1. Главная / Статьи 
ул. Черняховского, д. 16 125319 Москва +7 499 152-68-65
Логотип
| статьи | печать

У власти слишком много власти

Половина актов федеральных органов государственной власти содержит избыточное регулирование, отмечается в отчете Минэкономразвития о практике внедрения института оценки регулирующего воздействия, представленном правительству.

Термин «оценка регулирующего воздействия», широко распространенный в мире, обозначает использование государственными органами при формировании госполитики специальных аналитических процедур, направленных на выявление и оценку возможных выгод, издержек и эффектов нового или существующего госрегулирования.

Решение об использовании в нормотворческой деятельности Правительства РФ и федеральных органов исполнительной власти инструментов оценки регулирующего воздействия принято в мае 2010 г. Для предотвращения появления новых избыточных функций федеральной власти нужно было разработать и законодательно закрепить процедуру публичного доказательства необходимости введения дополнительных функций.

В этих условиях реализация задач административной реформы потребовала ввести в систему принятия решений независимое третье лицо и наделить его функцией оценивать, насколько обоснованны предложения федеральных органов, которые влекут дополнительные расходы для бизнеса.

Постановлением правительства такие полномочия были даны Минэкономразвития, которое стало готовить заключения об оценке регулирующего воздействия на проекты актов федеральной власти, связанные с предпринимательской деятельностью. Для формирования механизма такой оценки в ведомстве создали соответствующий департамент, а также определили порядок подготовки заключений.

С августа 2010 г. по май 2011 г. Минэкономразвития подготовило более 120 заключений на проекты актов федеральной власти. Практически в половине заключений был сделан вывод, что в проекте акта содержится избыточное регулирование.

Чтобы сформировать более взвешенную позицию и учесть мнения бизнеса при подготовке заключений, Минэкономразвития проводит публичные консультации, а также совещания с участием представителей разработчика нормативного правового акта и предпринимательского сообщества.

В таких консультациях может участвовать широкий круг заинтересованных лиц. В то же время во избежание лоббирования отдельными участниками рынка интересов, не совпадающих с интересами иных заинтересованных лиц, Минэкономразвития активно сотрудничает с общероссийскими организациями бизнеса.

Минэкономразвития заключило с ТПП РФ, РСПП, «Деловой Россией» и «ОПОРОЙ России» соглашения о взаимодействии в рамках оценки регулирующего воздействия. Введение подобной процедуры, по оценке министерства, будет способствовать налаживанию взаимодействия региональных органов власти с предпринимательским сообществом по вопросам улучшения инвестиционной среды.