Для штрафа за несдачу документов важна конкретика

| статьи | печать

У налоговых органов есть право истребовать у плательщиков документы. И компания обязана их представить в установленные сроки. За несдачу либо нарушение срока сдачи предусмотрен штраф по ст. 126 НК РФ. Правда, зачастую оснований для санкций у налоговиков нет. Но отстаивать свои права налогоплательщикам приходится через суд, как произошло в деле, рассмотренном в постановлении ФАС Московского округа от 31.08.2011 № КА-А40/9701-11.

Штраф назначают за непредставление конкретного документа (ст. 126 НК РФ). Однако на практике применение санкций по данной норме вызывает споры. Они возникают по двум основным причинам:

  • в требовании о представлении документов перечислены их общие виды (перечень не индивидуализирован);
  • налоговый орган, назначая штраф, исходит из предположения, что конкретные документы должны быть у организации. Но в действительности их нет.

Арбитраж давно поддерживает налогоплательщиков и в том, и в другом вопросе. Анализ судебной практики показывает, что:

  • наказывать можно только за непредставление индивидуализированных в требовании документов;
  • не имея представления о наличии в организации той или иной бумаги, рассчитывать санкции исходя из предположительного числа документов налоговики не вправе.

Суд да дело

В ходе проверки у налогоплательщика были истребованы документы в рамках ст. 93 НК РФ. Организации вручили требование с указанием срока и общего перечня документов, необходимых для проведения налогового контроля. Срок на исполнение требования — десять дней с даты вручения документа (п. 3 ст. 93 НК РФ). При этом в указанном перечне документы индивидуализированы не были. Поэтому компания не представила их в назначенный срок. Это и послужило поводом для ее привлечения к ответственности по ст. 126 «Непредставление налоговому органу сведений, необходимых для осуществления налогового контроля» НК РФ.

Результатом решения стало постановление ФАС Московского округа от 31.08.2011 № КА-А40/9701-11. Признавая акт налогового органа недействительным, суд исходил из того, что инспекторы не обосновали сумму санкций по ст. 126 НК РФ. Арбитры акцентировали внимание контролеров на том, что штраф по данной норме назначается за непредставление каждого истребуемого документа. Значит, плательщик не может быть привлечен к ответственности, если число не представленных им документов с достоверностью не определено налоговым органом. Устанавливать размер штрафа исходя из предположительного наличия у компании хотя бы одного из запрошенных видов документов недопустимо. Поэтому оснований для привлечения организации к налоговой ответственности по названной статье Кодекса нет.

Как показывает анализ арбитражной практики, это не единичный случай вольного подсчета санкции. Так, постановлением ФАС Северо-Западного округа от 25.05.2011 № А42-2845/2005 суд отменил штраф, назначенный по ст. 126 НК РФ, в размере 1 422 750 руб. (в редакции НК РФ, действовавшей до 2 сентября 2010 г., размер санкции составлял 50 руб. за каждый непредставленный документ, на данный момент — 200 руб.). Нехитрый подсчет позволит установить, что инспекция запросила 28 455 документов! С учетом объема, а также того, что налоговый орган не указал реквизитов отдельных документов, решение о привлечении к ответственности было отменено.

Отсутствие возможности у налогоплательщика сопоставить предоставляемые документы с перечнем запрашиваемых сыграло роль и в другом деле (постановление ФАС Московского округа от 17.05.2011 № КА-А40/3833-11). Часть истребованных документов компания представила вовремя. Это подтверждено актом приема-передачи. Но другая часть была сдана позже установленного срока. Причиной опоздания стало то, что налоговый орган по каким-то причинам в требовании указал не конкретные документы, а порядковые номера позиций в книге покупок. Работники организации догадались, но не сразу, что означают эти реквизиты, и представили счета-фактуры по всем обозначенным позициям с опозданием. Чиновники выставили штраф, но в суде проиграли.

Помимо неуказания реквизитов документов, не позволяющих установить, что именно нужно налоговикам, основанием для отмены санкции служит также отсутствие у налогоплательщика определенных документов. Об этом свидетельствует постановление ФАС Волго-Вятского округа от 05.09.2011 № А82-6967/2010. Суд отметил, что «мера ответственности за правонарушение, предусмотренное в п. 1 ст. 126 Кодекса, может быть применена только в том случае, если запрашиваемые документы имелись у налогоплательщика».

Поясним, что причины отсутствия документов могут быть разные: например, утрата при пожаре или в результате хищения (в этом случае следует приложить документы, подтверждающие данные факты). Документы могут отсутствовать и по той причине, что организация их не составляла.

Что делать?

Плательщики, получившие требование о представлении документов, должны понимать, что отмолчаться не удастся. Каждый не представленный вовремя документ обойдется в 200 руб. Когда речь идет о двух-трех бумагах, нестрашно. Но чиновников никто не ограничивает в количестве запрашиваемых документов.

Если по требованию запрашивают большое количество документов, надо спрогнозировать, есть ли реальная возможность вовремя представить все, что нужно. Когда ресурсов для сдачи бумаг в десятидневный срок не хватает или нужно дополнительное время на подготовку каких-либо документов, Налоговый кодекс допускает его продление. Для этого надо в течение дня, следующего за днем получения требования, письменно уведомить инспекторов об отсутствии возможности уложиться в указанный отрезок времени. Обязательно нужно оговорить причины, по которым истребуемые документы не могут быть представлены в срок, и время, в течение которого они будут сданы.

Конечно, решающее слово за контролерами: у них есть два дня, чтобы подумать и либо разрешить, либо отказать в продлении срока. Но на практике налоговый орган обычно идет навстречу проверяемым организациям.

Прямой же отказ от представления документов однозначно признается налоговым правонарушением и влечет ответственность по ст. 126 НК РФ. Причем свою правоту компании придется доказывать скорее всего либо в вышестоящем налоговом органе, либо в суде. Правда, пока суд да дело, налоговый орган может списать штраф со счета в безакцептном порядке, при отсутствии на нем денег наложить арест на имущество, а необходимые документы изъять в принудительном порядке по ст. 94 «Выемка документов» НК РФ.

С 1 января 2012 г. ст. 126 НК РФ будет изложена в новой редакции. Ответственность по данной норме будут назначать только при отсутствии составов правонарушений, предусмотренных ст. 119 «Непредставление декларации» и 129.4 «Неправомерное непредставление уведомления о контролируемых сделках, представление недостоверных сведений в уведомлении о контролируемых сделках» НК РФ