1. Главная / Статьи 
ул. Черняховского, д. 16 125319 Москва +7 499 152-68-65
Логотип
| статьи | печать | 537

Знания экономкласса

Среди представителей высшей школы есть опасения, что продвигаемый Минобрнауки законопроект направлен не столько на улучшение «качества» выпускников, сколько на снижение государственных затрат на высшее образование.

Всегда ли экономия к добру, вопрос спорный: недаром в любом языке существуют такие поговорки, как «Скупой платит дважды». Да, система высшего образования — система консервативная, однако при попытках ее реформирования нужно помнить, что в этом есть не только минусы, но и плюсы. К плюсам можно отнести «классичность» образования, особенно гуманитарного, которое формировалось столетиями и рассчитано не на сиюминутные требования рынка труда, а на долгосрочную перспективу, на сохранение культуры в обществе. Прежде всего национальной культуры. Об этом не так давно говорил ректор МГУ им. М.В. Ломоносова Виктор Садовничий: «Увы, гуманитарное образование традиционно финансировалось в нашей стране во вторую очередь, после «полезных» с точки зрения развития военных или промышленных технологий технических наук. Однако гуманитарная сфера не только самая неоднозначная в системе образования, но и самая ответственная, потому что имеет дело с духовным миром человека с момента его рождения и до последних дней его жизни».

Население не может ощущать свою общность лишь как потребителей электроэнергии из единой энергосистемы. Для нормального экономического развития стране нужны общие культурные ценности и общий язык для разговора об этих ценностях. Утрата обществом таковых грозит его стабильности. Между тем сейчас русский язык теряет свои позиции как в мире, так и в родной стране. Сфера его применения уменьшается, в Интернете он функционирует по законам «быстрого языка», и в скором времени в России могут появиться миллионы неграмотных россиян.

Совершенствованию качества образования ЕГЭ не поможет. Практика его применения вызывает серьезные опасения у представителей приемных комиссий вузов. Так, школьники из некоторых национальных республик получают по русскому языку баллы, превосходящие результаты школьников из центральных регионов России.

Еще одна проблема — предлагаемое разделение школ на профильную и общую. Идея эта далеко не новая, однако сейчас нет соответствующих кадров для того, чтобы организовывать профильные школы. В 90-е годы из школы ушло огромное количество учителей высокой квалификации, причем этот процесс продолжается до настоящего времени. В крупных городах кадровый вопрос, может быть, и удастся решить, но как быть в деревнях? В результате из-за отсутствия профильных классов талантливым ребятам из сельской местности будет поставлен окончательный заслон на пути получения высшего образования.

Собственно говоря, речь в образовании, как и в экономике в целом, снова идет о создании равных условий конкуренции. Это касается и двухуровневой системы высшего образования «бакалавриат — магистратура», по поводу которой представители вузов разошлись в оценке с представителями Минобрнауки: по мнению Российского союза ректоров, в перечне видов образования и программ настоящего вуза должны присутствовать все возможности — бакалавр, магистр, дипломированный специалист. Вузы, не дающие возможности беспрерывного образования до степени «магистра», не могут считаться соответствующими концепции высшего учебного заведения и стоят ближе к техникуму. «Надо обеспечить бакалавру возможность продолжать образование дальше, до получения степени магистра, или найти ему место на рынке труда», — заметил В. Садовничий, высказав опасение, что «укороченные» выпускники не будут пользоваться спросом у работодателей.