Страховые взносы — 2012 («Новая бухгалтерия», № 12, 2011 г.)

| статьи | печать

Завершая осеннюю сессию, Госдума приняла поправки, которые существенно меняют с 2012 г. правила уплаты страховых взносов в государственные внебюджетные фонды. 25 ноября соответствующий закон одобрил Совет Федерации, на момент подписания номера в печать документ находился на подписи у Президента РФ. Поскольку вероятность подписания закона очень высока, есть смысл ознакомиться с ним заранее.

Речь идет о Федеральном законе «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации по вопросам установления тарифов страховых взносов в государственные внебюджетные фонды» (далее — Новый закон), у которого пока нет номера (бывший законопроект № 607164-5). Новый закон вносит поправки в десять федеральных законов в сфере обязательного пенсионного, социального и медицинского страхования. Рассмотрим ключевые изменения.

Поправки в закон об обязательном пенсионном страховании

Новые понятия

В статью 3 Федерального закона от 15.12.2001 № 167-ФЗ «Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации» (далее — Закон № 167-ФЗ) включены новые для страхователей понятия — солидарная часть тарифа страховых взносов и индивидуальная часть тарифа страховых взносов на обязательное пенсионное страхование.

Солидарная часть тарифа страховых взносов (далее — солидарная часть) — это та часть взносов, которая предназначена для формирования в соответствии с федеральным законом о бюджете ПФР денежных средств для выплаты в фиксированном базовом размере:

— трудовой пенсии;

— социального пособия на погребение умерших пенсионеров, не подлежавших обязательному социальному страхованию на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством на день смерти;

— в иных целях, предусмотренных законодательством об обязательном пенсионном страховании, не связанных с формированием средств, предназначенных для выплаты накопительной части трудовой пенсии и других выплат за счет средств пенсионных накоплений, установленных законодательством РФ.

Индивидуальная часть тарифа страховых взносов (далее — индивидуальная часть) — это часть взносов, предназначенная для формирования денежных средств застрахованного лица и учитываемая на его индивидуальном лицевом счете, включая его специальную часть, в целях определения суммы расчетного пенсионного капитала, а также размера накопительной части трудовой пенсии и других выплат за счет средств пенсионных накоплений, установленных законодательством РФ.

Новые категории застрахованных лиц

Поправки внесены в п. 1 ст. 7 Закона № 167-ФЗ в части отнесения к застрахованным лицам иностранных граждан и лиц без гражданства, а также работающих владельцев бизнеса.

В число застрахованных включены иностранцы и лица без гражданства, временно пребывающие на территории России, которые заключили трудовой договор на неопределенный срок либо срочный трудовой договор на срок не менее шести месяцев. Сказанное не относится к временно пребывающим высококвалифицированным специалистам, статус которых определяется в соответствии с Федеральным законом от 25.07.2002 № 115-ФЗ «О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации».

Будут также считаться застрахованными работающие по трудовому договору руководители организаций, являющиеся их единственными участниками (учредителями), членами, собственниками имущества.

Уточнен список застрахованных лиц, приобретающих такой статус в силу авторских и лицензионных договоров. К числу таких лиц теперь относятся работающие по договору авторского заказа, а также авторы произведений, получающие выплаты и иные вознаграждения по договорам об отчуждении исключительного права на произведения науки, литературы, искусства, издательским лицензионным договорам, лицензионным договорам о предоставлении права использования произведения науки, литературы, искусства.

В пункте 1 ст. 10 также появилось уточнение, что суммы взносов, поступившие за застрахованное лицо в Пенсионный фонд, учитываются на индивидуальном лицевом счете застрахованного по нормативам, предусмотренным не только Федеральным законом от 01.04.96 № 27-ФЗ «Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования», но и Законом № 167-ФЗ, что связано с разбивкой тарифа страховых взносов на солидарную и индивидуальную части.

Снятие с учета: новшества для адвокатов и нотариусов

В статье 11 Закона № 167-ФЗ поправки затронули порядок снятия с регистрационного учета в территориальных органах ПФР нотариусов, занимающихся частной практикой, и адвокатов. Их теперь будут снимать с учета в пятидневный срок со дня представления в территориальные органы страховщика Мин-юстом России сведений, подтверждающих прекращение полномочий нотариуса, прекращение/приостановление статуса адвоката. Раньше с учета снимали в течение 14 дней со дня подачи страхователем соответствующего заявления.

Общие тарифы: меняется структура

В пункте 2.1 ст. 22 Закона № 167-ФЗ, регламентирующем общие тарифы для организаций, индивидуальных предпринимателей и физических лиц, производящих выплаты физлицам, размеры тарифов не меняются, но меняется их структура. В составе тарифа на финансирование страховой части трудовой пенсии появляются солидарная и индивидуальная составляющие, о которых мы говорили выше (см. табл. 1). Также уточнено, что эти тарифы применяются, если иное не предусмотрено Законом № 167-ФЗ. Эти тарифы будут применяться с 2014 г. (если законодательство снова не изменится).

Таблица 1

Тарифы для страхователей,
указанных в подп. 1 п. 1 ст. 6 Закона № 167­-ФЗ

Тариф страхового взноса

На финансирование страховой части трудовой пенсии

На финансирование накопительной части трудовой пенсии

для лиц 1966 г. р.

и старше

для лиц 1967 г. р.

и моложе

для лиц 1967 г. р.

и моложе

26%

26%, из них: 10% —

солидарная часть;

16% — индивидуальная часть

20%, из них: 10% —

солидарная часть;

10% — индивидуальная

часть

6% — индивидуальная часть

Как следует из нового п. 2.2 ст. 22, упомянутые тарифы применяются и при исчислении стоимости страхового года, исходя из которой определяется размер страховых взносов, уплачиваемых страхователями, указанными в подп. 2 п. 1 ст. 6 Закона № 167-ФЗ. Это индивидуальные предприниматели, адвокаты, нотариусы, занимающиеся частной практикой, и иные частнопрактикующие лица, не являющиеся индивидуальными предпринимателями.

В новой ст. 22.1 Закона № 167-ФЗ установлен порядок применения тарифов в отношении застрахованных из числа иностранцев и лиц без гражданства. За таких лиц, постоянно проживающих в России, взносы уплачиваются по тарифу, установленному для граждан РФ на финансирование страховой и накопительной частей трудовой пенсии, в зависимости от года рождения. Для тех, кто временно проживает/пребывает в нашей стране и заключил трудовой договор на неопределенный срок либо срочный трудовой договор на срок не менее шести месяцев, тариф такой же, как и для россиян старше 1967 года рождения, то есть вся сумма взносов пойдет на страховую часть пенсии.

Переходные положения

С переходными положениями связаны наиболее важные поправки. Во-первых, изменилась ст. 33 Закона № 167-ФЗ. Теперь она устанавливает тарифы только для льготников. Во-вторых, появилась новая ст. 33.1, определяющая тарифы для тех, кто льготы не применяет.

Тарифы для льготников

Прежде всего в ст. 33 изменился п. 4, в котором перечислены категории страхователей, применяющих в течение переходного периода пониженные тарифы страховых взносов.

Уточнена формулировка подп. 5 п. 4, касающегося резидентов особых экономических зон (ОЭЗ). Согласно новой редакции этого пункта льготные тарифы могут применять организации и индивидуальные предприниматели, заключившие:

— с органами управления ОЭЗ соглашения об осуществлении технико-внедренческой деятельности и производящие выплаты физическим лицам, работающим в технико-внедренческой ОЭЗ или промышленно-производственной ОЭЗ;

— соглашения об осуществлении туристско-рекреационной деятельности и производящие выплаты физическим лицам, работающим в туристско-рекреационных ОЭЗ, объединенных решением Правительства РФ в кластер.

Изменился перечень льготников из числа организаций и индивидуальных предпринимателей, применяющих УСН (п. 8. п. 4 ст. 33). В число основных видов экономической деятельности, позволяющих упрощенцам применять пониженный тариф, включены:

— транспорт и связь (вместо вспомогательной и дополнительной транспортной деятельности);

— розничная торговля фармацевтическими и медицинскими товарами, ортопедическими изделиями;

— производство гнутых стальных профилей;

— производство стальной проволоки.

Обратите внимание!
Федеральным законом от 07.11.2011 № 305-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с реализацией мер государственной поддержки судостроения и судоходства» в п. 4 ст. 33 Закона № 167-ФЗ введены подп. 9 и 11. Первая норма дает возможность в переходный период применять пониженные тарифы страхователям, производящим выплаты и иные вознаграждения членам экипажей судов, зарегистрированных в Российском международном реестре судов, за исполнение трудовых обязанностей члена экипажа судна, — в отношении данных выплат и вознаграждений (вступает в силу с 2012 г.). В соответствии с новым п. 11 ст. 33 в течение 2012—2027 гг. упомянутые страхователи применяют нулевые тарифы в отношении страховых взносов, перечисляемых в ПФР.

Кроме того, в число льготников включены (новые подп. 10—13 п. 4 ст. 33):

— аптечные организации, признаваемые таковыми в соответствии с Федеральным законом от 12.04.2010 № 61-ФЗ «Об обращении лекарственных средств» и уплачивающие ЕНВД, а также индивидуальные предприниматели, имеющие лицензию на фармацевтическую деятельность и уплачивающие ЕНВД, — в отношении выплат и вознаграждений, производимых физлицам в связи с осуществлением фармацевтической деятельности (п. 10);

— некоммерческие организации, зарегистрированные в установленном законодательством РФ, применяющие УСН и осуществляющие в соответствии с учредительными документами деятельность в области социального обслуживания населения, научных исследований и разработок, образования, здравоохранения, культуры и искусства (деятельность театров, библиотек, музеев и архивов) и массового спорта. Исключение — государственные (муниципальные) учреждения и профессиональный спорт (п. 11);

— благотворительные организации, зарегистрированные в установленном законодательством РФ порядке и применяющие УСН (п. 12);

— организации, оказывающие инжиниринговые услуги. Исключение — организации, заключившие с органами управления ОЭЗ соглашения об осуществлении технико-внедренческой деятельности (п. 13).

В новой редакции действует п. 5 ст. 33. В нем установлены тарифы на 2011—2014 гг. для страхователей, указанных в под. 1—3 п. 4 ст. 33, в частности сельхозтоваропроизводителей, отвечающих критериям ст. 346.2 НК РФ, плательщиков ЕСХН и «инвалидных» организаций. Размеры тарифов не меняются, в них только выделяются солидарная и индивидуальная части (см. табл. 2).

Внесены поправки и в п. 6 ст. 33, который устанавливает пониженные тарифы для организаций — участников проекта по осуществлению исследований, разработок и коммерциализации их результатов в соответствии с Федеральным законом от 28.09.2010 № 244-ФЗ «Об инновационном центре ”Сколково“». Размер тарифа не изменился, это по-прежнему 14%, которые для лиц 1967 года рождения и моложе распределяются на финансирование страховой (8%) и накопительной (6%) частей трудовой пенсии. Уточнено только, что речь идет об индивидуальной части тарифа и что действие обновленного п. 6 в части порядка и случаев применения пониженного тарифа распространяется на правоотношения, возникшие с 1 января 2011 г. (п. 2 ст. 9 Нового закона). Напомним, что при применении пониженных тарифов эта категория страхователей должна ориентироваться на ст. 58.1 Федерального закона от 24.07.2009 № 212-ФЗ «О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования» (далее — Закон № 212-ФЗ). В нее внесены существенные поправки Федеральным законом от 28.11.2011 № 339-ФЗ.

Структура тарифа изменилась и для страхователей, указанных в подп. 4—6 п. 4 ст. 33. Это хозяйственные общества, созданные после 13 августа 2009 г. бюджетными научными учреждениями в соответствии с Федеральным законом от 23.08.96 № 127-ФЗ

«О науке и государственной научно-технической политике» и образовательными учреждениями высшего профессионального образования в соответствии с Федеральным законом от 22.08.96 № 125-ФЗ

«О высшем и послевузовском профессиональном образовании», организации и индивидуальные предприниматели, имеющие статус резидента технико-внедренческой ОЭЗ и производящие выплаты физлицам, работающим на территории такой зоны, а также IT-компании, за исключением имеющих статус резидента технико-внедренческой ОЭЗ. В 2012—2019 гг. эти страхователи будут применять тарифы, указанные в табл. 2.

Пункт 8 ст. 33 гласит, что применять пониженные тарифы можно только при выполнении условий, установленных Законом № 212-ФЗ. В число страхователей, на которых распространяется это правило, теперь включены инжиниринговые компании.

Пункт 9 ст. 33 устанавливает тарифы для страхователей, указанных в подп. 7 п. 4 той же статьи. Это российские организации и индивидуальные предприниматели, производящие выплаты физлицам и осуществляющие производство, выпуск в свет (в эфир) и (или) издание СМИ (за исключением рекламных и (или) эротических СМИ), в том числе в электронном виде, основным видом экономической деятельности которых является:

— деятельность в области организации отдыха и развлечений, культуры и спорта — в части деятельности в области радиовещания и телевещания или деятельности информационных агентств;

— издательская и полиграфическая деятельность, тиражирование записанных носителей информации — в части издания газет или журналов и периодических публикаций, в том числе интерактивных.

В 2012—2014 гг. такие страхователи применяют тарифы в прежнем размере, но с учетом их новой структуры (см. табл. 2).

В новом п. 12 ст. 33 приведены пониженные тарифы на 2012—2013 гг. для страхователей, указанных в подп. 8, 10—12 п. 4 названной статьи. Это упрощенцы, которые осуществляют виды деятельности, перечисленные в подп. 8 п. 4, а также новые категории льготников (аптечные, некоммерческие, благотворительные организации), о которых мы уже сказали выше (см. табл. 2).

В новом пункте 13 ст. 33 установлены тарифы на 2012—2013 гг. для страхователей, указанных в подп. 3. п. 4 названной статьи (инжиниринговые организации) (см. табл. 2)

Таблица 2

Тарифы для некоторых категорий льготников
(п. 4 ст. 33 Закона № 167-­ФЗ)

Период

Тариф страхового взноса

На финансирование страховой части

трудовой пенсии

На финансирование накопительной части трудовой пенсии

для лиц 1966 г. р.
и старше

для лиц 1967 г. р.
и моложе

для лиц 1967 г. р.
и моложе

Сельхозтоваропроизводители, плательщики ЕСХН, «инвалидных» организаций и др.
(подп. 1—3 п. 4 ст. 33)

2012 г.

16%

16% — индивидуальная часть

10%— индивидуальная часть

6% — индивидуальная часть

2013—2014 гг.

21%

21%, из них:

5% — солидарная часть;

16%— индивидуальная часть

15%, из них:

5% — солидарная часть; 10% — индивидуальная часть

6%— индивидуальная часть

Резиденты технико­внедренческой ОЭЗ, IT­компании и др. (подп. 4—6 п. 4 ст. 33)

2012—2017 гг.

8%

8% — индивидуальная часть

2% — индивидуальная часть

6% — индивидуальная часть

2018 г.

13%

13% — индивидуальная часть

7% — индивидуальная часть

6% — индивидуальная часть

2019 г.

20%

20%, из них:

4% — солидарная часть; 16% — индивидуальная часть

14%, из них:

4% — солидарная часть;

10% — индивидуальная часть

6% — индивидуальная часть

СМИ, издательства и др. (подп. 7 п. 4 ст. 33)

2012 г.

20,8%

20,8%, из них: 4,8% — солидарная часть;

16% — индивидуальная часть

14,8%, из них:

4,8% — солидарная часть;

10% — индивидуальная часть

6% — индивидуальная часть

2013 г.

21,6%

21,6%, из них: 5,6% — солидарная часть;

16% —индивидуальная часть

15,6%, из них:

5,6% — солидарная часть;

10% —индивидуальная часть

6% — индивидуальная часть

2014 г.

23,2%

23,2%, из них: 7,2% — солидарная часть;

16% — индивидуальная часть

17,2%, из них:

7,2%—­ солидарная часть;

10% —­ индивидуальная часть

6% — индивидуальная часть

Упрощенцы, аптеки на ЕНВД, НКО на «упрощенке», благотворительные организации
(подп. 8, 10—12 п. 4 ст. 33)

2012—2013 гг.

20%

20%, из них:

4% — солидарная часть;

16% — индивидуальная часть

14%, из них:

4% — солидарная часть;

10% — индивидуальная часть

6%*

Инжиниринговые организации (подп. 13 п. 4 ст. 33)

2012—2013 гг.

22%

22%, из них:

6% — солидарная часть;

16% — индивидуальная часть

16%, из них:

6% — солидарная часть;

10% — индивидуальная часть

6% — индивидуальная часть

*В тексте Нового закона, переданного в Совет Федерации не сказано, о какой части тарифа идет речь, по логике — об индивидуальной.

Тарифы для всех на 2012—2013 гг.

Тарифы страховых взносов на 2012—2013 гг., которые будут применять страхователи, указанные в подп. 1 п. 1 ст. 6, не пользующиеся льготами1, установлены новой ст. 33.1. Новшеств два: возвращается регрессивная шкала и снижается тариф в отношении выплат, не превышающих предельной величины базы для начисления страховых взносов (далее — предельная величина) (см. табл. 3). В 2012 г. эта величина составит 512 000 руб.2

Как видно из таблицы, взносы, уплаченные с базы, превышающей предельную величину, не будут учтены на индивидуальном лицевом счете застрахованного лица и в его расчетном пенсионном капитале при начислении индивидуальной составляющей трудовой пенсии, а попадут в «общий котел» ПФР.

Таблица 3

Тарифы для страхователей, не пользующихся льготами
(подп. 1 п. 1. ст. 6 Закона № 167-­ФЗ)

База для начисления страховых взносов

Тариф страхового взноса

На финансирование страховой части трудовой пенсии

На финансирование накопительной части трудовой пенсии

для лиц 1966 г. р.

и старше

для лиц 1967 г. р.

и моложе

для лиц 1967 г. р.

и моложе

Не превышает предельную величину

22%

22%, из них:

6% — солидарная часть;

16% — индивидуальная часть

16%, из них:

6% — солидарная часть;

10% — индивидуальная часть

6% — индивидуальная часть

Свыше предельной величины

10%

10% — солидарная часть

10% — солидарная часть

0%

Ответственность за нарушения в сфере пенсионного страхования

Штрафы за нарушение законодательства об обязательном пенсионном страховании установлены в ст. 27 Закона № 167. Согласно новой редакции п. 3 этой статьи такие штрафы будут взыскиваться в порядке, установленном Законом № 212-ФЗ. То есть названный пункт больше не предусматривает ответственность за неправомерное несообщение/несвоевременное сообщение сведений, которые в соответствии с Законом № 167-ФЗ лицо обязано сообщить в ПФР. Раньше это был штраф в размере 1000 руб. (5000 руб. при повторном нарушении в течение календарного года).

Поправки в закон о персучете

Ключевое изменение произошло в ст. 6 Федерального закона от 01.04.96 № 27-ФЗ, которая устанавливает правила формирования индивидуального лицевого счета застрахованного лица. В названной статье есть норма (подп. 13 п. 2), определяющая размер тарифа, по которому страховые взносы направляются на финансирования страховой части трудовой пенсии. Для лиц 1966 года рождения и старше это 16%, для тех, кто родился в 1967 году и позже, — 10%.

Согласно поправкам на эти цели будут направлены только те суммы, которые исчислены исходя из предельной величины базы для начисления страховых взносов. Норма сформулирована так, что не дает ответа на вопрос, как будет применяться названное ограничение, если взносы в пользу застрахованного лица перечисляют несколько страхователей: в отношении суммы взносов, перечисленных каждым страхователем в отдельности или к общей сумме взносов, начисленных всеми страхователями. В последнем случае, на наш взгляд, будут нарушены пенсионные права застрахованного лица.

Поправки в закон о трудовых пенсиях

В Федеральном законе от 17.12.2001 № 173-ФЗ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» появится новая норма, определяющая правила для исчисления страхового стажа авторам произведений науки, литературы и искусства (подп. 3 ст. 12).

Новый подпункт распространяется на тех, кто выполняет работу по договорам авторского заказа, а также авторов произведений, получающих выплаты и иные вознаграждения по договорам об отчуждении исключительного права на произведения науки, литературы, искусства, издательским лицензионным договорам, лицензионным договорам о предоставлении права использования произведения науки, литературы, искусства.

Если общая сумма уплаченных страховых взносов в ПФР с выплат и иных вознаграждений, полученных по указанным договорам, в течение конкретного календарного года составит не менее стоимости страхового года, определяемой в соответствии с Законом № 212-ФЗ, этот год будет засчитан в страховой стаж (с 1 января по 31 декабря). В ситуации, когда годовая сумма взносов будет меньше стоимости страхового года, в страховой стаж засчитают период (в месяцах) пропорционально уплаченным страховым взносам, но не менее календарного месяца (30 дней).

Поправки в закон о дополнительных пенсиях летчикам

Изменения, внесенные в Федеральный закон от 27.11.2001 № 155-ФЗ «О дополнительном социальном обеспечении членов летных экипажей воздушных судов гражданской авиации», затронули ст. 4.2 устанавливающую санкции за неуплату или неполную уплату взносов и иное неправильное их исчисление.

Так, установлено, что штраф будут взимать в размере 5% суммы взносов, начисленной к уплате за последние три месяца отчетного (расчетного) периода. Раньше уточнения о трех месяцах не было. Кроме того, увеличен со 100 до 1000 руб. минимальный размер штрафа за непредставление расчета по начисленным и уплаченным взносам в срок, установленный ст. 4 названного закона. За отказ представить (или непредставление) в установленный срок документы (их копии), необходимые для осуществления контроля за правильностью исчисления, полнотой и своевременностью уплаты (перечисления) взносов, плательщика могут оштрафовать на 200 руб. за каждый непредставленный документ. Для сравнения: сейчас штрафуют на 50 руб. и только за непредставление расчета, отражающего данные об исчисленных и уплаченных суммах ежемесячных платежей по взносам.

Поправки в закон о страховых взносах во внебюджетные фонды

Состав плательщиков

Уточнен состав плательщиков страховых взносов, не производящих выплаты физлицам (п. 2 ч.1 ст. 5 Закона № 212-ФЗ). Теперь к ним помимо индивидуальных предпринимателей, адвокатов и нотариусов, занимающихся частной практикой, относятся и иные лица, занимающиеся в установленном законодательством РФ порядке частной практикой.

Объект

В статье 7 Закона № 212-ФЗ уточнен объект обложения страховыми взносами для организаций и предпринимателей, производящих выплаты и иные вознаграждения физическим лицам. Для таких плательщиков объектом будут выплаты и иные вознаграждения, начисляемые в пользу физлиц в рамках трудовых отношений и гражданско-правовых договоров, предметом которых является выполнение работ, оказание услуг, по договорам авторского заказа, в пользу авторов произведений по договорам об отчуждении исключительного права на произведения науки, литературы, искусства, издательским лицензионным договорам, лицензионным договорам о предоставлении права использования произведения науки, литературы, искусства. Отныне особо оговорено, что в число таких выплат попадают и вознаграждения, начисляемые организациями по управлению правами на коллективной основе в пользу авторов произведений по договорам, заключенным с пользователями. Уточнено, что все вознаграждения, перечисленные в ч. 1 ст. 7, выплачиваемые индивидуальным предпринимателям, адвокатам, частнопрактикующим нотариусам и иным лицам, занимающимся частной практикой, не облагаются взносами.

В часть 4 ст. 8 внесено уточнение, позволяющее облагать взносами суммы, превышающие предельную величину базы для начисления страховых взносов (512 000 руб. в 2012 г.).

Изменения внесены и в п. 15 ч. 1 ст. 9. В этой статье перечисляются не облагаемые виды выплат и вознаграждений для плательщиков, производящих такие выплаты физлицам. А названный пункт позволяет не облагать выплаты по трудовым и гражданско-правовым договорам, в том числе по договорам авторского заказа в пользу иностранных граждан и лиц без гражданства, временно пребывающих в РФ. Теперь в этом пункте появилось исключение: «кроме случаев, предусмотренных федеральными законами о конкретных видах обязательного социального страхования».

Порядок исчисления и сроки уплаты

Поправки в ст. 15, определяющую порядок исчисления, а также порядок и сроки уплаты страховых взносов плательщиками, производящими выплаты и иные вознаграждения физлицам, внесены поправки, связанные с деятельностью студенческих отрядов. Часть 9.1 этой статьи дополнена нормой, согласно которой информация о студенческих отрядах, включенных в федеральный/региональный реестр молодежных и детских общественных объединений, пользующихся господдержкой, предоставляется федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по реализации государственной молодежной политики, в ПФР не позднее 1-го числа месяца, следующего за отчетным периодом.

Уточнения в ст. 16, определяющей порядок исчисления, порядок и сроки уплаты взносов плательщиками, не производящими выплат и иных вознаграждений физлицам, касаются глав крестьянских (фермерских) хозяйств, а также представления отчетности при прекращении статуса адвоката. Главы крестьянских (фермерских) хозяйств теперь конкретно названы в ч. 5 и 6 упомянутой статьи (вместо абстрактных плательщиков страховых взносов и индивидуальных предпринимателей). Часть 7, которая определяла порядок представления отчетности при прекращении статуса адвоката/полномочий частнопрактикующего нотариуса, утратила силу. А часть 8, регламентирующая порядок представления уплаты взносов при прекращении деятельности плательщика, действует в новой редакции. Согласно ей в случае прекращения физлицом деятельности в качестве индивидуального предпринимателя, прекращения/приостановления статуса адвоката, прекращения полномочий частнопрактикующего нотариуса, прекращения деятельности иных лиц, занимающихся частной практикой, такие плательщики уплачивают взносы не позднее 15 календарных дней с даты госрегистрации прекращения/приостановления их деятельности включительно (было — 30 дней).

Вручение, истребование и получение документов

В статье 19, регулирующей взыскание недоимки, пеней и штрафов по взносам за счет денежных средств организаций и индивидуальных предпринимателей в банках, уточнен порядок доведения до сведения плательщика решения о взыскании. Как и раньше, такое решение доводится до сведения плательщика в течение шести дней после дня его вынесения. Теперь в ч. 6 ст. 19 уточнено, что это решение может быть передано руководителю организации (уполномоченному представителю) или физлицу (его законному или уполномоченному представителю) лично под расписку, направлено по почте заказным письмом или передано в электронном виде по телекоммуникационным каналам связи (ТКС). Форматы, порядок и условия направления плательщику решения о взыскании в электронном виде по ТКС установят органы контроля за уплатой страховых взносов. Как и раньше, при направлении решения о взыскании по почте заказным письмом оно считается полученным по истечении шести дней с даты отправления. В части 7 ст. 19 уточнено, что поручение органа контроля на списание со счетов плательщика и перечисление сумм взносов в бюджеты фондов может быть направлено в банк в электронном виде. В части 7 также появилось дополнение, что порядок направления такого поручения будет устанавливать Банк России по согласованию с ПФР и ФСС России.

Аналогичные изменения, связанные с порядком направления плательщику требования об уплате недоимки, пеней и штрафов по взносам, внесены и в ч. 7 ст. 22.

Изменения, внесенные в ст. 37 (истребование документов при проведении проверки), во-первых, связаны с передачей плательщику требования о представлении документов, а во вторых с передачей плательщиком этих документов в фонд. Новшества, касающиеся порядка вручения требования плательщику, аналогичны тем, что установлены в новых редакциях ст. 19 и 22 Закона № 212-ФЗ для решения о взыскании и требования об уплате недоимки, пеней и штрафов (обновленная ч. 1 ст. 37). Что касается представления истребуемых документов плательщиком, их можно представить в орган контроля лично или через представителя, направить по почте заказным письмом или передать в электронном виде по ТКС (обновленная ч. 2 ст. 37). В новой ч. 2.1 ст. 37 детализируется порядок представления документов. На бумажном носителе их представляют в виде заверенных проверяемым лицом копий. Если истребуемые документы составлены в электронном виде по установленным форматам, плательщик может направить их в орган контроля в электронном виде по ТКС. Соответствующие форматы, порядки и условия направления требования о представлении документов, а также представления документов плательщиком в электронном виде установят ПФР и ФСС России.

Поправки в ст. 38 связаны с уточнением порядка вручения плательщику акта проверки. Как и раньше, его вручают в течение пяти дней с даты подписания. Поправки аналогичны тем, что предусмотрены для случаев вручения органами контроля других документов плательщикам (новые редакции ст. 19, 22 и 37 Закона № 212-ФЗ).

Заметим, что практически идентичные поправки внесены и в ч. 13 ст. 39 в отношении вручения решения о привлечении к ответственности/об отказе в привлечении к ответственности за совершение правонарушения.

Контроль и санкции

Согласно изменениям, внесенным в ст. 29, у органов контроля появилось новое право. С 2012 г. они могут определять расчетным путем исходя из стоимости страхового года суммы взносов, подлежащие уплате/перечислению в фонды индивидуальными предпринимателями, адвокатами, частнопрактикующими нотариусами и иными лицами, занимающимися частной практикой (новый п. 13 ч. 1 ст. 29).

Статья 46, устанавливающая ответственность за непредставление расчета по начисленным и уплаченным страховым взносам, будет действовать в новой редакции. Во-первых, минимальный штраф за непредставление расчета по начисленным и уплаченным страховым взносам во всех случаях (и если просрочка меньше 180 дней, и если больше 180 дней) составит 1000 руб. (раньше в первом случае минимальный штраф составлял 100 руб.). Во-вторых, во всех случаях размер штрафа не будет превышать 5% за каждый полный и неполный месяц (раньше в случае просрочки более 180 дней штраф исчислялся исходя из 10%). В-третьих, штраф теперь исчисляют исходя из суммы взносов, начисленной к уплате за последние три месяца. Раньше срок не был указан, а штраф исчисляли с суммы взносов к уплате/доплате. То есть можно говорить об увеличении штрафов. В-четвертых, установлена ответственность за несоблюдение порядка представления расчета в орган контроля в электронном виде в случаях, предусмотренных Законом № 212-ФЗ, — штраф 200 руб.

Новая ст. 46.1 вводит новый состав правонарушения: нарушение срока представления плательщиком сведений об открытии/закрытии счета в банке, что влечет взыскание штрафа в размере 5000 руб.

В статье 48 увеличен штраф за отказ представить/непредставление в орган контроля необходимых документов — с 50 до 200 руб. за каждый непредставленный документ.

Пониженные тарифы

Изменения в ст. 58, регулирующую применение пониженных тарифов, распространены на период до 2027 г., что теперь отражено в названии самой статьи, и во многом аналогичны тем, что внесены в Закон № 167-ФЗ. Например, тарифы страховых взносов, уплачиваемых в ПФР, для льготных категорий плательщиков и тех, кто не пользуется льготами, соответствуют тарифам, приведенным в новой редакции Закона № 167-ФЗ. Поэтому остановимся на других поправках.

Соцстрах и ОМС: тарифы для льготников

Новая ч. 3.4 ст. 58 гласит, что в 2012—2013 гг. упрощенцы, аптеки на ЕНВД, НКО на «упрощенке», благотворительные организации (упомянутые в п. 8, 10—12 ч. 1 ст. 58) применяют нулевые тарифы для взносов в фонды соцстраха и ОМС.

В тот же период инжиниринговые организации (п. 13 ч. 1 ст. 58) будут платить взносы в ФСС России по тарифу 2,9%, а взносы на обязательное медицинское страхование перечислять только в Федеральный фонд ОМС по тарифу 5,1%.

Соцстрах и ОМС: тарифы для всех

Новая ст. 58.2 устанавливает тарифы страховых взносов в 2012—2013 гг. Согласно ч. 1 ст. 58.2 организации и индивидуальные предприниматели, производящие выплаты и вознаграждения физлицам и не являющиеся льготниками, как и сейчас, уплачивают взносы в ФСС России по тарифу 2,9%. Взносы на обязательное медицинское страхование таким плательщикам нужно перечислять только в Федеральный фонд ОМС по тарифу 5,1%. Подчеркнем, что в обоих случаях взносы начисляются с базы, не превышающей предельную величину.

Подтверждение основного вида деятельности СМИ и издательствами

Уточнен порядок подтверждения основного вида экономической деятельности для СМИ и издательств (за исключением СМИ рекламного и/или эротического характера), упомянутых в п. 7 ч. 1 ст. 58. Этот порядок установлен в новой редакции ч. 1.1 той же статьи. Напомним, что ранее соответствующий порядок устанавливало Правительство РФ. Теперь он прописан непосредственно в ч. 1.1.

Так, соответствующий вид деятельности будет признан основным при условии, что доля доходов за отчетный/расчетный период от реализации товаров (работ, услуг) и имущественных прав по данному виду деятельности, включая доходы от оказания услуг по продаже рекламных мест/времени в СМИ собственного производства, а также от денежных поступлений в виде субсидий и/или бюджетных ассигнований в рамках целевого финансирования из федерального бюджета, бюджетов субъектов РФ, местных бюджетов на обеспечение производства и распространения СМИ, составляет наибольший удельный вес в общем объеме доходов за указанный период. Сумма доходов будет определяться по данным налогового учета в соответствии со ст. 248 или 346.15 НК РФ. Контролировать соблюдение установленных требований проверяющие будут в соответствии со ст. 15 Закона № 212-ФЗ, в том числе на основании отчетности, предоставляемой организациями и индивидуальными предпринимателями, которые производят, выпускают в свет/в эфир и/или издают СМИ, в том числе в электронном виде.

Кроме того, в части 1.2. ст. 58 уточнено, что СМИ и издательства, указанные в п. 7 ч. 1 ст. 58, приобретают право применять пониженные тарифы с месяца, когда будут включены в соответствующий реестр, который ведет Правительство РФ.

Контроль за деятельностью НКО

Новые части 1.5, 5.1—5.3 ст. 58 актуальны для НКО на «упрощенке», пользующихся пониженными тарифами.

Как следует из ч. 1.5, контролировать соответствие деятельности НКО (в том числе благотворительной) целям, предусмотренным ее учредительными документами, будет федеральный орган исполнительной власти, осуществляющий функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере регистрации НКО согласно ст. 32 Федерального закона от 12.01.96 № 7-ФЗ «О некоммерческих организациях». В настоящее время это Минюст России. Если будут выявлены случаи несоответствия деятельности указанным целям, информацию об этом передут в фонды в электронном виде в рамках информационного обмена.

Часть 5.1 регулирует условия применения пониженных тарифов такими плательщиками. Для них установлено обязательное условие: по итогам года, предшествующего году перехода организации на уплату страховых взносов по пониженным тарифам, не менее 70% суммы всех доходов за указанный период должны составлять в совокупности следующие виды доходов:

1) доходы в виде целевых поступлений на содержание НКО и ведение ими уставной деятельности в соответствии с п. 11 ч. 1 ст. 58 Закона № 212-ФЗ, определяемых в соответствии с п. 2 ст. 251 НК РФ (далее — целевые поступления);

2) доходы в виде грантов, получаемых для осуществления деятельности в соответствии с п. 11 ч. 1 ст. 58 Закона № 212-ФЗ и определяемых в соответствии с подп. 14 п. 1 ст. 251 НК РФ (далее — гранты);

3) доходы от осуществления видов экономической деятельности, указанных в подп. «р»—«ф», «я4»—«я6» п. 8 ч. 1 ст. 58 Закона № 212-ФЗ.

Часть 5.2 гласит, что НКО определяют сумму доходов по данным налогового учета в соответствии со ст. 346.15 НК РФ с учетом требований ч. 5.1 той же статьи. Контроль за соблюдением условий, установленных п. 11 ч. 1 и ч. 5.1, осуществляется в том числе на основании отчетности, представляемой НКО в соответствии со ст. 15 Закона № 212-ФЗ.

Часть 5.3 определяет последствия для НКО, которые применяют пониженные тарифы, но не соблюдают перечисленные выше условия. Если по итогам расчетного периода применительно к нему организация не выполнит условия, установленные п. 11 ч. 1 и ч. 5.1 ст. 58, то лишится права применять пониженные тарифы с начала периода, в котором допущено такое несоответствие. При определении объема доходов организации для проверки учитываются целевые поступления и гранты, поступившие и не использованные по итогам предыдущих расчетных периодов.

Правила для IT-компаний

Поправки в ч. 5 ст. 58 актуальны для IT-компаний, упомянутых в п. 6 ч. 1 той же статьи. Часть 5 с 2012 г. дополнена следующей нормой. Если по итогам отчетного/расчетного периода применительно к нему не выполняется хотя бы одно условие, установленное ч. 2.1 или 2.2 ст. 57 Закона № 212-ФЗ, а также в случае лишения госаккредитации IT-компания лишается права применять пониженные тарифы с начала периода, в котором допущено такое несоответствие и/или аннулирована госаккредитация.

Важно!
В пункте 6 ч. 1 ст. 58 Закона № 212-ФЗ уточнено, что на пониженные тарифы могут рассчитывать IT-компании, осуществляющих разработку и реализацию именно разработанных ими программ для ЭВМ.

Контроль за деятельностью инжиниринговых организаций

Новые ч. 5.4—5.8 ст. 58 актуальны для плательщиков, указанных в п. 13 ч. 1 ст. 58 (инжиниринговые организации). Они смогут применять пониженные тарифы при выполнении следующих условий (ч. 5.4):

1) доля доходов от реализации инжиниринговых услуг по итогам девяти месяцев года, предшествующего году перехода на пониженные тарифы, составляет не менее 90% суммы всех доходов организации за указанный период;

2) средняя численность работников, определяемая в порядке, устанавливаемом Росстатом, за девять месяцев года, предшествующего году перехода на пониженные тарифы — не менее 100 человек;

3) организация получила положительное заключение экспертного совета по технико-внедренческим ОЭЗ, созданного в соответствии с Федеральным законом от 22.07.2005 № 116-ФЗ «Об особых экономических зонах в Российской Федерации». Информацию о наличии такого заключения в фонды представляет федеральный орган исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере создания и функционирования ОЭЗ на территории РФ (в настоящее время это Минэкономразвития России3), — в электронном виде в рамках информационного обмена. Эта информация передается в фонды не позднее 1-го числа месяца, следующего за отчетным периодом. Как следует из ч. 5.7, перечень документов, представляемых в упомянутоый экспертный совет для получения заключения, подтверждающего, что организация оказывает инжиниринговые услуги в области высоких технологий, будет утверждать Минэкономразвития России.

Согласно ч. 5.5 инжиниринговые компании определяют сумму дохода по данным налогового учета в соответствии со ст. 248 НК РФ.

Часть 5.6 гласит, что, если по итогам отчетного /расчетного периода применительно к нему организация не выполняет хотя бы одно условие, установленное ч. 5.4 ст. 58, такая организация лишается права применять пониженные тарифы с начала периода, в котором выявлено несоответствие установленным условиям. Часть 5.8 устанавливает, что контроль за соблюдением требований п. 1 и 2 ч. 5.4 ст. 58, осуществляется в том числе на основании отчетности, представляемой инжиниринговыми компаниями в соответствии со ст. 15 Закона № 212-ФЗ.

Поправки в закон об обязательном социальном страховании

Дополнения внесены в подп. 1 п. 1 ст. 2 Федерального закона от 29.12.2006 № 255-ФЗ «Об обязательном социальном страховании на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством». Напомним, что в этой статье перечисляются лица, подлежащие обязательному социальному страхованию на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством. Отныне такому страхованию наравне со всеми подлежат работающие по трудовым договорам руководители организаций, являющиеся единственными участниками (учредителями), членами организаций, собственниками их имущества.

Поправки в закон об обязательном медицинском страховании

Изменения произошли в ст. 10 Федерального закона от 29.11.2010 № 326-ФЗ «Об обязательном медицинском страховании в Российской Федерации».

К числу застрахованных лиц теперь отнесены работающие по трудовому договору руководители организаций, являющиеся единственными участниками/учредителями, членами организаций, собственниками их имущества. Кроме того, застрахованными будут считаться и работающие по договору авторского заказа, а также авторы произведений, получающие выплаты и иные вознаграждения по договорам об отчуждении исключительного права на произведения науки, литературы, искусства, издательским лицензионным договорам, лицензионным договорам о предоставлении права использования произведения науки, литературы, искусства.

1 Если иное не предусмотрено Законом № 167-ФЗ.

2 Постановление Правительства РФ от 24.11.2011 № 974 «О предельной величине базы для начисления страховых взносов в государственные внебюджетные фонды с 1 января 2012 г.».

3 Согласно Указу Президента РФ от 05.10.2009 № 1107 «Вопросы Министерства экономического развития Российской Федерации» правопреемником упраздненного Федерального агентства по управлению особыми экономическими зонами является Минэкономразвития России.