На грани риска

| статьи | печать

В России объем сделок по лизингу за минувший год оценивается в 5 млрд дол., а в Европе — в 93,5 млрд. Доля лизинга в совокупном объеме финансирования капитальных вложений у нас не превышает 5%. Что препятствует продвижению такого прогрессивного способа обновления основных фондов? Этот вопрос был в центре внимания «круглого стола», организованного Санкт-Петербургской международной бизнес-ассоциацией на Северо-Западе совместно с компанией «СЕБ Русский Лизинг».

По различным оценкам, в России насчитывается около 300 действующих лизинговых компаний. Все большее влияние на расстановку сил на рынке лизинговых услуг оказывают компании с участием иностранного капитала. Безусловно, лизингодателям, пользующимся ресурсами отечественных банков, все сложнее конкурировать с представителями крупных иностранных групп.

«Иностранные банки проявляют осторожность и недоверие к российским компаниям, — отмечает менеджер по работе с клиентами компании «СЕБ Русский Лизинг» Н. Лосева. — Каждый из них по-своему оценивает риски контрагентов, потому что кредитных бюро, где бы они могли получить информацию о заемщиках, в стране нет».

Конкуренция значительно расширила возможности выбора партнеров для лизингополучателей. Вместе с тем базовые условия лизинговых сделок весьма схожи. Сроки — от 3 до 4 и 5 лет. Требуемый авансовый платеж, как правило, составляет 20—30%. Процентные ставки по лизингу колеблются от 11 до 17% годовых в валюте, в рублях — от 15 до 22%.

Процедура рассмотрения заявки достаточно длительная. Чаще всего — от 2—3 недель до месяца в зависимости от суммы проекта, его сложности и видов обеспечения. Основным из них является сам объект лизинга, однако может потребоваться и дополнительное обеспечение. Ограниченное использование предприятиями лизинга как способа финансирования при обновлении основных фондов объясняется не только высокими процентными ставками или длительностью процедуры оформления документов, но и отсутствием технического надзора за объектом в течение срока действия договора. На эту проблему обратил внимание директор по развитию центра «Автономные индустриальные и коммунальные энергосистемы» Д. Булин.

Особо это актуально для поставки оборудования с длительным сроком амортизации. Однако лизинговые компании не имеют в штате службы технического надзора. Правда, некоторые из них уже решают эту проблему. Так, по словам генерального директора ЗАО «Балтийский лизинг» Д. Корчагова, недавно в этой компании введена служба менеджмента портфеля, которая будет проверять состояние объектов.

В России пока очень ограничен лизинг недвижимости. его доля в прошлом году составила 1% в совокупном объеме финансовой аренды (в Европе — порядка 18%). При осуществлении таких операций еще много «подводных камней». Например, не проработан до конца вопрос регистрации объектов недвижимости по лизинговым договорам, это положение отсутствует в Законе «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним». Таким же белым пятном в законодательстве является регистрация земельных участков.

Закон «О лизинге» в целом устраивает компании, однако есть много противоречий в нормативно-правовых документах. У компаний возникают сложности с оформлением таких объектов как нематериальные активы. Их приходится, идя на различные ухищрения, подгонять под существующее определение объекта лизинга.

Сдерживает развитие финансовой аренды и положение закона, определяющее порядок изъятия ее объекта. Дело порой доходит до суда, когда необходимо изъять его у получателя, нарушившего график платежей. По закону для этого необходимо заручиться согласием получателя основных средств.

Что касается работы с зарубежными лизингополучателями, то при заключении таких контрактов требуется сертификат, подтверждающий стандарты качества менеджмента. Однако таких сертификатов у лизинговых компаний нет, и это отражается на стоимости сделки. По словам Д. Корчагова, зарубежные контрагенты проверяют, как правило, портфель заказов, аудит и финансовую отчетность, чтобы удостовериться в надежности.

В борьбе за клиентов, особенно крупных, отечественным лизингодателям приходится менять стиль работы, в частности быстрее оформлять контракты, снижать авансовые платежи, отказываться от дополнительного обеспечения. Это увеличивает риски по сделкам. К примеру, в случае отказа от авансового платежа вся ответственность за остаточную стоимость объекта финансовой аренды ложится на лизинговую компанию.

Наиболее жесткая конкуренция наблюдается в отношении крупных клиентов, однако мало освоена ниша услуг для малых и средних.

Дальнейшее развитие российского рынка лизинга во многом будет определяться тем, насколько в условиях ужесточения конкуренции отечественным лизинговым компаниям удастся обеспечить допустимый уровень рисков и повышение качества услуг и менеджмента.

Риски лизинговых компаний:

  • платежные,
  • валютные,
  • рефинансирования,
  • нарушения условий поставки,
  • предмета лизинга,
  • неочевидные.

Отношение собственного капитала к обязательствам у российских лизинговых компаний составляет примерно 1:8, что считается по мировым меркам рискованным.