Приватизация (от лат. Privatus – частный) – разгосударствление собственности: на средства производства, имущество, жильё, землю, природные ресурсы. Осуществляется посредством продажи или безвозмездной передачи государственных и муниципальных объектов в руки коллективов и частных лиц с образованием на этой основе корпоративной, акционерной, частной собственности.
В приватизации «по-российски» можно условно выделить три этапа, каждый из которых имеет свою внутреннюю причинно-следственную связь в соответствии с доминирующей задачей.
Приватизация и политика
Масштабная российская приватизация 90-х годов прошлого столетия явилась важным инструментом необратимого слома социалистической системы. Анатолий Чубайс неоднократно признавал, что таким путём стремились решить одну из основополагающих политических задач того времени – как можно быстрее передать государственную собственность в частные руки, как можно дальше уйти от точки невозврата к советскому прошлому.
В стране бушевала инфляция, финансовые ресурсы, в т.ч. бюджетные средства, перераспределялись в центре и на местах не столько бесконтрольно, сколько корыстно. Распродажа «заводов, газет, пароходов» новым (и далеко не случайным!) хозяевам осуществлялась, как правило, по символическим (но якобы обоснованным) ценам, а то и вовсе госактивы передавались «своим людям» бесплатно.
Одним из следствий такой приватизации были два одновременно запущенных противоположных процесса. С одной стороны – деградация и развал экономики, обнищание большинства граждан, фактически ограбленных в ходе состоявшейся приватизации. С другой – становление безудержно богатеющего меньшинства, капиталы которого зачастую прирастали (и прирастают ныне) не столько новыми производствами, товарами и услугами, сколько стремительно растущими ценами на сырьё, всевозможными спекулятивными сделками – перепродажами имущества и другими способами, имеющими весьма условную общественную полезность.
Итоги первого этапа приватизации в наиболее полном и систематическом виде были изложены в докладе Счётной палаты, широко разрекламированное, ожидаемое обсуждение которого в Государственной Думе так и не состоялось.
Как бы там ни было, сложилась парадоксальная ситуация: неразрывная «тучность» одних и нищета других – словно две стороны медали. Потому что нормально – когда бизнес-лидеры «вырастают» из успешно развивающейся, эффективной, конкурентной экономики богатеющего общества, а не «за её счёт». Разве не российской земле и общему благу прежде всего должны служить результаты совместного труда большинства наших граждан? И разве не прав был академик Святослав Федоров, в самый разгар «чубайсовской» приватизации заявлявший, что из права собственности на средства производства не должно однозначно следовать абсолютное право собственности на результаты труда, полученные с помощью этой собственности, – право, воспроизводящее несправедливость?
Как свидетельствует российская действительность, в первую очередь это относится к отраслям, связанным с добычей и переработкой природных ресурсов, доставшихся России от бога и «де-факто» (оказывается, «де-юре» совсем не обязательно) приватизированных. Об этом у нас не очень принято говорить, но… Уровень зарплат в нефтегазовом секторе превышает средний по РФ в 2,2 раза (46–48 тыс. руб. против 22 тыс. руб. в месяц). В крупнейших нефтяных компаниях уровень заработных плат ещё выше. В Роснефти в I квартале этого года каждый сотрудник ежемесячно получал в среднем 141 тыс. руб., в Лукойле – 161 тыс. руб., Газпромнефти – 534 тыс. руб. (Экономика и жизнь, Новости, 2 августа 2011 года).
Характерно, что независимо от доли своего участия в капитале компаний государство не сильно возражает (если не на словах, то на деле) против осуществляемой ими финансовой политики. Прямо или косвенно это породило ещё один источник дохода – возможность сговора (вертикально интегрированных) монополий на отечественном рынке нефтепродуктов, где цены на бензин вдвое опережают инфляцию. При этом нефтепереработка деградирует, демонстрируя бессилие благих пожеланий и призывов перед жадностью и алчностью основных акционеров. Несмотря на значительно увеличившиеся цены на нефть и рост доходов, за последние годы глубина переработки нефти не увеличилась, «застряв» на уровне 71%, а в развитых странах мира приближается к 95% (Независимая газета, 5 августа 2011 года). Иными словами, параллельно растёт и «степень проедания» доходов.
Ещё одно подтверждение сказанному – слова замглавы ФАС Анатолия Голомзина о том, что нефтяные компании резко сократили планы реконструкции и модернизации нефтеперегонных заводов. «Ранее компании декларировали то, что они проводят модернизацию, реконструкцию. Но за предыдущие два года эти декларации были исполнены лишь наполовину» (Независимая газета, 5 августа 2011 года).
В долгосрочной перспективе, откровенное использование приватизации как инструмента достижения политических целей и решения политических задач, стремление закрепить «статус-кво» вместо последовательного исправления «перекосов и перегибов» нанесёт серьёзный социально-экономический ущерб, останется причиной резкого ограничения круга собственников, сужения потенциала и ограничения пространства проводимых многосторонних реформ в России.
Приватизация и бюджет
В настоящее время в отечественной экономике разворачивается следующий этап массовой приватизации. Среди его причин – актуальность восполнения российского бюджета, опасно отягощаемого всё более непосильными социальными обязательствами. Иными словами, для борьбы с бюджетным дефицитом уже недостаточно происходившего в разных сферах в последнее десятилетие эпизодического либо перманентного разгосударствления. Масштабы не те…
На днях Президент страны Дмитрий Медведев одобрил расширенный правительственный план приватизации. Если он будет реализован в полном объёме, государство получит дополнительные доходы от приватизации в 2012-2016 годах порядка 6 трлн руб. Это существенно превышает прежние оценки: не менее 280-300 млрд рублей в 2012 году, порядка 1 трлн рублей – в течение следующих трёх лет, а в целом – до 1,8 трлн рублей.
По задумке властей будут проданы 35,5% ВТБ в 2011-2013 годах (10 % уже продали в феврале), снижена доля в «Роснефти» до контрольной к 2015 году с последующим отказом от контроля вовсе. В «Русгидро» планируется опустить госпакет до контрольного к 2013 года, в «Алроса» – до 50% плюс одна акция с учётом долей государства и местных властей.
В планах Правительства – продажа частным инвесторам «Совкомфлота», аэропорта «Шереметьево», «Зарубежнефти», ОЗК, «Россельхозбанка», «Росагролизинга». Ранее в МЭР сообщали, что в расширенный план приватизации могут войти 50 компаний, выведенных в прошлом году из перечня стратегических, но ещё не включённых в этот план (Новый регион – Москва, 26 июля 2011 года и 2 августа 2011 года).
Кроме того, государство собирается снизить свою долю до 75% плюс одна акция в «Уралвагонзаводе» (сейчас владеет 100%), ФСК (79,11%), РЖД (100%) и «Транснефти» (78,1%). Акции последней могут быть проданы начиная с 2012 года. На этот же год запланирована продажа 10% госкорпорации «Роснано» (там же).
В текущем году и в последующие пять лет государство рассчитывает в общем и целом получить от приватизации порядка 6 трлн рублей, хотя совсем недавно Правительство планировало сумму существенно меньшую. Но Президент сказал «мало!», и выручка потяжелела в разы. По заявлению министра экономического развития Эльвиры Набиуллиной, Правительство РФ намерено увеличить доходы от приватизации федерального имущества до 1 трлн рублей в год вместо ожидаемых 300 млрд рублей по итогам этого года. Так, нарастающим итогом, и появятся 6 трлн рублей к 2017 году.
Настораживают сразу несколько обстоятельств.
Во-первых, экономическое развитие России более заметно по данным Росстата, чем в повседневной жизни большинства россиян, и в значительной степени зависит от мировых цен на нефть. Между тем объёмы добычи нефти практически стабилизировались, а цены практически достигли верхнего предела, ещё посильного для мировой экономики. Хорошо, если они какое-то время будут несколько повышаться или незначительно колебаться относительно достигнутого уровня. Вполне вероятно, однако, ожидать их падения – затяжного или периодического. В подобных условиях раздувающийся дефицит бюджета страны будет поглощать поступающие приватизационные доходы, что называется, «не отходя от кассы», от чего шансы на экономическое развитие будут всё менее реальными и всё более призрачными.
Во-вторых, какой бы внушительной ни казалась ожидаемая от приватизации сумма в триллионы рублей – по действующему курсу это всего лишь чуть больше пары сотен миллиардов долларов США. Вспомним, однако, сколько было потрачено на борьбу с финансовым кризисом (который мы то ли уже успешно преодолели, то ли ещё нет). По сведениям агентства Reuters со ссылкой на собственные расчёты, основанные на данных экспертного управления Президента России, Центробанка и российского правительства, только с сентября 2008 года по сентябрь 2009 года на эти цели было израсходовано 11 трлн рублей, или 480 млрд долл. (Лента.Ру, 17 сентября 2009).
В-третьих. В поисках стратегических инвестиций ставка опять делается на крупный российский и иностранный капитал. В самом деле, без него, как говорится, «никуда». Но нельзя не замечать опаснейшей тенденции дальнейшей монополизации российской экономики, всё менее конкурентной и всё более коррумпированной. Делать вид, что нет ничего страшного в непрекращающемся оттоке капиталов за рубеж (не о мелком и среднем бизнесе речь!). Наконец, памятуя о том, что известные представители отечественной бизнес-элиты приобрели за последние годы на самых выгодных условиях (известные слова Владимира Путина) огромную собственность, но сорвали (безнаказанно!) выполнение многих инвестиционных и модернизационных проектов, предпринять действенные меры, исключающие возможность повторения подобных ситуаций в будущем.
В-четвёртых, отсутствует информация о перспективах для абсолютного большинства граждан быть допущенными к реальному участию в будущем акционировании, как одном из немногих, ещё оставшихся способов ослабить социальную напряжённость в обществе, преодолеть растущее отчуждение трудящихся страны от собственности и результатов труда.
В-пятых, серьёзно не обсуждается возможность привлечения к приватизации и инвестпроектам, например, огромных финансовых средств Пенсионного фонда России, что сократило бы его дефицит, снизило бюджетную нагрузку, наполнило кредиты «длинными деньгами», а кредиторов – российских граждан – превратило в надёжных, уверенных, заинтересованных и обеспеченных инвесторов. Понятно, что доля доходов, которая пришлась бы в этом случае на акции ПФР, сократит дивиденды других акционеров. Как тут не вспомнить крылатую фразу Максима Горького: «С кем вы, мастера культуры?»
Практически единичный пример – прозвучавшее на днях предложение президента РЖД Якунина о допустимости вхождения Пенсионного фонда России в уставный капитал перевозчика, в том числе – «для решения проблем российской пенсионной системы» (NEWSru.com. Экономика, 4 августа 2011 года). А как поучаствовать ПФР и негосударственным пенсионным фондам в намеченной приватизации той же Роснефти и других привлекательных компаний? Разве это не один из наиболее актуальных и острых вопросов – эффективное и обоснованное использование пенсионных отчислений в интересах граждан, бизнеса и государства? Разве не известно, что деньги именно пенсионных фондов во всем мире считают одними из наиболее надёжных и выгодных?
И т.д…
Вывод очевиден. Стартует очередной этап приватизации, содействующий дальнейшей «смычке» власти и бизнеса, обеспечивающий политические и экономические интересы меньшинства в наибольшей степени, а выполнение социальных обязательств перед большинством – в минимально достаточном объёме. Ситуация не просто бесперспективная – тупиковая…