Информационное общество в России построят не скоро

| статьи | печать
Информационное общество в России построят не скоро

Тернистым оказался путь к информационному обществу в нашей стране. Основные целевые показатели Стратегии развития информационного общества до 2015 г., утвержденной главой государства три года назад, увеличиваются слишком медленно, некоторые просто падают. Поэтому преодолеть наше отставание от развитых стран к намеченному сроку нереально. Виной всему, по мнению независимых экспертов, монополизм в инфраструктуре ИКТ и неповоротливость чиновников, срывающих внедрение госуслуг в электронном виде.

В основном программном документе — Стратегии развития информационного общества — был прописан ряд показателей, которые предполагалось достичь к 2015 г. Прежде всего планировалось войти в первую десятку стран по индексу проникновения информационно-коммуникационных технологий (ИКТ), определяемому Всемирным банком, и подняться в первую двадцатку государств по индексу готовности к сетевому обществу, составляемому Всемирным экономическим форумом (ВЭФ).

После трех лет реализации Стратегии Россия поднялась с 52-го на 46-е место в индексе проникновения ИКТ, а по индексу готовности к сетевому обществу не только не поднялась, но и опустилась — с 69-й на 74-ю позицию.

Официальные эксперты и независимые аналитики сделали вывод, что существующие темпы развития ИКТ в России не позволяют преодолеть отставание от других стран мира и обеспечить достижение заявленных в Стратегии целей. По вполне понятным причинам лучше заранее объявить о несостоятельности прогнозов и разработать еще одну стратегию, например до 2025 г.

Чтобы не краснеть еще раз, нужно понять причины печального провала.

Первая и самая главная проб­лема — отсутствие достаточной конкуренции прежде всего в области инфраструктуры ИКТ, полагает Ольга Дергунова, выступившая на открытом заседании экспертной группы по доработке Стратегии развития России до 2020 г. в РИА «Новости»: «Создание российского чемпиона в лице компании „Рос­телеком“ имело под собой благое намерение сформировать национального лидера, но на самом деле сильно препятствует развитию конкуренции в области связи».

В ходе экспертных дискуссий по доработке Стратегии развития России до 2020 г. аналитики высказали пожелания, что необходимо совершенствовать механизмы доступа к ресурсам «Рос­телекома» частных компаний.

Надо четко определить его возможности и сервисы для других предприятий. Одно из предложений «Ростелекому» — отойти от стратегии национального чемпиона в направлении рыночных условий.

С одной стороны, это созвучно тем рекомендациям, которые высказывали специалисты ВЭФ на последнем Петербургском международном экономическом форуме, для развития конкуренции в Российской Федерации, с другой — отвечает чаяниям тех операторов, которые сегодня с трудом выдерживают конкуренцию с таким монополистом.

Вторая болевая точка, по словам О. Дергуновой, — продвижение технологий в области связи и конверсия радиочастотного спектра с предоставлением больших частот для гражданского использования. Речь идет о том, чтобы на рыночной основе, на базе прозрачных понятных конкурсов предоставить доступ к распределению этих частот в первую очередь коммерческим операторам. Ведь за счет их инвестиций можно окупить перевод таких частот в гражданское использование.

В данном случае не потребуется дополнительных государственных средств. Наоборот, через механизм рыночной конкуренции и привлечение частных компаний государственный бюджет получит дополнительные деньги.

Беда в том, что большинство факторов, которые в других странах являются предпосылками для создания информационного общества, в России становятся барьерами на пути его формирования, подчеркивает председатель Института развития информационного общества (ИРИО) Юрий Хохлов.

Пример тому — реализация государственной политики в сфере ИКТ. Провалом закончилась попытка внедрить новые правила получения государственными ведомствами информации о гражданах, необходимой для предоставления определенных госуслуг, но находящейся в других органах власти. Согласно федеральному законодательству с 1 июля нынешнего года отправлять граждан за справками в другие ведомства чиновники не должны. Они обязаны получать их сами. Сейчас уже очевидно, что сроки внедрения такого золотого правила, о котором мечтает каждый россиянин, когда-либо столкнувшийся с любезностью чиновников, будут перенесены на 2012 г., а по муниципалитетам — на 2013 г.

«По-прежнему остается огромным информационное неравенство между российскими регионами, — замечает глава ИРИО. — В Стратегии развития информационного общества предполагалось сокращение регионального неравенства к 2015 г. и доведение его интегрального показателя до уровня не более двух раз. На деле же по ряду показателей уровень разрыва достигает нескольких сотен раз».

Распределение бюджетных средств на развитие ИКТ между регионами сегодня таково, что сами территории не способны решить проблемы. Между тем именно на муниципальном уровне больше всего различных взаимодействий между госорганами, с одной стороны, и людьми и бизнесом — с другой.

Неутешительной назвал общую ситуацию с внедрением госуслуг в электронном виде директор Института государственного и муниципального управления ВШЭ Андрей Клименко на Международной научной конференции «Повышение эффективности оказания государственных услуг».

Правда, наметились некоторые сдвиги, например возможность оформить паспорт через Интернет.

Попытка же перевести в электронный вид регистрацию машины в ГИБДД, равно как и попытка оплаты транспортного налога в рамках единой информационной базы, пока до конца не удалась. Взаимодействие между налоговиками и полицией до сих пор не установлено на надлежащем уровне.

Отсутствие системного подхода при создании информационных систем в государственных ведомствах отмечалось на VIII Тверском форуме «Информационное общество». Кстати, деньги на их создание расходуются немалые, а в некоторых органах власти до сих пор даже нет электронной почты. Минсвязи в рамках реализации государственной программы развития информационного общества расходует порядка 3 млрд руб. При этом все ведомства вкупе тратят на эти цели около 80 млрд руб.