Планируется уточнить и перераспределить полномочия ФСФР и Минфина России

| статьи | печать

Правительство РФ внесло на рассмотрение в Госдуму законопроект, согласно которому предлагается уточнить полномочия ФСФР России, передать ей ряд полномочий Минфина, наделить новыми полномочиями по регулированию финансового рынка, а также предоставить право принимать нормативные правовые акты, регулирующие отношения в сфере страховой деятельности.

Законопроект № 601622-5

Предлагается изменить нормы нескольких законов, регулирующих сферу финансового рынка. Необходимость внесения изменений связана с изданием Указа Президента РФ от 04.03.2011 № 270 «О мерах по совершенствованию государственного регулирования в сфере финансового рынка Российской Федерации» (далее — Указ № 270).

Согласно Указу № 270 Росстрахнадзор (Федеральная служба страхового надзора) был присоединен к Федеральной службе по финансовым рынкам (ФСФР России), к которой перешли его функции по контролю и надзору в сфере страховой деятельности (страхового дела). Распределение функций по нормативно-правовому регулированию в сфере финансового рынка между Минфином и ФСФР России будет обеспечено путем внесения соответствующих изменений в положения о данных государственных органах исполнительной власти.

В целях реализации Указа № 270 Правительство РФ уже приняло два постановления:

  • от 26.04.2011 № 326 «О некоторых вопросах деятельности федеральных органов исполнительной власти в сфере финансовых рынков»;
  • от 29.08.2011 № 717 «О некоторых вопросах государственного регулирования в сфере финансового рынка Российской Федерации».

Между тем данных нормативных актов оказалось недостаточно, чтобы привести деятельность органов исполнительной власти в соответствие с Указом № 270. Поэтому назрела необходимость такого законопроекта.

Требуется уточнить полномочия Минфина и ФСФР России с целью совершенствования государственного контроля в области финансовых рынков, сфере страхования, микрофинансовой деятельности и кредитной кооперации. Авторы законопроекта предлагают часть функций Минфина по нормативно-правовому регулированию в сфере страхования передать ФСФР России и наделить ее правом издавать некоторые виды нормативных правовых актов.

Также предлагается наделить ФСФР правом принимать нормативные правовые акты, регулирующие отношения страховых организаций и профессионального объединения страховщиков в случае передачи страхового портфеля при применении мер по предупреждению банкротства страховой организации, а также в ходе процедур, применяемых в деле о банкротстве.

Поскольку Минфин России согласно положению о его деятельности осуществляет функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере бухгалтерского учета и бухгалтерской отчетности, предлагается из законодательства РФ исключить нормы, наделяющие ФСФР правом устанавливать правила ведения бухгалтерского учета и бухгалтерской отчетности.

Чтобы не было расхождений в правовом регулировании сходных отношений и чтобы упростить принятие порядка расчета стоимости чистых активов организаций, авторы законопроекта предлагают определить, что стоимость чистых активов ряда коммерческих организаций (акционерных обществ, за исключением кредитных организаций, унитарных предприятий, производственных кооперативов) определяется по данным бухгалтерского учета в порядке, установленном Минфином России.

К компетенции ФСФР России предполагается отнести:

  • утверждение состава необходимых расходов управляющих компаний по инвестированию средств пенсионных накоплений;
  • определение перечня индексов, в которые могут быть инвестированы средства пенсионных накоплений;
  • определение перечня рейтинговых агентств, рейтинги которых признаются для целей Федерального закона от 24.07.2002 № 111-ФЗ;
  • установление требований к минимальной сумме активов в управлении управляющего активами для заключения договора в целях инвестирования средств пенсионных накоплений в ценные бумаги зарубежных эмитентов;
  • утверждение перечня индексных инвестиционных фондов, удовлетворяющих установленным требованиям управляющих активами, с которыми может быть заключен договор в целях инвестирования средств пенсионных накоплений в ценные бумаги зарубежных эмитентов.

Для воплощения в жизнь перечисленных новшеств планируется внести изменения во множество законов.