1. Главная / Статьи 
ул. Черняховского, д. 16 125319 Москва +7 499 152-68-65
Логотип
| статьи | печать

Аксаков пытается защитить малые банки

30 июня депутат Госдумы и президент Ассоциации региональных банков Анатолий Аксаков внес в Госдуму законопроект «О внесении изменений в Федеральный закон „О банках и банковской деятельности“» (законопроект № 571937-5). Изменения простые: Аксаков предлагает законодательно ввести такой термин, как «малый банк», и описать круг его полномочий — более узкий, чем у обычного банка.

Необходимость принятия этого закона его автор доказывает в пояснительной записке: закон нужен, чтобы помочь выжить тем банкам, которые не будут соответствовать новым нормам собственного капитала в 180 млн руб. (норма вводится с 1 января 2012 г.). Справедливость и необходимость повышения размеров собственного капитала много раз обсуждались, и все аргументы за и против приводились. Основной аргумент сторонников этой нормы: 180 млн руб. собственных средств позволит банкам отвечать за свои операции, в том числе рисковые.

Законопроект инициирован противниками приведенной нормы, которые указывали, что российская банковская система, не очень развитая в количественном и географическом смысле, сожмется еще больше. И многие регионы останутся без доступных банковских услуг. В пояснительной записке сказано: «По подсчетам специалистов, в настоящее время в 11 субъектах Российской Федерации вообще нет ни одного банка с капиталом более 180 млн руб. В то же время в целом по России банков с капиталом менее 180 млн руб. — 203 (на 1 июня 2011 г.)».

Предлагаемые изменения отличаются простотой и изяществом. Фактически внедряется новое понятие — «банк-light», или «малый банк». В пояснительной записке к проекту закона отмечается, что малые банки сегодня занимают свою уникальную нишу, которая скорее всего не будет никем и ничем заполнена. В основном к этой категории относятся региональные банки, которые «тесно связаны с местной экономикой, часто отличаются высоким уровнем социальной ответственности и ориентированы на долгосрочное сотрудничество с региональным бизнесом и населением».

Суть предложения — не отбирать лицензии с 1 января у тех, кто не сможет дофинансировать собственный капитал до 180 млн руб., а трансформировать их в малые банки. Предполагается ввести требования оседлости (запрет на открытие филиалов в других регионах) и ограничения на те операции, которые считаются высокорисковыми: купля-продажа иностранной валюты, привлечение во вклады и размещение драгметаллов, выдача банковских гарантий, доверительное управление деньгами и имуществом, осуществление операций с драгметаллами и драгкамнями, открытие счетов в иностранных кредитных организациях.

К сведению

Статья 1
Дополнить статью 1 частью пятой следующего содержания: 

«Малый банк — кредитная организация, имеющая право осуществлять отдельные банковские операции и сделки, предусмотренные настоящим Федеральным законом. Допустимые сочетания банковских операций и сделок, а также отдельные ограничения деятельности малых банков устанавливаются статьей 5.1 настоящего Федерального закона.»;

Дополнить статьей 5.1 следующего содержания:

«Статья 5.1. Особенности осуществления банковских операций и сделок малыми банками.

Малые банки вправе осуществлять в сочетании банковские операции и сделки, за исключением операций и сделок, преду­смотренных пунктами 6—8 части первой и пунктами 3 и 4 части третьей статьи 5 настоящего Федерального закона.

Малому банку запрещается:

1) открывать свои филиалы и иные структурные подразделения вне субъекта Российской Федерации, на территории которого находится головной офис. Не допускается нахождение головного офиса и органов управления малого банка на территориях разных субъектов Российской Федерации. Филиалы и иные структурные подразделения малых банков, функционирующие на территориях иных субъектов Российской Федерации, подлежат ликвидации с 1 января 2012 года;

2) открывать счета в иностранных кредитных организациях.»

Статья 2
Настоящий Федеральный закон вступает в силу с 1 января 2012 года.


Как и предполагалось, Банк России 30 июня оставил ключевые процентные ставки без изменений. В пресс-релизе регулятор отметил снижение инфляционного давления и риски устойчивости экономического восстановления. После решения ЦБ РФ сохранить ставки на неизменном уровне кривая кросс-валютных свопов за неделю сдвинулась вниз на 5—10 п.п.

По мнению аналитиков ВТБ-Капитала, решение ЦБ РФ позитивно с точки зрения отношения инвесторов к долгосрочным рублевым облигациям. Они прогнозируют, что ужесточение денежно-кредитной политики Банка России произойдет не ранее осени, когда сойдут на нет сдерживающие инфляцию факторы — укрепление рубля и интервенции на рынке зерна. Поэтому, полагают в ВТБ-Капитале, вполне возможно, что в ближайшие месяцы будет иметь место дальнейшее сужение своп-базиса процентных и кросс-валютных свопов.

Прогнозы валютных курсов в сравнении с форвардной кривой

Прогнозы

Прогнозы в сравнении с форвардными курсами

Форвардные курсы

Спот

1 мес.

3 мес.

6 мес.

1 год

1 мес.

3 мес.

6 мес.

1 год

1 мес.

3 мес.

6 мес.

1 год

RUB/USD

27,88

28,00

28,95

29,00

29,30

0,1%

2,9%

2,0%

0,9%

27,97

28,15

28,44

29,03

RUB/EUR

40,30

39,76

40,53

39,15

38,09

–1,7%

–0,3%

–4,4%

–8,3%

40,46

40,64

40,95

41,54

RUB/Корзина

33,47

33,29

34,16

33,57

33,26

–0,9%

1,2%

–1,5%

–4,0%

33,59

33,77

34,07

34,66

UR/USD

1,45

1,42

1,40

1,35

1,30

–1.8%

–3,1%

–6,2%

–9,1%

1,45

1,44

1,44

1,43

Источник: Bloomberg, ВТБ-Капитал