Операторы боятся ослабления рубля и уповают на продажу более дорогих туров

| статьи | печать

Ситуация на мировом рынке валют может заставить россиян отказаться от путешествий. Этого опасаются участники туристического рынка. В ходе опроса Ассоциации туроператоров России, посвященного прогнозам на текущий сезон, большинство экспертов акцентировали внимание на том, что дальнейшее увеличение курса мировых валют по отношению к рублю повысит стоимость заграничных туров и снизит потребительскую активность граждан. Вместе с тем доходность путевок будет уменьшаться и за счет переизбытка перевозки на некоторых пляжных направлениях. Компенсировать потери турфирмы надеются за счет горнолыжных курортов.

Рубль слабел к доллару и евро в июле и августе, а в сентябре начал падать к мировым валютам еще быстрее. Потом падение рубля замедлилось, и он даже подрос по отношению к доллару. Но опасения за его судьбу остались, поскольку не устранены главные причины неустойчивости российской валюты — бегство капиталов (в этом году отток ожидается в размере 50 млрд долл.) и неустойчивый баланс доходов и расходов в бюджете страны (в 2012 г. баланс может быть достигнут только при цене нефти минимум в 117 долл. за бочку). Это означает, что скоро властям придется включить печатный станок и спровоцировать девальвацию рубля.

Эти риски известны участникам российского туристического рынка. Они опасаются, что валютная ситуация заставит россиян отказаться от путешествий. Ведь дальнейшее увеличение курса доллара и евро поднимет стоимость заграничных туров и снизит потребительскую активность граждан.

Пока же, как показал опрос РИА «Новости», колебания курса валют на готовность россиян приобретать зарубежные туры серьезно не повлияла. «Наши туристы уже привыкли к подобным скачкам, поэтому существенного падения спроса мы не ощутили. Если бюджет на поездку у туристов запланирован, то вряд ли что-то заставит их пересмотреть свои планы», — уверена PR-менеджер компании «Анекс тур» Евгения Федорова.

Генеральный директор компании «Джет тревел» Максим Приставко напомнил, что пока курс евро не достиг уровня прошлой осени — 42—43 руб. и цены на туры остались на уровне прошлого года. «Возможно, какое-то влияние на спрос падение курса оказало, но на фоне тех демпинговых войн, которые ведут туроператоры, влияние валютных курсов не очень заметно. Предложение на туристическом рынке превышает спрос», — считает президент компании «Южный Крест» Андрей Кузнецов. По его словам, из-за избытка предложений россияне всегда могут найти туры со скидками.

«Колебания курсов создают нервозность, и только. Курс относительно стабилен, а паника, как показывает практика, ни к чему хорошему не приводит», — отмечает президент группы компаний «Астравел» Валерий Лощиц.

«Некоторое время назад, когда доллар начал укрепляться и достиг отметки 32 руб., мы ощутили существенное снижение спроса. Большинство получают зарплату в рублях, и такой рост оказался весьма ощутим. При этом никто не знал наверняка, остановится этот рост или продолжится до отметки 34 и даже 35 руб.», — говорит генеральный директор компании «Библио-Глобус» Александр Туголуков.

Помимо растущего курса мировых валют на стоимость путевок влияют цены на авиабилеты. Их удорожание эксперты объясняют ростом стоимости авиатоплива, а также новыми законодательными ограничениями по организации воздушных перевозок. По прогнозам аналитиков, этой осенью и зимой некоторые авиакомпании могут ввести дополнительный топливный сбор на дальних перелетах, например на Мальдивы или Шри-Ланку.

Еще одна причина снижения спроса на путешествия среди россиян — стихийные бедствия и политическая нестабильность в курортных странах. Так, в 1-м полугодии текущего года число россиян, выезжающих на отдых в Египет, сократилось на 57% по сравнению с аналогичным периодом прошлого года. Отказавшись от поездок в эту страну, туристы чаще посещали Таиланд (87%), Грецию, (+76%) и Испанию (+53%).

Сейчас популярность направления восстанавливается, но несмотря на то, что Египет привлекает туристов невысокими ценами, объем бронирований пока ниже уровня аналогичного периода прошлого года. Политическая нестабильность направления заставила туроператоров осторожнее подходить к формированию полетных программ на египетские курорты: общий объем перевозки относительно прошлого года сокращен на 20—30%.

В отличие от Египта на многих популярных среди путешественников направлениях наблюдается избыток перевозок, что снижает рентабельность турпакетов для их продавцов. Сейчас можно констатировать избыток перевозки на дальних экзотических направлениях, таких, как Вьетнам, Таиланд, Доминиканская Республика и Куба. Из ближнемагистральных направлений — Объединенные Арабские Эмираты.

Компенсировать потери, понесенные на пляжных направлениях, туроператоры планируют с помощью горнолыжного сегмента. Здесь в отличие от экзотических курортов серьезный демпинг пока отсутствует. Вместе с тем с каждым годом все больше любителей путешествовать проявляют интерес к катанию на горных лыжах и сноу­бордах. В частности, как показало исследование Proalps, в прошлом сезоне наибольшей популярностью среди россиян пользовались горнолыжные курорты Австрии (Майрхофен и Зельден) и Италии (Валь-ди-Фасса).

Анна Подгорная, генеральный директор «Пегас туристик»

Начало сезона бурным назвать нельзя. На рынке чувствуется озабоченность нестабильной ситуацией «рубль — доллар»: возросла стоимость путевки в рублевом эквиваленте. В преимущественном положении сейчас оказались те, кто заранее купил туры. Глубина продаж еще в августе — начале сентября была хорошей, но теперь продажи немного остановились. Видимо, туристы заняли выжидательную позицию.

Избыток перевозки уже сейчас заметен практически на всех направлениях, кроме Египта. Этой зимой на Египет изначально выходят с некой осторожностью, поэтому перевозка сбалансированная. На данный момент ее объем примерно на 30% меньше, чем в прошлом году.

По нашим ожиданиям, самыми рентабельными направлениями в этом сезоне будут Китай, Таиланд, Доминикана, Куба, Мексика, Вьетнам. Причем последний имеет все шансы стать трендом сезона.

Наталья Герасимова, старший менеджер департамента выездного туризма(отдел «Европа»)компании BSI group

Начало сезона можно считать активным. На наших направлениях нет избытка перевозки: в турпакетах от BSI group транспортная составляющая традиционно представлена регулярной авиаперевозкой. Поэтому зимой помимо наших основных Великобритании и Франции ожидаем хороших показателей по Венгрии, Словении, Чехии. Зимняя новинка — горные лыжи. В большей степени это относится к нашему топовому направлению — Франции.

Дмитрий Шевченко, генеральный директор ICS Travel Group

Ситуация на мировой бирже может негативно сказаться на потребительской активности. Почти 20-процентный рост доллара приведет к тому, что туристы будут отдавать предпочтение более дешевому сегменту поездок или совсем откажутся от них. На всех направлениях за счет увеличения стоимости авиаперевозки и повышения гостиничных тарифов цены увеличились.

Впрочем, горнолыжный сегмент в этом сезоне точно вырастет из-за общей тенденции к развитию данного вида туризма и отсутствия серьезного демпинга, который мы наблюдаем по ряду пляжных стран.

Андрей Сутулин, заместитель директора «Веди Тур Групп»

Уже сейчас мы наблюдаем определенный рост. Спрос стабильно высокий, глубина продаж хорошая. Общий уровень цен, конечно, немного вырос. Но это связано с объективными причинами: спрос стабилизируется, растут цены на услуги (проживание в отеле, организация трансферов и т.д.). Также наблюдается рост цен на топливо.

К новому сезону предлагаем несколько новинок в экскурсионных программах по Праге.

Прогнозируем существенный рост по Австрии и Венгрии, ожидаем развития сегмента лечебно-оздоровительных туров и диагностических программ. Нас воодушевляет постоянно растущий интерес россиян к такому продукту, а также динамика продаж на этом рынке. Для нас, наверное, именно лечение и оздоровление за границей станет трендом сезона.

Продолжаем активно развивать регионы. Недавно открыли офис в Перми и рассчитываем на серьезный рост объема продаж из этого региона.

Екатерина Ефимова, директор департамента выездного туризма «КМП групп»

Сезон, надеюсь, оправдает ожидания. Сейчас очень хорошая глубина продаж, спрос растет. К зиме мы подготовили новые предложения по Мальдивам, Маврикию и горнолыжной Франции. Раньше эти направления были у нас исключительно под индивидуальный запрос. Теперь все пакеты и специальные предложения выложены на сайте. Кроме того, укрепляем позиции на таких направлениях, как Германия, страны Бенилюкса, Австрия и Швейцария.

Топ­15 стран, которые россияне посетили с целью туризма в 1­м полугодии 2010—2011 гг.


2011

2010/2011, %

Турция

1 132 656

23

Китай

631 830

12

Египет

488 604

–57

Таиланд

421 203

87

Финляндия

416 379

34

Германия

324 378

52

Италия

262 019

35

Испания

237 251

53

Греция

200 976

76

ОАЭ

187 910

34

Чехия

166 734

37

Франция

124 311

10

Кипр

123 367

43

Болгария

115 347

34

Израиль

111 053

31

Источник: Ростуризм