1. Главная / Статьи 
ул. Черняховского, д. 16 125319 Москва +7 499 152-68-65
Логотип
| статьи | печать

Пенсионную реформу повернули вспять

Не прошло и трех лет, как стратегия пенсионной реформы подверглась принципиальным изменениям. Причем в худшую сторону. Члены Общественного совета по инвестированию средств пенсионных накоплений, заседание которого прошло в конце января, считают, что ре форму пытаются фактически выхолостить. Что же вызвало столь эмоциональную реакцию? Попробуем разобраться.

К самым существенным отрицательным изменениям условий реформы следует отнести исключение значительной части застрахованных граждан из процесса формирования накопитель ной части трудовой пенсии. Одним махом 19 миллионов граждан 1953—1967 годов рождения были лишены та кой возможности. Начиная с 2005 года все их отчисления идут в общую копилку, то есть в ПФР.

Другой шаг назад — сокращение обязательств страховщиков перед определенной частью застрахованных. Проще говоря, при выходе на пенсию они получат меньше, чем могли бы. Так, для 21 миллиона граждан, родившихся после 1967 года, увеличение размера отчислений на накопительную пенсию с 4 до 6% отложено на два года — с 2006-го до 2008-го.

По оценкам экспертов, основанным на данных переписи населения 2002 года, граждане старше 37 лет составляют 51% от общего числа работающих мужчин и почти 43% — женщин. В результате численность застрахованных, реально участвующих в пенсионной реформе, сократилась на 40%. По этой при чине объем финансовых средств в накопительной пенсионной системе в течение ближайших 5 лет будет меньше в 2,5 раза, а к 2010 году — почти в 3 раза по сравнению с ранее сделанными прогнозами.

Исключение из накопительной системы наиболее высокодоходной части работников было сделано без широкого обсуждения и сколько-нибудь четкого обоснования. Правительство в угоду решению сиюминутной задачи, а именно залатывания дыры в бюджете ПФР в связи со снижением ЕСН, фактически повернуло вспять реформу пенсионной системы. В результате этих манипуляций экономика лишится около 600 млрд рублей долгосрочных инвестиций.

Аншлага не будет

При такой, мягко говоря, непоследовательности труд но рассчитывать на доверие граждан и бизнеса к серьезности намерений государства в отношении дальнейшего развития реформы системы обязательного социального страхования.

В качестве непосредственной реакции бизнеса можно привести ситуацию с новым конкурсом среди управляющих компаний. Если в 2003 году ажиотаж был достаточно велик и пропуск в систему доверительного управления средствами пенсионных накоплений граждан получили 55 компаний, а претендентов было еще больше, то в декабре 2004 года попытка Федеральной службы по финансовым рынкам провести кон курс для отбора новых управляющих компаний потерпела крах. Желающих просто не нашлось.

Другого трудно было ожидать. По словам Олега Еремеева, председателя Координационного совета объединений работодателей России, значительные средства вложены в создание управляющих компаний, развитие их инфраструктуры. Однако резкое уменьшение объемов финансовых средств вследствие исключения из реформы большой части граждан де лает этот бизнес просто невыгодным.

Они были первыми

Прошлый, 2004 год стал первым, когда пенсионные накопления граждан были переданы из ПФР в частные управляющие компании. Более 700 тысяч граждан согласно заявлениям, сделанным в 2003 году, перевели более 1,6 миллиарда рублей своих накоплений в частные УК. Однако из 55 лишь 16 компаний получили в доверительное управление более 10 миллионов рублей, а у 9 объем переданных накоплений не превышает 1 миллиона рублей. Честно говоря, весьма скромные результаты.

В 2004 году застрахованными лицами было подано 375,8 тысячи заявлений в Пенсионный фонд Российской Федерации о выборе УК или негосударственного пенсионного фонда (НПФ). Одной из причин столь малой активности граждан нужно признать низкое доверие к негосударственным структурам.

Иначе как разочарованием не назовешь результаты заявочной кампании 2004 года для частных управляющих компаний. Реальный прирост их клиентуры едва превысил 10 тысяч человек. Впору сворачивать бизнес в связи с нерентабельностью.

Из 84 НПФ, получивших возможность работать с частными лицами в рамках системы обязательного пенсионного страхования, только 47 смогли привлечь клиентов. При этом у 27 из них количество договоров не превысило одну тысячу, а есть уникумы, у которых всего по два (!) застрахованных. О какой эффективности инвестиций в данном случае может идти речь?!

«А мужики-то не знают»

Рассчитывать на успех пенсионной реформы можно было в том случае, если бы ее активными участниками стало максимальное количество граждан. Соответствен но для их привлечения необходима была полномасштабная разъяснительная кампания. Такое впечатление, что государство было попросту не заинтересовано в этом. Удивительно, но из 163 миллионов рублей, специально выделенных в федеральном бюджете 2003 года на ин формирование населения о пенсионной реформе, не было потрачено ни копейки!

В части информирования населения были и довольно странные инициативы ПФР. В 2004 году из конвертов, разосланных застрахованным с информацией о состоянии их лицевых счетов, были исключены бланки заявлений о переводе средств в частную УК или НПФ. Откуда же рядовому работяге узнать о предоставленных ему возможностях?

По краю «лезвия»

Как показали первые месяцы работы управляющих компаний, система инвестирования пенсионных накоплений работает, но со сбоями.

Действительно, очень тру дно не выйти за рамки, если доля по вложениям в бумаги одного эмитента ограничена 5%, а всего управляющим компаниям дозволено вкладываться в чуть более чем два десятка ценных бумаг. Так что изменения конъюнктуры, а в 2004 году отечественный фондовый рынок лихорадило, даже по одному эмитенту приводят к нарушениям. По данным ЗАО «Объединенная депозитарная компания», с апреля по сентябрь прошлого года было их выявлено около 620.

Данные по заявлениям в ПФР по федеральным округам

Федеральный округ

Доля в общем числе, %

2003 г.

2004 г.

Приволжский

36

39

Уральский

18

26

Центральный

12

11

Южный

7

9

Сибирский

16

9

Северо-Западный

9

5

Дальневосточный

2

1


Подводя неутешительные итоги пенсионной реформы в 2004 году, нужно отметить, что фактически «обкраденные» будущие пенсионеры еще не поняли всей негативной роли последних изменений пенсионной реформы и пока молчат.

Лидеры и аутсайдеры среди НПФ в 2004 г.

Название

Число застрахованных

Сумма пенсионных накоплений, тыс. руб.

1 НО «НПФ «ЛУКойл-Гарант»

58 737

447 124

2 МН БПФ

55 544

229 175

3 НПФ «Первый промышленный альянс»

20 131

38 962

4 НПФ «Газфонд»

12 730

76 253

5 НПФ электроэнергетики

12 024

52 524

6 «Стратегия НПФ»

10 964

31 709

7 НПФ «Благосостояние»

9910

44 314

8 НПФ «НПФ «ОПК»

7980

22 679

9 НПФ «Промагрофонд»

7882

28 225

10 НПФ «Волга-Капитал»

7384

18 721

. . .



40 НПФ «Первый пенсионный фонд»

32

127

41 НПФ «ВНИИЭФ-Гарант»

13

140

42 НПФ ОАО «Альфа-банк»

11

67

43 ВНПФ «Северный»

9

24

44 НПФ «СтальФонд»

9

33

45 НПФ «Пенсионная касса»

6

7

46 НПФ «РОСНО-ВБД»

2

14

47 НПФ «СЗС»

2

5

Всего

236 947

1 135 250