Задача налоговой политики — покрыть недостачу

| статьи | печать

Обнародован проект «Основные направления налоговой политики на 2012 и 2013—2014 гг.», из которого следует, что Минфин приоритетной задачей видит стабилизацию дефицитного бюджета и предпринимает попытки создания налоговых мотиваций для развития экономики.

Документ вызвал бурю негативных эмоций. Уже на следующий день после пуб­ликации «Основные направления» были подвергнуты жесткой критике. И вот почему. Минфин предлагает ввести ставку 10% от зарплат, превышающих 512 000 руб., для всех налогоплательщиков и 7% — для малого неторгового бизнеса и тем самым «дособрать» 160 млрд руб.

Необходимость такого дополнительного налогового бремени связана с послаблениями: ставка страховых взносов в 2012 г. по поручению президента Дмитрия Медведева должна быть снижена до 30% (для малого бизнеса — до 20%), а значит, Пенсионный фонд недосчитается порядка 400 млрд руб. доходов. Премьер Владимир Путин признался, что не знает, где взять такие деньги для компенсации потерь фонда.

Сейчас страховыми взносами по ставке 34% облагается доход до 463 000 руб. в год, с превышения этого уровня взносы не уплачиваются. Порог ежегодно увеличивается в соответствии с ростом средней по стране зарплаты.

Новый подход Минфина выгоден при зарплатах до 45 000 руб. в месяц: тогда объем уплачиваемых работодателем взносов будет меньше, чем в этом году. При зарплатах от 59 800 руб. и выше объем уплачиваемых за такого сотрудника взносов окажется даже больше, чем при нынешней ставке 34%, подсчитали эксперты. Так, с зарплат в 60 000 руб. при ставке 34% работодатель в 2011 г. уплатит 157 420 руб., в 2012 г. при ставке 34% он заплатил бы 174 080 руб., а при снижении ставки до 30%, но введении доптарифа 10% — 174 400 руб.

Эксперты с таким предложением не согласны. Многие считают подобную практику порочной: льготы для одних компенсируются дополнительным бременем для других, а качество и объем потребляемых социальных услуг одинаков. К тому же любая дифференциация в сборе налогов порождает прежде всего не повышение собираемости налогов, а «серые» схемы. Вероятно, Минэкономразвития выступит против дополнительной нагрузки на предприятия.

Евсей Гурвич, руководитель Экономической экспертной группы, полагает, что ничего страшного не произойдет. Основную часть нагрузки несут не предприятия, а работники, на которых работодатель перекладывает повышение взносов, — просто зарплаты начинают расти медленнее. Проблема возникла из-за того, что пенсии повысили на 45%, напоминает он, а теперь приходится мучительно искать источники доходов.

Действительно, если в одном месте стало меньше, то в другом должно стать больше. Это и будет стабилизацией дефицитного бюджета. Впрочем, занятно, что дефицитная сумма 400 мдрд руб. совпадает с объемом вливаний в Банк Москвы. Это отмечают многие наблюдатели.

Тем не менее в «Основных направлениях» есть и позитивные моменты. Налог на недвижимость не введут с 2012 г. Хотя ранее эта мера активно обсуждалась как реальная.

В ближайшие три года Минфин продолжит практику стимулирования венчурного финансирования. С этой целью была установлена ставка налога на прибыль организаций и налога на доходы физических лиц 0% от продажи акций высокотехнологичных российских компаний. Но выдвигается условие: необходимо владеть этими акциями на праве собственности свыше пяти лет. Минфин обещает разработать порядок, по которому акции компаний будут признаваться акциями высокотехнологичного сектора экономики.

Однако и повышения налогов не ограничиваются соцвзносами, сырье и вредные для здоровья вещи поддержат российский бюджет. Энергетические компании, а именно «Газпром», должны будут платить больше. Налог на добычу полезных ископаемых при добыче газа увеличится со следующего года до 431 руб. за 1000 куб. м, с 2013 г. — до 502 руб., а с 2014-го — до 544 руб. На этот год ставки НДПИ на газ установлены в размере 237 руб. за 1000 куб. м. Минфин рассчитывает получить за счет этого 185 млрд руб.

Акцизы на крепкий алкоголь и табак повышаются в разы. Пиво и вино также будут обложены повышенным налогом.