Поможет ли закон во славу монопрофильных муниципалитетов?

| статьи | печать

Бессилие федеральной власти перед проблемами моногородов побудило инициативную группу правоведов предложить решение задачи силами региональных властей

Консалтинговая компания «Тензор» в содружестве с другими юристами подготовила проект модельного закона для субъектов Федерации «О развитии монопрофильных территорий».

Вакуума нет и быть не может

Градообразующие производства располагаются не в безвоздушном пространстве. Они изначально привязывались к рабочей силе в населенном пункте или группе соседних поселений. Тектонические сдвиги в экономике, по определению НИУ-ВШЭ, коренным образом изменили роль и место субъектов хозяйственной деятельности в жизни территорий. Тем не менее градообразующее предприятие или группу предприятий нельзя рассматривать в отрыве от муниципального образования, в котором присутствует производство, считают разработчики законопроекта. В изменившихся условиях местные жители не способны своими силами компенсировать негатив внешней экономической среды, когда бизнесу проще остановить производство, чем нести убытки. Но массовое увольнение чревато социальными потрясениями практически во всех 83 субъектах Федерации, несмотря на потуги «ручного управления» со стороны федеральной власти.

Даже в известном теперь благодаря российскому премьер-министру всему миру Пикалеве в Ленинградской области ситуация остается тревожной. После вмешательства председателя правительства на прежние рабочие места вернулись 530 человек из 1600 ранее уволенных. Областная власть трудоустроила 380 человек на реализацию проектов в сфере ЖКХ, профинансированных Минрегионом России. Еще 180 жителей Пикалева благодаря средствам из областного бюджета нашли себя в сфере предпринимательства. И губернатор области Валерий Сердюков радуется, что удалось сбить уровень безработицы с 9,2 до 1,5%, и говорит об открытии еще 2000 рабочих мест, но не уточняет где.

Между тем основные градо­образующие предприятия снова на грани банкротства. Причин много, правда, ни одна не связана с вопросами местного самоуправления. Но все они — одна большая проблема для муниципальной власти. Губернатор уповает на Минобрнауки, Мин­экономразвития и Министерство промышленности и торговли РФ, которые могут помочь ему создать «некоторую систему начальной профессиональной подготовки», способную обучать и трудоустраивать рабочие и инженерные кадры. Тем не менее при детальном изучении предлагаемых мер выясняется, что таким образом предполагается решить проблему дефицита рабочей силы в Кингисеппе, Киришах, Сосновом Бору, Тихвине.

Но из Пикалева снова раздается тревожный сигнал. Из-за смены в начале года первоначальной схемы размещения точек развития инвесторы, которые собирались участвовать в освоении новых промплощадок, могут отказаться от своих планов.

Пикалевых в России много

По экспертным оценкам, к монопрофильным можно отнести 799 населенных пунктов, именовавшихся по прежней классификации городами, поселками городского типа и рабочими поселками. В федеральный список моногородов Минрегион внес 335 городских округов и городских поселений согласно современному их правовому статусу («ЭЖ», 2011, № 13).

По сведениям руководителя рабочей группы по модернизации моногородов Ирины Макиевой, в прошлом году 35 городам выделили 27 млрд руб. В них создано 26 промышленных площадок, на которых работают 3500 человек. Но это временная занятость, в основном на новостройках. На постоянной основе к 2015 г. планируется открыть в этих городах 190 000 новых рабочих мест. Однако, по информации Внешэкономбанка — оператора бюджетных средств для моногородов, не все города воспользовались финансовой подпиткой из Москвы. Например, из 10 млрд руб. бюджетных кредитов израсходовано 5,7 млрд.

На совещании у Президента РФ весной министр здравоохранения и социального развития Татьяна Голикова уверяла, что по линии ее ведомства в моногорода направлено 3,9 млрд руб. на временное трудоустройство безработных на общественных работах и на открытие гражданами собственного дела. «Здесь мы охватываем 15 900 человек»,— сказала она и посетовала, что подобные меры поддержки региональных программ заканчиваются 1 июля.

Выступая в начале июня в РСПП, заместитель министра регионального развития Юрий Осинцев отметил, что деньги, как правило, уходят на латание катастрофически отсталой инфраструктуры, главным образом на жилищно-коммунальную сферу, даже не на дороги. И обозначились две проблемы. Во‑первых, в городах не умеют работать на перспективу, горизонт планирования у местных чиновников ограничен от силы тремя годами, на десять лет вперед никто не заглядывает. Во-вторых, на местах и даже в регионах нет высокопрофес­сиональных команд с оригинальными бизнес-идеями. Проблему пытается решить Внешэкономбанк, который организовал в 21 субъекте корпорации развития. Но в большинстве своем они еще не начали работать так, как ожидалось.

Модельный закон — не панацея

Поможет ли регионам принятие своего закона по образу и подобию предлагаемого проекта? Хочется верить, что поможет. Но слишком много сомнений. Так, заявленный тезис о создании условий для финансовой самостоятельности монопрофильных территорий не подкреплен предложениями об источниках финансирования этого намерения. Нет предложений и о наращивании собственной налого­облагаемой базы муниципальных образований. Наоборот, регионам предлагается установить налоговые преференции для бизнеса, активно участвующего в реализации местных программ комплексного и устойчивого развития территорий. Но вряд ли губернаторы согласятся сократить налоговые потоки в региональные бюджеты.

Есть в законопроекте и рациональные предложения по государственной поддержке местных органов власти и градообразующих предприятий. В частности, предполагается выдавать муниципалитетам бюджетные кредиты на софинансирование мероприятий по приему в муниципальную собственность инфраструктуры градообразующих предприятий и компаний. Не менее ценным представляется предложение о предоставлении муниципалитетам беспроцентной ссуды из регионального бюджета со сроком погашения кредита в течение десяти лет на реализацию комплексного плана развития монопрофильной территории.

Несмотря на скептическое отношение ряда экспертов к инициативе независимых юристов, редакция «ЭЖ» может представить текст законопроекта своим подписчикам, чтобы они проана­лизировали его и поделились соображениями. Имеется договоренность с разработчиками законопроекта о предоставлении им мнений и предложений, которые получит редакция.

Индекс стоимости жизни в городах в 2010 г., % от среднероссийского уровня

Максимальное значение

Минимальное значение

222,2 — Билибино (Чукотский АО)

83,4 — Орск (Оренбургская область)

174,8 — Палана (Камчатский край)

83,3 — Димитровград (Ульяновская область)

168,4 — Нарьян-Мар (Ненецкий АО)

83,3 — Кузнецк (Пензенская область)

133,5 — Североморск (Мурманская область)

79,9 — Прокопьевск (Кемеровская область)

128,8 — Воркута (Республика Коми)

79,4 — Прохладный (Кабардино-Балкария)

111,7 — Северодвинск (Архангельская область)

78,1 — Балаково (Саратовская область

ПРИМЕЧАНИЕ. Индекс стоимости жизни показывает, насколько цены на товары и услуги выше или ниже, чем в среднем по стране.

Источник: РОССТАТ