Медиация как вид деятельности: что нужно знать

| статьи | печать

Уже почти полгода действует Федеральный закон от 27.07.2010 № 193-ФЗ «Об альтернативной процедуре урегулирования споров с участием посредника (процедуре медиации)». За это время возникло много вопросов по его применению. На некоторые из них в конце мая 2011 г. дало свои разъяснения Минэкономразвития России. Остановимся на тех моментах, которые касаются коммерческих организаций, планирующих заняться медиацией.

Медиация — способ разрешения споров, призванный разгрузить суды. Она применяется во всех сферах отношений, где есть хоть какая-то почва для конфликтов.

Большие надежды на медиацию возлагаются в сфере урегулирования коммерческих споров. В связи с этим логично было бы в условиях российского рынка консалтинговых услуг уже существующим юридическим компаниям взять на себя функции по обеспечению проведения процедур медиации.

Не исключено и создание специализированных медиативных фирм, поскольку сфера применения медиации обширна (не только в различных отраслях права, но и в межличностных и социальных отношениях). Отметим, что они могут выбрать любую из организационно-правовых форм, разрешенных гражданским законодательством.

Тем не менее допускать к проведению медиации можно лишь сотрудников, которые соответствуют требованиям ст. 15 и 16 Федерального закона от 27.07.2010 № 193-ФЗ (далее — Закон о медиации). Об этом в своих разъяснениях напоминает Департамент инновационного развития и корпоративного управления Минэкономразвития России.

Обратите внимание: условие об отсутствии судимости медиаторов является обязательным.

Кроме того, Закон о медиации не запрещает с учетом конкретных требований организации и специфики деятельности сотрудников предъявлять к ним дополнительные требования и ограничения. Главное, чтобы они не противоречили закону.

При назначении медиатором по конкретному спору того или иного специалиста следует помнить, что он не должен состоять в родственных отношениях с участниками одной из сторон спора. Но кто при этом считается родственником?

Минэкономразвития рекомендует для определения родственных отношений использовать нормы ст. 2 Семейного кодекса.

Данная статья родственниками признает членов семьи: супругов, родителей и детей, а также других родственников.

В силу ст. 14 и 55 Семейного кодекса близкими родственниками считаются родители и дети, дедушки, бабушки и внуки, братья и сестры. Категория «другие родственники» Кодексом не определена.

Несмотря на разъяснения Минэкономразвития, остается вопрос: могут ли дальние родственные связи быть препятствием для участия медиатора в урегулировании спора?

Поскольку ч. 3 п. 6 ст. 15 Закона о медиации не дает точной характеристики ни родственных отношений, ни круга лиц, в них состоящих, то с учетом норм Семейного кодекса можно сделать вывод, что наличие каких-либо родственных отношений будет являться препятствием для участия медиатора в рассмотрении спора.

Нужны ли изменения в уставе?

С вновь создаваемыми медиативными организациями все более или менее понятно. Что же касается действующих юридических фирм, которые решили заняться медиацией, то у них возник вопрос: нужно ли деятельность по обеспечению проведения процедуры медиации отдельно оговаривать в уставе?

Чтобы ответить на него, обратимся к нормам гражданского законодательства.

В пункте 1 ст. 49 Гражданского кодекса предусмотрено, что юридическое лицо может иметь гражданские права, соответствующие целям деятельности, предусмотренным в его учредительных документах, и нести связанные с этой деятельностью обязанности. А абзац 2 п. 1 ст. 49 ГК РФ гласит: коммерческие организации, за исключением унитарных предприятий и иных видов организаций, пре­дусмотренных законом, могут иметь гражданские права и нести гражданские обязанности, необходимые для осуществления любых видов деятельности, не запрещенных законом.

Таким образом, если в уставе организации приведена формулировка «и другие виды деятельности, не противоречащие законодательству Российской Федерации», то есть он не содержит закрытого перечня видов деятельности, то вносить в него изменения для осуществления нового вида деятельности не нужно. Если же перечень закрыт, то осуществлять новые виды деятельности можно только после внесения изменений в устав.

Аналогичный подход высказали высшие судебные инстанции в постановлении Пленума Верховного суда РФ № 6, Пленума ВАС РФ № 8 от 01.07.96 «О некоторых вопросах, связанных с применением части первой Гражданского кодекса Российской Федерации» (см. п. 18).

Минэкономразвития, придерживаясь позиции судов, разъяснил, что «обязанность по закреплению в уставе видов деятельности, которые осуществляет коммерческая организация, возникает у нее только в том случае, если это прямо предусмотрено законом для юридических лиц соответствующего вида».

Исходя из этой формулировки и учитывая отсутствие подобных требований в Законе о медиации, в случае открытого перечня видов деятельности, закрепленного уставом, никаких изменений для осуществления медиативных услуг в него вносить не надо.

Как классифицировать медиацию

Любым компаниям (будь то вновь создаваемая или уже существующая), желающим заниматься обеспечением проведения процедуры медиации, следует иметь в виду, что данный вид деятельности согласно Общероссийскому классификатору видов экономической деятельности ОК 029—2001 соответствует коду 74.14 «Консультирование по вопросам коммерческой деятельности и управления» в подклассе 74.1 «Деятельность в области права, бухгалтерского учета и аудита; консультирование по вопросам коммерческой деятельности и управления предприятием».

Эта группировка включает также предоставление услуг по рассмотрению трудовых споров и примирению: содействие в досудебном разрешении трудовых споров или посредничество с целью примирения для урегулирования спорных вопросов между работниками и руководителями, между юридическими лицами или между физическими лицами.

Как видим, нет никаких организационных или законодательных препятствий для того, чтобы консалтеры начали осваивать новую сферу услуг — разрешение споров с помощью медиаторов. Правда, на наш взгляд, значение медиации как способа облегчить нагрузку на судебную систему сильно пре­увеличено.

К сведению

Пункт 18 постановления Пленума Верховного суда РФ № 6, Пленума ВАС РФ № 8 от 01.07.96 «О некоторых вопросах, связанных с применением части первой Гражданского кодекса Российской Федерации»

При разрешении споров необходимо учитывать, что коммерческие организации, за исключением унитарных предприятий и иных организаций, предусмотренных законом, наделены общей правоспособностью (ст. 49) и могут осуществлять любые виды предпринимательской деятельности, не запрещенные законом, если в учредительных документах таких коммерческих организаций не содержится исчерпывающий (законченный) перечень видов деятельности, которыми соответствующая организация вправе заниматься.