Надежность заемщика — проблема № 1

| статьи | печать

С августа 2004 года, когда вступило в действие новое Положение Банка России № 254-П «О порядке формирования кредитными организациями резервов на возможные потери по ссудам, по ссудной и приравненной к ней задолженности», начала действовать третья по счету система формирования резервов на возможные потери по кредитным операциям банков. В отличие от предыдущих данная система резервирования имеет ряд отличий.

1.Значительно расширен список банковских инструментов (активов), которым присущ кредитный риски под которые соответственно банки должны создавать РВПС. Теперь формирование РВПС должно происходить не только по кредитам, предоставленным в рублях и иностранной валюте, включая межбанковские кредиты, синдицированные кредиты, учтенные векселя, требования по сделкам финансирования под уступку денежного требования (факторинга), но и по требованиям к лизингополучателю по операциям лизинга, по требованиям банка к плательщику по оплаченным аккредитивам, по сделкам РЕПО и т. д.

2.Оценка качества кредитного портфеля и соответственно определение уровня кредитного риска базируются на двух, но значимых критериях:

✔ оценка финансового состояния заемщика;

✔ качество обслуживания долга по кредитному требованию.

В соответствии с требованиями нового Положения оценка финансового состояния заемщика содержит в себе некоторые принципы международных стандартов. Это выражается в том, что при анализе финансового состояния заемщика должен учитываться и бизнес-риск (состояние отрасли, к которой относится заемщик, конкурентное положение заемщика в отрасли, деловая репутация и пр.).

3.В новом Положении существует потенциально опасный момент для банка — это применение сотрудниками ЦБ при проверке деятельности банка по новому Положению так называемого мотивированного суждения. Оно позволяет его сотрудникам более широко оценивать деятельность банка, чем прописано в инструкциях. Однако такой подход может быть субъективным и очень опасным. Например, существует ставка рефинансирования по нестандартной ссуде от 1 до 20%. Здесь возникает коллизия: банк, рассмотрев финансовое состояние заемщика, принимает решение, что ссуда нестандартная, и формирует резерв, например, под 2%. Но приходит представитель ЦБ с проверкой и, ссылаясь на свое мотивированное суждение, говорит, что резерв должен быть 20%. Соответственно все, что банк сделал, будет неправильным. ЦБ пересчитывает его отчетность, что выражается в изменении финансового результата и в конечном итоге — в снижении собственного капитала банка.

Оценивать заемщиков будут жестко

Новые правила резервирования заставляют банки более жестко оценивать своих потенциальных заемщиков. Раньше основанием для выдачи кредитов являлась реальная платежеспособность клиента, теперь основанием для выдачи кредитов должна служить только официальная отчетность предприятия. Однако если судить по официальной отчетности («белым» документам), то банки будут вынуждены отнести к числу «проблемных» или «нестандартных» ссуды подавляющему большинству российских предприятий. А значит, увеличить согласно новому Положению ЦБ норматив резерва на возможные потери по таким ссудам.

По оценкам представителей банковского сообщества, введение новых требований по созданию РВПС увеличило объем их издержек на 20%. Следовательно, банкам проще отказаться или сократить объем выдачи «нестандартных» ссуд на определенное время, что может оставить без оборотных средств не только мелкие и средние компании, но и крупные промышленные предприятия: у многих из них тоже не все в порядке с отчетностью.

По мнению экспертов, доля теневого оборота в российском малом бизнесе составляет от 30 до 50%. Политика Центробанка и других финансовых властей в течение последних лет направлена на резкую легализацию бизнеса банков и их клиентов, и Положение № 254-П является логичным продолжением этой политики. В результате объем кредитов малому бизнесу, по самым оптимистическим подсчетам, не превышает 10%.

Однако, по данным Объединения предпринимательских организаций России (ОПОРА), ежегодная потребность малого и среднего бизнеса в кредитных ресурсах оценивается в20—25 млрд дол. Это весьма перспективное поле деятельности для банков, особенно мелких и средних. Некоторые коммерческие банки разрабатывают методики работы с«малыми» заемщиками на свой страх и риск.

Так, оценку финансового состояния клиента кредитный инспектор проводит на основании его официальной финансовой отчетности, скорректированной с учетом реальной деятельности. В процессе проведения анализа определяются: основное и вспомогательные направления в бизнесе клиента, история его развития, структура собственности, уровень организации управления, зависимость компании от сезонности и степени специализации, портфель заказов и зависимость от поставщиков; основные конкуренты; состояние дебиторской и кредиторской задолженности и т. д.

Методика базируется на следующих основных принципах кредитных взаимоотношений банка с потенциальным заемщиком:

✔ не предоставлять кредит, если предприятие находится в критической ситуации или средства необходимы для погашения другого кредита;

✔ определять кредитоспособность заемщика только на основе анализа его реального финансового положения;

✔ учитывать конкурентоспособность заемщика, репутацию, деловые и профессиональные качества руководства предприятия;

✔ учитывать трудности предоставления малыми предприятиями первоклассных поручителей, использовать комбинированный залог;

✔ оперативно решать вопрос о предоставлении кредита и при положительном решении постоянно следить за состоянием бизнеса клиента и сроками погашения ссуды.

Наряду с общими принципами банки используют и другие подходы, которые формируются в процессе практической работы. Скажем, одни банки признают залогом только имущество или поручительства, другие — кредитуют лишь по оборотам, третьи — ориентируются на кредитную историю заемщика. Если одновременно с этим такой заемщик будет получать льготы в виде снижения ставки и уменьшения залогового обеспечения, он будет «привязан» к своему банку.