1. Главная / Статьи 
ул. Черняховского, д. 16 125319 Москва +7 499 152-68-65
Логотип
| статьи | печать

Попутешествуем?

Новые законодательные нормы по туристическому бизнесу вместе с водой могут выплеснуть и ребенка

Законопроект о финансовой защите прав туристов Госдума приняла во втором чтении. Он, по сути, идет на смену лицензированию (которое продлено на полгода) и призван защитить права и законные интересы потребителей туристских услуг.

Законотворцы от Правительства имели благие намерения, разрабатывая ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «Об основах туристической деятельности». В нем прописан механизм финансового обеспечения ответственности туроператоров за некачественное выполнение взятых на себя обязательств по оказанию туристических услуг, а также банковские гарантии по возмещению убытков. Для турфирм, работающих с международными и внутренними путевками, она составит 10 млн руб., а для операторов, занимающихся только внутренним туризмом — 500 тыс. руб.

Слово в защиту законопроекта

В пресс-релизе Федерального агентства по туризму (Ростуризм) сказано, что новые меры сделают турфирмы более прозрачными и повысят «доверие населения к государству и туристическому бизнесу». Ростуризм поддерживает новый правовой акт, который «защитит потребителя и партнеров по туристскому бизнесу, не позволит наводнить Россию фирмами-«однодневками», которые не выполняют обязательств и зачастую просто мошенничают».

Глава агентства Владимир Стржалковский прямо говорил, что высокий размер фингарантий — «сито» для отсеивания финансово неблагополучных компаний.

Паровоз без колес

Против принятия законопроекта в редакции, внесенной Правительством, выступили общественные организации: «ОПОРА России», РСПП, «Деловая Россия», Международная конфедерация обществ потребителей. Основными критиками стали Союз туриндустрии и Федеральная антимонопольная служба (ФАС).

Они обратили внимание на то, что механизм возмещения ущерба за счет гарантий в законопроекте не прописан, а значит, турист может требовать компенсации, но вряд ли ее получит.

Недифференцированный размер финансовых гарантий для туроператоров не обеспечит надежную защиту прав потребителей, которые пользуются услугами крупных компаний, и явно избыточен для малых и средних фирм. Поэтому, «как в случае с ЕГАИС, законопроект в предложенном виде создаст хаос на туристическом рынке», делают вывод эксперты.

По мнению ФАС, принятие такого закона приведет к резкому сокращению инфраструктуры туристических услуг, монополизации рынка и, главное, к существенному подорожанию туристических услуг и качества обслуживания.

Гарантия гарантии рознь

Введение плоской шкалы финансовых гарантий прежде всего негативно отразится на региональных туроператорах и небольших компаниях, считает президент Российского союза туриндустрии (РСТ) Сергей Шпилько: «Предложенный механизм финансовых гарантий отвечает лишь одной из заявленных целей — ускорению капитализации крупного турбизнеса, причем за счет административного передела рынка». Он подчеркнул, что закон содействует монополизации в первую очередь небогатого регионального рынка и рынка въездного туризма, на котором работают всего несколько сот туроператоров. И прежде всего ударит по тем компаниям, которые осваивают новые маршруты иностранных туристов по России.

Для первой десятки крупных компаний с оборотом 270 млн долл. в год предлагаемый в законопроекте размер гарантий составляет всего 0,14% выручки, для немногочисленных средних компаний с годовым оборотом 65—100 млн долл. — всего 0,3—0,5%. Между тем для мелких и многих региональных организаций эта сумма адекватна 25—100% дохода.

Тест на выживание

Эксперты свидетельствуют, что в российских регионах обороты компаний гораздо ниже, чем в Москве. Даже 1 млн долл. на Дальнем Востоке считается значительной суммой не потому, что фирма плохо занимается бизнесом, а из-за небольшой емкости рынка.

Следовательно, для многих турфирм нормы финансовых гарантий законопроекта становятся, по сути, запретительной мерой.

По мнению С. Шпилько, принятие данного нормативного акта вытесниет туристический бизнес в теневую зону рынка: «Часть организаций просто уйдет с рынка, а другая часть сделает все возможное, чтобы продолжать работать нелегально, третья — вольется в крупные компании».

Глава РСТ полагает, что нельзя всех чесать под одну гребенку. Мировая практика показывает, что ответственность туроператоров должна быть привязана к определенным объемам — оборотам компании или стоимости путевок: чем дороже путевка, тем выше сумма гарантии.

При этом он предлагает установить минимальный порог финансовой ответственности в размере 3 млн руб. для фирм, работающих на выездной туризм, 1 млн руб. — для внутреннего туризма и нулевую ставку — на въезд. А размер фонда финансовых гарантий потребителям определять по итогам годового баланса туроператора. Единственный недостаток такого подхода заключается в том, что эта схема полностью исключает чиновников из сферы регулирования туристического бизнеса.

По словам С. Шпилько, разработчики проекта закона объясняют предложенные размеры обязательств суммой стоимости чартерных рейсов. Между тем, по данным РСТ, самые дорогие чартеры в Таиланд стоят 270 тыс., в Египет — 100—120 тыс., в Европу — 80—100 тыс., а в Турцию — 40—45 тыс. долл.

Очевидный нонсенс

Критики законопроекта возмущены тем, что одни и те же гарантии требуют с выездного и въездного туризма. Дело в том, что принимающий отечественный туроператор заключает договор не с иностранным туристом, который едет в Россию, а с направляющей его в поездку иностранной турфирмой. То есть права туриста уже гарантированы. Следовательно, он по закону не может быть субъектом договора между российским туроператором и российским банком или страховой компанией. А значит, не может и получить деньги за счет финансовых гарантий. Поэтому суммы этих гарантий должны быть увязаны не только с объемом услуг, но и с туристическими направлениями.

По данным отраслевых изданий, в последние дни Ростуризм временно приостановил выдачу лицензий, видимо ожидая разрешения коллизий с законопроектом о фингарантиях.