1. Главная / Статьи 
ул. Черняховского, д. 16 125319 Москва +7 499 152-68-65
Логотип
| статьи | печать | 1438

Налог на прибыль: профилактику травматизма финансирует соцстрах

Должны ли организации, которые направили на профилактику профессионального травматизма часть взносов на обязательное социальное страхование от несчастных случаев на производстве, в составе годовой декларации по налогу на прибыль представлять отчет о целевом использовании денежных средств? На этот вопрос налоговики ответили в письме от 20.12.2011 № ЕД-4-3/21637.

ФНС России получила сразу несколько обращений с вопросом: нужно ли отчитываться перед налоговиками за деньги, не уплаченные в соцстрах в связи с финансированием мер по предупреждению профтравматизма в организации, как за целевые поступления? Фискалы подробно рассмотрели ситуацию и дали исчерпывающие разъяснения. Но прежде чем говорить о декларации по налогу на прибыль, вспомним, что такое финансовое обеспечение профилактики профтравматизма за счет средств соцстраха.

Береженого бог бережет

Организации обязаны принимать меры по сокращению производственного травматизма и профессиональных заболеваний работников, обеспечивать санаторно-курортное лечение сотрудников, занятых на работах с вредными и (или) опасными производственными факторами. Часть расходов компании на финансирование таких предупредительных мер может быть возмещена за счет сумм «несчастных» страховых взносов, подлежащих уплате в бюджет ФСС России в текущем календарном году. В 2011 г. порядок и условия возмещения определены п. 7 ч. 1 ст. 7 Федерального закона от 08.12.2010 № 334-ФЗ «О бюджете Фонда социального страхования Российской Федерации на 2011 год и на плановый период 2012 и 2013 годов». В соответствии с постановлением Правительства РФ от 31.12.2010 № 1232 Минздравсоцразвития России приказом от 11.02.2011 № 101н утвердило Правила финансового обеспечения предупредительных мер (далее — Правила).

Указанные документы строго ограничивают размер государственного софинансирования: он не может превышать 20% суммы взносов, начисленной работодателем за предыдущий год. К тому же сумму, исходя из которой определяется лимит возмещения расходов на финансирование предупредительных мер за счет средств фонда, необходимо уменьшить на выплаты страхового обеспечения по страхованию от производственного травматизма.

Чтобы получить финансовое обеспечение, компания должна представить в территориальный орган ФСС России соответствующее заявление, план финансового обеспечения предупредительных мер по форме, приведенной в приложении к Правилам, копию плана мероприятий по улучшению условий труда в организации и документы, обосновывающие необходимость принятия предупредительных мер в конкретном случае.

К расходам, которые страхователь вправе возместить за счет средств ФСС России, в частности, относятся затраты на аттестацию рабочих мест работников, на обучение по охране труда определенных категорий работников, на приобретение средств индивидуальной защиты работникам, занятым на работах во вредных и (или) опасных условиях труда, на санаторно-курортное лечение, а также проведение медицинских осмотров работников, занятых на работах во вредных и (или) опасных условиях труда. В пункте 2 Правил приведен закрытый перечень расходов, которые могут быть возмещены фондом.

Территориальный орган ФСС России может отказать в финансовом обеспечении предупредительных мер, если компания отразила в поданных документах недостоверную информацию или у страхователя имеется задолженность по «несчастным» страховым взносам.

Компания ведет в установленном порядке учет средств, направленных на финансовое обеспечение предупредительных мер в счет уплаты страховых взносов, и ежеквартально подает в территориальный орган фонда отчет об их использовании. Завершив запланированные мероприятия, страхователь представляет в территориальный орган ФСС России документы, свидетельствующие о целевом использовании средств. Об этом говорится в абз. 2 п. 10 Правил. Расходы, фактически произведенные страхователем, но не подтвержденные документами о целевом использовании средств, зачтены не будут, и страховые взносы в бюджет фонда придется доплатить (п. 11 Правил). Отметим, что подтвердить надо не только оказание соответствующих услуг (выполнение работ), но и их оплату. С такой позицией фонда согласны и арбитры (постановление ФАС Поволжского округа от 19.10.2010 № А12-7127/2010).

Целевое финансирование здесь ни при чем

В комментируемом письме налоговики напомнили, что в листе 07 декларации по налогу на прибыль, форма которой утверждена приказом ФНС России от 15.12.2010 № ММВ-7-3/730, отражается информация о целевом использовании имущества или денежных средств, полученных в рамках благотворительной деятельности или в виде целевого финансирования. Такое имущество и денежные средства не учитываются при определении налоговой базы по прибыли в соответствии со ст. 251 НК РФ. А компания по окончании налогового периода должна представить в инспекцию по месту учета отчет о целевом использовании полученных средств, то есть лист 07 декларации по налогу на прибыль (п. 14 ст. 251 НК РФ).

Если же целевое финансирование и целевые поступления организация использовала не по назначению, соответствующие суммы (за исключением бюджетных средств) включаются в состав внереализационных доходов, которые учитываются при определении налоговой базы по налогу на прибыль. В этом случае лист 07 в годовой декларации по налогу на прибыль заполнять не надо.

Что касается сумм «несчастных» страховых взносов, направленных на финансирование предупредительных мер, они по сути имеют иную правовую природу, чем целевые поступления и целевое финансирование, и не оказывают влияния на налоговую базу по прибыли. Ведь даже если территориальный орган ФСС России не зачтет какие-либо расходы страхователя, последний должен будет доплатить страховые взносы в размере, соответствующем части ранее предоставленного фондом лимита. Порядок включения в доходы целевых средств, использованных не по назначению, для исчисления налога на прибыль не применяется. Контролируют целевое использование сумм страховых взносов, направленных на финансирование мер по предупреждению профтравматизма, территориальные органы фонда, а не налоговые инспекции. Значит, суммы «несчастных» страховых взносов, в установленном порядке направленные на финансирование обеспечительных мер, не отражаются в листе 07 декларации по налогу на прибыль.