1. Главная / Статьи 
ул. Черняховского, д. 16 125319 Москва +7 499 152-68-65
Логотип
| статьи | печать | 1890

При сносе рекламных конструкций предлагают обходиться без суда

В Госдуму внесен законопроект, который упрощает процедуру сноса незаконно установленных рекламных конструкций органами местного самоуправления. Им могут разрешить снос конструкций в административном порядке без обращения в суд.

Законопроект № 600029-5

Действующая редакция ст. 19 Федерального закона от 13.03.2006 № 38-ФЗ «О рекламе» (далее — Закон № 38-ФЗ), регулирующая правоотношения по установке рекламных конструкций, не содержит норм, разрешающих органам местного самоуправления во внесудебном порядке сносить самовольно установленные рекламные конструкции или конструкции с аннулированными на их установку разрешениями или с разрешениями, признанными недействительными.

Законом предусмотрено, что самовольно установленная рекламная конструкция подлежит демонтажу на основании предписания органа местного самоуправления. Однако срок, в течение которого это должно быть сделано, в законе не указан (п. 10 ст. 19 Закона № 38-ФЗ).

Срок определен только для тех случаев, когда разрешение на установку конструкции аннулировано или признано недействительным. В этих случаях владелец рекламной конструкции либо собственник недвижимого имущества, к которому она присоединена, обязан демонтировать ее в течение месяца и удалить размещенную на ней информацию в течение трех дней. При невыполнении обязанности по демонтажу орган местного самоуправления вправе обратиться в суд с иском о принудительном осуществлении демонтажа (п. 21 и 22 ст. 19 Закона № 38-ФЗ).

В правоприменительной практике возник вопрос: вправе ли органы местного самоуправления самостоятельно (во внесудебном порядке) демонтировать самовольно установленные рекламные конструкции? Ответ на него дал Президиум ВАС РФ. Он подтвердил законность действий органов местного самоуправления, поскольку самостоятельная установка рекламной конструкции представляет собой заведомо противоправные действия. Интерес в сохранении рекламной конструкции в месте ее самовольной установки не может рассматриваться как законный и не подлежит защите (постановление от 16.11.2010 № 8263/10).

В связи с этим предложенный законопроект де-юре должен будет закрепить сложившуюся практику. Им предлагается внести изменения в ст. 19 Закона № 38-ФЗ и ст. 14.37 КоАП РФ.

Согласно изменениям в ст. 19 Закона № 38-ФЗ владелец будет обязан демонтировать рекламную конструкцию в течение месяца со дня выдачи органом местного само­управления соответствующего предписания. Речь идет о случаях, когда конструкция установлена и (или) эксплуатируется без действующего разрешения либо такое разрешение аннулировано или признано недействительным.

Если рекламная конструкция в пределах названного срока не демонтирована либо если ее владелец неизвестен, орган местного самоуправления выдаст предписание о демонтаже конструкции собственнику или иному законному владельцу недвижимого имущества, к которому она присоединена. В такой ситуации уже на него возлагается обязанность демонтажа конструкции в течение месяца.

Сейчас Законом № 38-ФЗ предусмотрено, что демонтаж, хранение или в необходимых случаях уничтожение рекламной конструкции осуществляются за счет собственника недвижимого имущества, к которому она присоединена. Собственник имеет право потребовать от владельца конструкции возмещения разумных расходов на ее демонтаж, хранение или в необходимых случаях уничтожение (п. 22 и 22.1 ст. 19).

Но из этого правила есть исключение — предписание на демонтаж рекламной конструкции не направляется, если она присоединена к общему имуществу собственников помещений в многоквартирном доме и установлена без их ведома.

Законопроект предлагает закрепить случаи, когда незаконно установленная рекламная конструкция демонтируется за счет средств местного бюджета, а именно:

  • ни владелец рекламной конструкции, ни собственник недвижимого имущества, к которому была присоединена рекламная конструкция, не выполнили обязанность по ее демонтажу;
  • рекламная конструкция присоединена к объекту муниципального имущества;
  • рекламная конструкция присоединена к общему имуществу многоквартирного дома при отсутствии согласия таких собственников на ее установку и эксплуатацию.

По требованию органа местного самоуправления владелец рекламной конструкции либо собственник или иной законный владелец недвижимого имущества, к которому она присоединена, обязан возместить расходы на ее демонтаж, хранение или в необходимых случаях уничтожение.

Из предлагаемой нормы следует, что свои требования муниципалы будут предъявлять во внесудебном порядке. А это может стать поводом для возникновения споров по поводу оценки расходов на демонтаж. Ведь в законопроекте ничего не говорится об их соразмерности.

Кроме того, в ст. 19 Закона № 38‑ФЗ предлагается внести ряд уточнений. В частности, предусмотреть, что разрешение выдается не только на установку, но и на эксплуатацию рекламной конструкции. Это, на взгляд разработчиков проекта, необходимо для исключения случаев, когда суды отказывают в удовлетворении исков о демонтаже конструкций с истекшим сроком действия разрешения на том основании, что разрешение было выдано только на установку рекламной конструкции, а ее эксплуатация не зависит от срока действия разрешения. Соответствующие изменения предлагается внести и в ст. 14.37 КоАП РФ.