде страхования ответственности) на день позднее срока, установленного в документации для подписания госконтракта. Заказчик проинформировал комиссию Управления ФАС России, которая включила несостоявшегося победителя в РНП. Суд не нашел оснований для отмены решения комиссии.

...вместе с подписанным проектом гос­контракта, заключаемого по итогам проведения открытого конкурса, представлять заказчику протокол разногласий (постановление ФАС Поволжского округа от 12.04.2010 по делу № А55-13277/2009)

Заказчик провел открытый аукцион на комплектование всеми типами документов по профилю обучающих программ инженерно-экономического факультета, выбрав организацию, предложившую наименьшую стоимость поставки. Победителю торгов был передан проект госконтракта. В срок, указанный в документации об аукционе для подписания госконтракта, потенциальный поставщик передал заказчику подписанный гос­контракт с протоколом разногласий к нему.

Комиссия Управления ФАС посчитала победителя торгов уклонившимся от заключения госконтракта и включила его в реестр недобросовестных поставщиков. Суды поддержали антимонопольщиков.

...страховать гражданскую ответственность на случай неисполнения (ненадлежащего исполнения) контракта у страховщика, не имеющего лицензии (постановление ФАС Восточно-Сибирского округа от 04.08.2009 по делу № А33-17238/08)

По условиям аукционной документации победитель должен был застраховать свою гражданскую ответственность на случай неисполнения или ненадлежащего исполнения контракта. Но страховщик, у которого была приобретена такая страховка, не имел лицензии на данный вид страхования. В результате организацию включили в РНП, за чем последовало судебное разбирательство. Аргумент, что потенциальный поставщик не знал об отсутствии лицензии у страховщика, суд не принял.

...совершать любые действия, свидетельствующие, что потенциальный поставщик не желает заключать госконтракт согласно Закону № 94-ФЗ (постановление ФАС Московского округа от 15.07.2008 № КА-А40/6436-08)

ЗАО признано единственным участником размещения заказа, что подтверждает протокол рассмотрения заявок на участие в открытом аукционе. Участник размещения заказа, подавший заявку на участие в аукционе, вправе отозвать ее в любое время до дня и времени начала рассмотрения заявок на участие в аукционе (ч. 10 ст. 25 Закона № 94-ФЗ). В день рассмотрения заявок аукционной комиссией и подписания протокола их рассмотрения ЗАО направляет заказчику уведомление о том, что отзывает свою заявку. Получив это уведомление после объявления результатов открытого аукциона, заказчик не принял его во внимание и в свою очередь направил ЗАО проект госконтракта, который общество не подписало.

Ситуацию, когда на участие в аукционе подана только одна заявка, регулирует ч. 12 ст. 35 Закона № 94-ФЗ. Участник, не представивший в срок подписанный контракт, а также обеспечение по нему (если такое требование установлено), признается уклонившимся от заключения контракта. В результате сведения о несостоявшемся поставщике включили в РНП. Арбитражный суд, куда обратилось ЗАО, его не поддержал.

Можно...

...по техническим причинам направить заказчику на бумажном носителе документы в отношении поручителя, если подписанный проект контракта и договор поручительства своевременно размещены на сайте (факт умышленного уклонения от заключения контракта не доказан) (постановление ФАС Западно-Сибирского округа от 28.02.2012 по делу № А27-6549/2011)

...успешно оспорить в суде приказ Управления ФАС России о включении в РНП даже при наличии фактических оснований для такого включения, если антимонопольная служба не проверила факт уклонения поставщика от заключения контракта в порядке, установленном законом (постановление ФАС Западно-Сибирского округа от 14.02.2012 по делу № А67-2246/2011)

...успешно оспорить в суде включение в РНП, если заказчик ошибочно указал в направленном для подписания потенциальному поставщику проекте контракта в качестве поставщика иное юридическое лицо. В такой ситуации у поставщика не возникает обязанности подписывать контракт и возвращать его оператору электронной площадки. Так, суд признал незаконным решение Рособоронзаказа о включении сведений об обществе в РНП, которое не подписало подобный контракт (постановление ФАС Московского округа от 06.02.2012 по делу № А40-29044/11-79-211).