Чай дорожает и получает шансы стать напитком для избранных

| статьи | печать

Цены на чай стабильно растут. Это обусловлено прежде всего подавляющей долей импортного чая. Эксперты считают, что подорожание — это хорошо, поскольку свидетельствует о качественном, а не о просто экстенсивном развитии рынка. Потребители с ними не спорят, но все чаще экспериментируют с заваркой крапивы и коры березы.

Чай появился в России в ХVII в. и быстро стал самым любимым горячим напитком. К началу ХХ в. Россия вышла на первое место в Европе по потреблению чая. По данным агентства Teainfo, сегодня страна занимает шестое место в мире по количеству выпиваемого чая на душу населения. Лидируют в списке англичане — 2530 г на душу населения. От них ненамного отстают турки — 2240 г сухого чая в год. Далее Шри-Ланка —1371 г, Япония — 776 г, Индия — 630 г и Россия — 600 г. Если в Китае, на рoдине напитка, его предпочитают 74% граждан, то в России, по данным ассоциации «Росчайкофе», — 95% населения. Последние пять лет эта цифра не менялась. Таким образом, в связи с почти 100-процентным потреблением напитка россиянами в физическом выражении отечественный рынок чая фактически прекратил свой рoст. На протяжении ряда лет он остается неизменным с объемом 170 000 т. Основные игроки на рынке не стали бороться за оставшихся покупателей, а занялись расширением ассортиментнoго портфеля, включая в него более дорогие сорта, создавая различные новые чайные коллекции. На сегодняшний день рынок нельзя назвать стагнирующим. Его динамичное развитие, по мнению Кoнcтантина Лoктева, руководителя прoектов MA ROIF Expert, измеряется не количеством, а качеством. С этим мнением сoгласна Ольга Кoнoва, ведущий аналитик MA ROIF Expert: «Рост рынка будет лежать в плоскости качественного развития; производители продолжают разработку новых вкусов и совершенствование упаковки чая».

Стоимостное выражение рынка меняется не только за счет выведения на рынок более дорогих сортов чая, ориентированных на потребителей с доходами выше среднего, но и за счет роста самих цен на чай. Если в январе 2003 г. килограмм черного байхового чая стoил, по данным Росстата, 163,95 руб., в январе 2008 г. — 230,69 руб., то в январе 2010 г. — 340,84 руб.

Рост цен обусловлен прежде всего подавляющей долей — 95% импортного чая, а цены на него зависят от курса доллара по отношению к национальной валюте. Инфляция ведет к стабильному росту цен на чай в России.

Климатические процессы в странах — производителях чая также влияют на цены в российских магазинах. По мнению аналитиков рынка, засухи в Азии и Африке способны привести к уменьшению мировых поставок чая на 10%.

Все чаи хороши

Эксперты делят рынок чая по видам продукции, ценовым категориям и виду упаковки. Чай бывает черным, зеленым, травяным, белым, красным, ароматизированным, смешанным и т.д. Он представлен во всех ценовых сегментах — эконом, среднем и премиум и поступает к покупателю рассыпным и в пакетиках.

Согласно исследованию компании «Бизнес Аналитика», 82,8% рынка приходится на черный чай, 12,4 — на зеленый, 3,1 — на фруктовый и 1,7% — на другие чаи.

Что касается продаж чая по видам упаковки, доля пакетированного продукта в натуральном выражении составляет 56%. Эта цифра не зависит от вида чая, она приблизительно одинакова как для черного, так и для зеленого чая.

Подавляющее количество продаваемого в России чая принадлежит, по данным агентства, среднему ценовому сегменту. Он охватывает 70% рынка. 16% чая входит в премиум-группу. Стоимость чая этой категории колеблется от 350 до 850 руб. за 1 кг. И лишь 14% россиян выбирают чай в низшей ценовой категории.

В последнее время пакетированный чай представляет собой наиболее быстрорастущую группу на рынке, что связано прежде всего с экономией времени и удoбством пoтребления продукта. К концу 2009 г., по данным компании Nielsen, пакетирoванный чай составлял 49,9% рынка, а фасованный листовой — 43,3% (в августе 2007 г. — 46 и 45,6% соответственно). Аналитики рынка утверждают, что тенденция увеличения продаж пакетированного чая сохранится. Прошедшая недавно волна финансового кризиса привела к изменению структуры рынка. Если раньше львиная доля фасованного чая из-за рубежа поставлялась в страну в готовом для продажи виде, то сейчас более 80% потребляемого в стране чая расфасовывается на российских чае­развесочных фабриках.

Больших игроков на рынке немного

Процесс консолидации на рынке чая начался в середине прошлого десятилетия, когда мелкие игроки, не выдержав конкуренции, стали уходить с рынка. Их место постепенно заняла пятерка ведущих компаний, которым в настоящий момент, по данным информационного агентства «КредИнформ Северо-Запад», принадлежит 80% рынка в натуральном исчислении и 77% — в стоимостном. Конкуренцию им сегодня составляют лишь частные марки крупных торговых сетей. Главные игроки рынка — cанкт-петербургская компания ООО «Орими Трейд», подмосковная ООО «Компания Май» и Ahmad Tea Ltd (Великобритания).

Петербуржцы выпускают гранулированный и листовой индийский и цейлонский чай, а также листовой черный и зеленый китайский чай. По словам пресс-службы компании, на долю их брендов «Принцесса Нури», «Принцесса Ява», «Принцесса Гита» и «Принцесса Канди» приходится около 30% потребительского спроса. Компания была основана в 1994 г., а строительство в 2000 г. собственной современной чаеразвесочной фабрики «Невские пороги» позволило ей обеспечить полный контроль качества на всем производственном цикле.

Компания «Май» была образована в 1991 г. Тогда же она создала популярную марку — «Майский чай». В 1998 г. первая в России эта компания запустила собственную чаеразвесочную фабрику в подмосковном Фрязине, впоследствии открыла собственные представительства в странах — экспортерах чая. Предприятию принадлежат бренды «Майский» и «Лисма».

Компания Ahmad Tea Ltd, основанная в Великобритании в 1986 г., специализируется на листовом и ароматизированном чае очень высокого качества.

На четвертом месте компания Unilever (Великобритания — Нидерланды). Она была зарегистрирована в 1930 г., выпускает черный индийский, цейлонский листовой и гранулированный чай высокого качества. В 2002 г. открыла собственную чаеразвесочную фабрику в Санкт-Петербурге. Ей принадлежат такие бренды, как Lipton, Brook Bond и «Беседа».

Замыкает пятерку лидеров компания из Шри-Ланки Akbar Brothers Ltd. С 1907 г. семейная компания торгует чаем и постепенно превратилась в один из самых крупных мировых экспортеров чая. Она поставляет более 100 сортов высококачественного чая в 80 стран мира. Кроме традиционных картонных пачек чай Akbar выпускается в популярных у российских хозяек герметично закрывающихся банках, а также в упаковке из пластика и дерева.

По данным исследовательской компании «Бизнес Аналитика», рейтинг ведущих марок черного чая по продажам открывает «Принцесса Нури», на втором месте Ahmad, на третьем — «Лисма», на четвертом — «Майский чай», на пятом — Akbar. Эти пять ведущих марок занимают 65% рынка.

В сегменте зеленого чая майка лидера принадлежит чаю Ahmad, на втором месте — «Принцесса Ява», на третьем — Greenfield, на четвертом — Tess, на пятом — Lipton. Компании «Орими Трейд» удалось в кратчайшие сроки с января 2008 г. по июнь 2009-го поднять свою марку Tess с 14-го места на 4-е, потеснив стабильно продававшийся бренд Lipton от компании Unilever. Оба рейтинга не включают в себя частные марки, представленные торговыми сетями.

Что касается каналов продаж чая, по данным компании Nielsen, на долю супер-, гипер- и мини-маркетов приходится 58% продаж. Сегодня это основные каналы дистрибуции. Эксперты рынка утверждают, что доля гипермаркетов, супермаркетов и магазинов экономкласса в дальнейшем будет постоянно увеличиваться, продажи чая на рынках, в киосках и павильонах — сокращаться.

По данным ИА «КредИнформ Северо-Запад», самым емким считается московский рынок. На его долю приходится 40% продаж.

В целом ситуация на рынке благоприятная. Она определяется прежде всего традиционным отношением к чаю в России. Несмотря на сокращение потребления чая класса премиум в результате финансового кризиса, в целом рынок не пострадал. В то же время насыщение его в количественном отношении подтолкнуло игроков к расширению ассортимента и дальнейшему продвижению новой продукции. Хотя большинство россиян остается поклонниками черного чая, многие, расширяя свои предпочтения, переходят на зеленый, фруктовый и травяной.