Отсутствие плана приватизации преимущественному праву выкупа не помеха

| статьи | печать

Реализация субъектом малого и среднего предпринимательства преимущественного права выкупа арендуемого им имущества не зависит от того, включено данное имущество в прогнозный план приватизации или нет (постановление Президиума ВАС РФ от 14.06.2011 № 337/11).

Зачастую на практике возникает вопрос: возможна ли реализация преимущественного права выкупа в отношении имущества, которое не включено его собственником в прогнозный план приватизации государственного и муниципального имущества? Ответ на него дал Президиум ВАС РФ, рассматривая одно из дел в порядке надзора.

Фабула

Общество, относящееся к субъектам малого и среднего предпринимательства, с 2004 г. арендует у муниципалитета нежилое помещение. В 2009 г. общество дважды получало отказ в реализации преимущественного права выкупа со ссылкой на то, что это возможно только при включении арендуемого им помещения в прогнозный план (программу) приватизации муниципального имущества района.

Полагая, что его права нарушены, общество обратилось в суд.

Исковые требования

Общество просило признать незаконным непринятие решения об отчуждении арендуемого имущества и несовершении юридически значимых действий по заявлению общества, а также обязать администрацию совершить эти действия.

Судебное разбирательство

Суды всех инстанций в удовлетворении исковых требований отказали. Они исходили из того, что положения ст. 3 и 9 Закона № 159-ФЗ не исключают обязательность планирования приватизации муниципального имущества в порядке, установленном Законом о приватизации. Поскольку уполномоченный орган местного самоуправления спорный объект не включил в прогнозный план (программу) приватизации муниципального имущества на 2009 г., отсутствует бездействие органов местного самоуправления в решении вопроса о реализации обществом преимущественного права.

Позиция ВАС РФ

Судьи ВАС РФ пришли к выводу, что решения судов по возникшему спору не могут быть признаны обоснованными и соответствующими законодательству.

Согласно разъяснениям, содержащимся в п. 1, 3 и 5 информационного письма Президиума ВАС РФ от 05.11.2009 № 134, при рассмотрении споров судам необходимо учитывать, что перечень условий, при наличии которых арендатор обладает правом на приобретение арендуемого имущества, исчерпывающий.

Субъекты РФ и муниципальные образования не вправе своими нормативными правовыми актами устанавливать дополнительные ограничения. С 1 января 2009 г. субъект предпринимательства вправе по своей инициативе направить в орган государственной власти заявление о соответствии его указанным условиям. Суд может признать наличие у арендатора права на приобретение и в том случае, если органы власти предприняли действия, ограничивающие право преимущественного выкупа и после опубликования Закона № 159-ФЗ. Поскольку орган местного самоуправления принял решения, не предусматривающие преимущественное право арендатора на приобретение нежилого помещения, судебные акты об отказе в удовлетворении заявленных требований не могут быть признаны соответствующими законодательству.

В результате Президиум ВАС РФ отменил решения судов и обязал администрацию муниципалитета совершить действия, определенные ч. 3 ст. 9 Закона № 159-ФЗ.