1. Главная / Статьи 
ул. Черняховского, д. 16 125319 Москва +7 499 152-68-65
Логотип
| статьи | печать | 1587

Готовимся к сезонной «переобувке» авто

Не за горами первые морозы. Значит, самое время готовить автопарк компании к зимнему сезону и менять летнюю резину на зимнюю. Поговорим о том, как учесть в бухгалтерском и налоговом учете расходы на покупку шин, а также затраты, связанные с их эксплуатацией.

Купили машину плюс комплект резины

Как правило, в базовую комплектацию машин входит летняя резина. Поэтому многие предпочитают одновременно с авто приобрести комплект зимней резины. У бухгалтеров возникает вопрос: как в этом случае учесть дополнительный комплект шин — в первоначальной стоимости автомобиля или отдельно? Давайте разбираться.

Бухгалтерский учет

Без сомнения, шины, которые входят в базовую комплектацию машины, являются ее неотъемлемой частью и их стоимость уже учтена в цене авто. Они не признаются самостоятельным инвентарным объектом. Ведь под инвентарным объектом основных средств понимается:

  • объект со всеми приспособлениями и принадлежностями;
  • отдельный конструктивно обособленный предмет, предназначенный для выполнения определенных самостоятельных функций;
  • обособленный комплекс конструктивно сочлененных предметов, представляющих собой единое целое, предназначенный для выполнения определенной работы (п. 6 ПБУ 6/01 «Учет основных средств» и п. 10 Методических указаний по учету основных средств, утвержденных приказом Минфина России от 13.10.2003 № 91н).

Ни под одну перечисленную категорию покрышки не подпадают. Следовательно, стоимость шин, изначально установленных на автомобиль, априори включается в его первоначальную стоимость. Аналогичный порядок прописан и в Инструкции по применению Плана счетов, утвержденной приказом Минфина России от 31.10.2000 № 94н.

А как быть с комплектом резины, купленным компанией дополнительно? На наш взгляд, включать его в первоначальную стоимость авто нет оснований, даже если стоимость машины и дополнительного комплекта резины указана в одном первичном документе (например, в одной товарной накладной, но по разным позициям отражена стоимость авто и шин). Объясним почему.

Один из критериев признания объекта основным средством — его предназначение для использования в производстве продукции, выполнения работ, оказания услуг или для управленческих нужд организации (п. 4 ПБУ 6/01). Понятно, что самостоятельно шины не могут участвовать в деятельности организации. Поэтому они включаются в состав материально-производственных запасов и их стоимость в бухгалтерском учете отражается на субсчете 5 «Запасные части» к счету 10 «Материалы». Как только шины переданы в эксплуатацию, их стоимость списывается на расходы (п. 93 Методических указаний по бухгалтерскому учету материально-производственных запасов, утвержденных приказом Минфина России от 28.12.2001 № 119н).

После того как шины списаны в производство, необходимо организовать их количественный учет. Ведь они по-прежнему считаются собственностью компании и должны быть отражены в учете до того, как придут в негодность.

Обратите внимание: некоторые бухгалтеры при сезонной замене автошин восстанавливают в бухгалтерском учете часть стоимости возвращенных на склад покрышек исходя из срока их сезонной эксплуатации. Тем не менее, на наш взгляд, действующее законодательство по бухучету не содержит требований к восстановлению ранее списанных материально-производственных запасов. Ведь они принимаются к учету по фактической себестоимости. В отношении МПЗ, приобретенных за плату, фактической себестоимостью признается сумма затрат на приобретение актива за минусом НДС (п. 5 и 6 ПБУ 5/01 «Учет материально-производственных запасов»). Поэтому у компании нет обязанности снова принимать на баланс сезонные шины по восстановительной стоимости. Кроме того, шины не являются ни возвратными отходами, ни оставшимися неизрасходованными материалами, в отношении которых установлено требование о принятии к учету (п. 111 и 112 Методических указаний по бухгалтерскому учету материально-производственных запасов).

Таким образом, бухгалтеру не нужно каждый сезон восстанавливать шины в учете и тем самым в разы усложнять ведение бухгалтерского учета.

Считаем, что для учета передачи и возврата сезонных шин логичнее использовать забалансовые счета, в частности счет 012 «Автопокрышки на складе». В этом случае шины можно учитывать по условной оценке. Помимо этого в карточках учета автомобильных шин можно записывать, когда и кому выданы шины и когда возвращены на склад.

Налоговый учет

В налоговом учете оснований для увеличения первоначальной стоимости автомобиля на приобретенный дополнительно комплект резины нет, даже если машина и комплект шин значатся в одном первичном документе. Ведь для целей налогового учета под основными средствами понимается имущество, используемое в качестве средств труда для производства и реализации товаров (выполнения работ, оказания услуг) или для управления организацией первоначальной стоимостью свыше 40 000 руб. (п 1 ст. 257 НК РФ). Как мы уже выяснили, покрышки отдельно от автомобиля не используются в производстве, к тому же их стоимость за штуку вряд ли превысит 40 000 руб.

Дополнительный комплект сезонной резины можно списать в материальные расходы (подп. 2 п. 1 ст. 253 и подп. 2 п. 1 ст. 254 НК РФ) или учесть как прочие расходы, связанные с содержанием служебного транспорта (подп. 11 п. 1 ст. 264 НК РФ). Поскольку Налоговый кодекс содержит несколько вариантов учета, компания должна выбрать один из предложенных способов и закрепить его в учетной политике (п. 4 ст. 252 НК РФ).

Так же как в бухгалтерском учете, при расчете налога на прибыль организация не должна уменьшать материальные расходы на стоимость возвращенных шин. Налоговый кодекс не содержит таких требований (п. 6 ст. 254).

Важный момент: изложенный порядок ведения бухгалтерского и налогового учета применяется и в том случае, когда автомобиль и шины приобретены с временным люфтом.

Покрышки в подарок

Нередко автосалоны в ходе рекламной акции дарят покупателям автомобилей дополнительный комплект шин. В этом случае подарочный комплект покрышек с позиции налогообложения прибыли будет рассматриваться как безвозмездно полученное имущество. А оно включается в состав внереализационных доходов по рыночной стоимости, определенной по правилам ст. 40 НК РФ (п. 8 ст. 250 НК РФ). Доход возникает на дату получения шин (подп. 1 п. 4 ст. 271 НК РФ).

По мнению Минфина России, при списании безвозмездно полученных МПЗ их стоимость не включается в состав расходов. Аргумент — в материальных расходах учитываются затраты на приобретение имущества. При получении же имущества в подарок организация никаких затрат не несет (письмо от 05.12.2008 № 03-03-06/1/674).

В бухучете полученные безвозмездно шины учитываются на счете 10-5 по рыночной стоимости в корреспонденции со счетом 98 «Доходы будущих периодов» (п. 9 ПБУ 5/01 и Инструкция по применению Плана счетов). Кроме того, компания должна отразить и прочий доход, который появится одновременно с признанием в бухгалтерском учете расходов по передаче шин в эксплуатацию (п. 7 ПБУ 9/99 «Доходы организации»).

В связи с тем что в бухгалтерском учете стоимость безвозмездно полученного комплекта авторезины относится к расходам, а в налоговом — нет, возникают постоянные разницы (п. 4 и 7 ПБУ 18/02).

Не исключена и ситуация, когда бухгалтер еще раз должен будет использовать ПБУ 18/02. Если, например, организация получила в подарок летом зимнюю резину, то в бухучете доход возникнет только в конце осени, когда летние шины будут заменены на зимние. Но в налоговом учете внереализационный доход будет отражен летом. Следовательно, летом в бухучете появится отложенный налоговый актив, который будет погашен в момент передачи шин в эксплуатацию (п. 11, 14 и 17 ПБУ 18/02).

Ничто не вечно под луной

Отдельно необходимо рассмотреть вопрос о сроке полезного использования авторезины. Этот вопрос важен, поскольку напрямую связан с возможными претензиями налоговиков при проверке. Судите сами: организация, которая не установит срок полезного использования шин и не будет контролировать использование резины, находящейся в эксплуатации, не сможет подтвердить обоснованность выбытия пришедших в негодность шин и необходимость покупки нового комплекта. Налоговики могут посчитать, что компания необоснованно приобрела еще один комплект авторезины и неправомерно увеличила материальные расходы.

Чтобы не возникло проблем с проверяющими, советуем завести специальный документ и наглядно отражать в нем техническое состояние авторезины. Унифицированной формы такого документа сегодня нет. Компания должна разработать его самостоятельно с учетом требований ст. 9 Федерального закона от 21.11.96 № 129-ФЗ «О бухгалтерском учете». В документе указываются техническое состояние шины при поступлении на склад, дефекты и пробег, а также причина выбытия, подтвержденная специально созданной комиссией.

Обратите внимание: до 1 января 2007 г. действовали временные нормы эксплуатационного пробега шин автотранспортных средств РД 3112199-1085-02, утвержденные Минтрансом России 04.04.2002. Несмотря на то что этот документ утратил силу, по мнению Минтранса России, компании должны им руководствоваться до тех пор, пока не будет утвержден новый регламент (письмо от 07.12.2006 № 0132-05/394). По нашему мнению, установить срок эксплуатации шин можно приказом по организации. При этом никто не мешает руководствоваться названным выше порядком.

Эксплуатационные расходы

Организация, осуществляющая работы по замене шин не самостоятельно, а с помощью специализированной организации, стоимость таких работ может без проблем учесть при расчете налога на прибыль (подп. 11 п. 1 ст. 264 НК РФ). Конечно, при условии, что у компании имеются все подтверждающие документы и отсутствуют возможности по замене шин собственными силами.

На практике возникает еще один расход, связанный с содержанием авторезины. У многих организаций нет площадей для хранения временно не используемых шин. Но эту проблему решают специализированные организации, предоставляющие услуги по хранению шин. На наш взгляд, такой расход также можно учесть при расчете налога на прибыль на основании той же нормы — подп. 11 п. 1 ст. 264 НК РФ.