1. Главная / Статьи 
ул. Черняховского, д. 16 125319 Москва +7 499 152-68-65
Логотип
| статьи | печать | 2416

Ссылка есть — закона нет

Подрядные работы для государственных и муниципальных нужд регулируются общими положениями ГК РФ о подряде, так как специального закона в этой сфере нет (постановление Президиума ВАС РФ от 25.10.2011 № 9382/11).

Суть дела

Общество-подрядчик заключило госконтракт с комитетом по строительству на возведение школы. Перечень работ по договору включал подготовку проектно-сметной документации и выполнение строительно-монтажных работ. Стороны согласовали сроки выполнения работ и объемы финансирования. Однако подрядчик не вовремя получил заключение государственной экспертизы на проект. В результате полный комплект проектной документации на здание был сформирован с нарушением сроков, установленных договором. Комитет по строительству, так и не дождавшись начала строительства, направил обществу письмо с уведомлением о расторжении контракта, отказавшись от его исполнения в одностороннем порядке, и потребовал от подрядчика возмещения убытков. Тот в свою очередь решил, что его права нарушены и обратился в суд.

Судебное разбирательство

Подрядчик счел, что отношения между ним и комитетом по строительству регулируются ч. 8 ст. 9 Федерального закона от 21.07.2005 № 94-ФЗ «О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд». По мнению истца, именно об этом законе идет речь в ст. 768 ГК РФ, посвященной регулированию государственного или муниципального контракта. И расторжение такого контракта допускается исключительно по соглашению сторон или решению суда. Другими словами, ни о каком одностороннем расторжении договора не может быть речи.

Арбитражный суд доводы истца не убедили, поскольку в силу п. 2 ст. 715 ГК РФ заказчик вправе отказаться от исполнения договора и потребовать возмещения убытков. Например, если подрядчик не приступил к исполнению договора своевременно или затягивает строительные работы так, что становится ясно: в назначенные сроки строительство закончить не удастся. Аналогичные правила стороны включили в подписанный ими контракт. Апелляция и кассация решение суда поддержали.

Позиция ВАС РФ

Президиум ВАС РФ поддержал позицию судов, признав их выводы правильными. Действительно, ст. 768 ГК РФ содержит ссылку на закон о подрядах для государственных и муниципальных нужд. Именно этот закон должен регулировать взаимоотношения государства и подрядчиков в части, не урегулированной ГК РФ. Однако он до сих пор не принят. Доводы общества, что применению подлежит Закон № 94-ФЗ, несостоятельны. Ведь он регулирует отношения, связанные с размещением заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных, муниципальных нужд. А вопросы исполнения и расторжения «подрядных» госконтрактов не подпадают под его действие.

Поскольку суды подтвердили факт нарушения подрядчиком сроков выполнения работ в соответствии с п. 2 ст. 715 ГК РФ и положениями контракта, заказчик имел полное право расторгнуть договор в одностороннем порядке.

Таким образом, приоритет в регулировании подрядных работ для государства остается за ГК РФ.

Статья 768 «Правовое регулирование государственного или муниципального контракта» ГК РФ

К отношениям по государственным или муниципальным контрактам на выполнение подрядных работ для государственных или муниципальных нужд в час­ти, не урегулированной настоящим Кодексом, применяется закон о подрядах для государственных или муниципальных нужд.