Эпохе односторонних отношений на энергорынке приходит конец

| статьи | печать

Интеллектуальные технологии в мировой энергетике предоставляют сегодня потребителям беспрецедентную возможность контролировать и регулировать свое энергопотребление. В скором времени, отмечается в исследовании консалтинговой фирмы Ernst & Young, это фундаментально изменит баланс отношений между энергетическими компаниями и клиентами.

Появление на энергетическом рынке интеллектуальных технологий, позволяющих клиентам экономить электро- и тепловую энергию за счет выбора режимов потребления и систем контроля, вынуждает компании ТЭК по-новому выстраивать отношения с покупателями. Энергетические предприятия пытаются разрабатывать и внедрять инновационные услуги и приборы, позволяющие клиентам регулировать энергопотребление.

Тем не менее исследование E&Y показало, что сегодня сотовые операторы и ведущие компании сектора потребительских технологий используют эти возможности более эффективно, чем большинство энергетических компаний. При этом благодаря технологической конвергенции такие фирмы получили уникальную возможность выйти на энергетический рынок и оказывать услуги, обеспечивающие высокий полезный эффект для клиентов.

Аналитики считают, что энергетические компании во всем мире пока не сумели наладить отношения с клиентами в отличие от предприятий сектора потребительских технологий и телекоммуникаций. Клиенты сейчас уже привыкли к тому, что передовые технологии приходят в их жизнь благодаря телекоммуникационным компаниям, и предпочитают покупать интеллектуальные услуги именно у них, а не у энергетических предприятий.

Неустойчивость рыночной позиции энергетических компаний подтверждают данные опроса самих потребителей. Они характеризуют свои отношения с поставщиками электроэнергии в лучшем случае как сдержанные, в худшем — как плохие. Потребители также критиковали компании ТЭК за то, что их услуги заключаются только в поставке электроэнергии и выставлении счетов за нее.

Клиенты заинтересованы в перспективе использования интеллектуальных счетчиков, но реальность мотивации энергетических фирм вызывает у них вопросы. Они не понимают, зачем компаниям сектора ТЭК предоставлять клиентам устройства, позволяющие уменьшать расходы на электроэнергию.

Разительно отличается от мнений потребителей позиция руководителей компаний ТЭК в разных странах, которая была выявлена в ходе исследования. Топ-менеджеры энергетического сектора полагают, что у них хорошие отношения с потребителями и клиенты будут рады пользоваться их услугами, поскольку появляется возможность покупать дешевую энергию.

Только 4% компаний ТЭК считают, что интеллектуальные технологии могут существенно изменить их отношения с клиентами, и 8% — что использование интеллектуальных приборов превратит пассивных потребителей в активных. Более того, всего 16% руководителей энергетических компаний сектора думают, что потребители ожидают внедрения цифровых технологий в процесс оказания услуг.

Вместе с тем эксперты надеются, что компании ТЭК все же смогут расширить свою деятельность и использовать возможности, предоставляемые интеллектуальными технологиями. Правда, при условии, что станут уделять больше внимания развитию двусторонних отношений с клиентами.

Интеллектуальные технологии открывают перед потребителями совершенно новые возможности контролировать и регулировать свое энергопотребление. Со временем это значительно изменит баланс отношений с клиентами в секторе ТЭК. Похоже, полагают эксперты E&Y, пришел конец эпохе односторонних отношений, когда компании ТЭК просто предоставляли энергию потребителям. Этим их функции ограничивались.