1. Главная / Статьи 
ул. Черняховского, д. 16 125319 Москва +7 499 152-68-65
Логотип
| статьи | печать | 2323

Постановление Правительства РФ от 15 апреля 2011 г. № 272 (с комментарием)

Сегодня вопросы перевозки грузов регулируются двумя законодательными актами — Гражданским кодексом РФ (глава 40 «Перевозки») и Уставом автомобильного транспорта и городского наземного электрического транспорта (далее — Устав) (Федеральный закон от 08.11.2007 № 259-ФЗ).

Пунктом 1 ст. 3 Устава право утверждать правила перевозок грузов автомобильным транспортом делегировано Правительству РФ, что оно и сделало, приняв постановление от 15.04.2011 № 272 «Об утверждении Правил перевозки грузов автомобильным транспортом» (далее — Правила) спустя несколько лет. Чем объяснить такую задержку, гадать не будем, перейдем к главному — Правилам. Что же с их вступлением в силу изменится для сторон договора перевозки грузов?

Правила практически слово в слово повторяют нормы ГК РФ и Устава о порядке заключения договора перевозки груза. А именно: данный вид договора может заключаться посредством принятия перевозчиком к исполнению заказа, а при наличии договора об организации перевозок грузов — заявки грузоотправителя. При этом его заключение подтверждается транспортной накладной.

Правилами также установлено, что заказ подается грузоотправителем перевозчику, который в свою очередь обязан рассмотреть его и в течение трех дней с даты его принятия проинформировать грузоотправителя о принятии или об отказе в принятии заказа с письменным обоснованием причин отказа и возвратить заказ.

Давайте разберемся, а имело ли правительство право вторгаться в регулирование порядка заключения договора перевозки груза.

Обратимся к ст. 784 ГК РФ. В ней сказано, что условия перевозки грузов, ответственность сторон по ней определяются соглашением сторон, если настоящим Кодексом, транспортными уставами и кодексами, иными законами и издаваемыми в соответствии с ними правилами не установлено иное.

В свою очередь, в ст. 3 Устава, в соответствии с которой разработаны принятые Правила, сказано: правила перевозки грузов автомобильным транспортом представляют собой нормативные правовые акты, регулирующие порядок организации перевозок различных видов грузов, обеспечения сохранности грузов, транспортных средств, контейнеров, а также условия перевозок грузов и предоставления транспортных средств для таких перевозок.

В пункте 6 ст. 8 Устава, регулирующей вопросы заключения договора перевозки грузов, предусмотрена возможность установления в правилах перевозки грузов только обязательных реквизитов заказа (заявки) и порядка их оформления.

Согласитесь, что трехдневный срок для акцепта не относится ни к тому, ни к другому.

Исходя из сказанного у правительства нет полномочий устанавливать дополнительные требования к порядку заключения договора перевозки. В связи с этим оно было не вправе определять срок для акцепта.

Кроме того, по нашему мнению, положение Правил, обязывающее перевозчика обосновать свой отказ от акцепта, противоречит нормам главы 28 «Заключение договора» ГК РФ. Ведь сторона, направляющая оферту, в данном случае заказ, может сама определить срок акцепта.

Превышение полномочий — хороший повод оспорить этот нормативный правовой акт в суде.

Теперь перейдем к дальнейшим действиям в рамках заключаемого договора.

Итак, в соответствии с Правилами при рассмотрении заказа перевозчик по согласованию с грузоотправителем определяет условия перевозки грузов и заполняет п. 8—11, 13, 15 и 16 транспортной накладной. Ее форма утверждена в приложении № 4 к Правилам.

Транспортная накладная составляется, если иное не установлено договором, на одну или несколько партий груза, перевозимую на одном транспортном средстве, в трех экземплярах (оригиналах) — грузоотправителю, грузополучателю и перевозчику.

Накладная подписывается грузоотправителем и перевозчиком и заверяется печатью перевозчика и печатью грузоотправителя, если таковым является юридическое лицо или индивидуальный предприниматель. Любые исправления в ней также заверяются подписями и печатями обеих сторон.

Обратите внимание: перевозчик (водитель) подписывает транспортную накладную только по завершении погрузки. При необходимости в графе 12 делаются замечания и оговорки при приеме груза.

Правила гласят: при изменении условия перевозки, например переадресации, в пути следования это отмечается перевозчиком в транспортной накладной. Однако данное правило исправления документа в одностороннем порядке идет вразрез с требованием двустороннего заверения подписями и печатями любых изменений в транспортной накладной. Можно предположить, что на практике эта нестыковка вызовет различные споры.

И статьей 791 ГК РФ, и ст. 9 Устава определено, что перевозчик обязан подать отправителю груза под погрузку в срок, установленный принятым от него заказом (заявкой), договором перевозки или договором об организации перевозок, исправленные транспортные средства в состоянии, пригодном для перевозки соответствующего груза. В случае подачи непригодных транспортных средств грузоотправитель вправе отказаться от исполнения договора.

Правилами установлены еще два повода для расторжения договора грузоотправителем в одностороннем порядке:

— подача транспортного средства и контейнеров в пункт погрузки с опозданием. Под опоз­данием понимается задержка более двух часов от согласованного сторонами времени;

— непредъявление водителем грузоотправителю документа, удостоверяющего личность, и путевого листа.

Учтите, что при отказе от договора по причине непригодности транспорта для перевозки грузоотправитель также может взыскать с перевозчика штраф за невывоз груза — 20% платы за перевозку, если иное не установлено договором.

Что касается ответственности перевозчика по двум другим нарушениям, в п. 3 ст. 34 Устава для перевозчика при задержке им транспортного средства предусмотрена ответственность. А вот за непредъявление водителем соответствующих документов ответственности ни в ГК РФ, ни в Уставе не закреплено. Об этом надо помнить при заключении договора перевозки. На наш взгляд, в его текст неплохо было бы включить ответственность перевозчика за горе-водителя.

На доставку груза в городском и пригородном сообщении отведены сутки, а в междугороднем и международном сообщениях — сутки на каждые 300 км.

В Правилах подробно прописан порядок переадресации груза в случае, когда грузополучатель отказывается его принимать.