Главное — эффективно использовать ресурсы

| статьи | печать

Резервы экстенсивного развития на многих предприятиях исчерпаны. Сегодня и на ближайшую перспективу главным резервом сохранения и развития бизнеса остается повышение производительности и эффективности использования всех ресурсов. Как это организовать на предприятии?

Система управления необходима для достижения поставленной цели и реализации стратегии предприятия. Речь идет о ясной, определенной, а главное, измеримой количественной цели — увеличении или сохранении на определенном уровне объемов продаж, снижении издержек, достижении необходимого уровня рентабельности. Это основные критерии эффективной деятельности предприятия.

Сегодня достичь таких целей непросто. Период экстенсивного развития компаний в прошлом. Теперь важно получать отдачу от созданных и накопленных ресурсов (потенциала — персонала и производственных мощностей, продуктов, филиалов, точек сбыта), интенсивно их использовать для накопления средств для финансирования развития бизнеса. Поэтому основным средством для достижения целей становятся эффективность и повышение производительности.

Руководители должны понимать, что современная техника и квалифицированный персонал, огромные затраты на обучение и подготовку рабочих к работе на новом оборудовании не гарантируют и не могут гарантировать высокого уровня производительности и качества продукции. Добиться хороших результатов можно с помощью управленческих методов и эффективных управленческих решений, привязав работу всех структурных подразделений к общим результатам всего предприятия.

В закупках нужно оптимизировать цены ресурсов и их качество, в производстве — эффективно использовать применяемые ресурсы (сырье и материалы, тепло- и электроэнергию, персонал) при соответствующей технологии, предполагающей повышение отдачи от ресурсов, роста производительности всех ресурсов, в сбыте — выстроить работу по принципу получения необходимого количества прихода денежных средств от продаж для финансирования текущей деятельности. Речь идет о системе экономических показателей деятельности предприятия и его подразделений и оценке их вклада в общий результат предприятия.

Иными словами, с помощью организационных решений, изменений организационных структур и бизнес-процессов надо навести элементарный порядок и настроить работу предприятия исходя из принципа эффективности. Он должен стать критерием выбора и принятия управленческих решений, причем не только в текущей деятельности, но и на перспективу.

Такой подход предполагает построение системы экономического управления предприятием. С этим связаны развитие и становление профессионального менеджмента, работающего на достижение результата. А это возможно при полной прозрачности в структуре, механизмах управления, мотивации персонала и т.п.

Задачи системы

Что представляет собой такая система, какие задачи будет решать и какие функции выполнять? Давайте разберемся.

Прежде всего измерением производительности и эффективности ресурсов. Измерять и отслеживать динамику изменения удельного расхода ресурсов в количественном и стоимостном выражении (эффективности издержек) и использовать их для оценки результатов работы сбыта, закупок и производства и повышения их эффективности. Кроме того, измерять производительность управленческого труда. Это нужно, чтобы понять, как устроен бизнес изнутри.

Измерение — важная часть управления. Она предшествует оценке, контролю и повышению производительности. Проблема измерения вытекает из множества альтернативных возможностей использования ресурсов и предполагает ответственность за достигнутые результаты.

Затем происходит моделирование альтернативных вариантов комбинации ресурсов для выпуска оптимального ассортимента продукции с учетом изменения динамики рыночных цен ресурсов и продуктов. После этого сравнивают варианты и выбирают оптимальный.

Далее разрабатывают конкретные пошаговые мероприятия по повышению эффективности и производительности, реализуют их и контролируют выполнение.

Необходимо систематически осуществлять мониторинг эффективности использования всех ресурсов для подготовки конкретных мероприятий по ее повышению.

Выполнение таких задач и функций важно для оживления и запуска атрофированного со временем за ненадобностью экономического механизма, основанного на зарабатывании прибыли в любых условиях и реинвестировании ее части в развитие как условия долгосрочного финансирования.

Регулярное выполнение подобных задач и сочетание измерительной, расчетной и аналитической функции в системе экономического управления приведет к позитивным изменениям на предприятии, а именно будет способствовать развитию и оттачиванию специалистами предприятия необходимых навыков и компетенций по выявлению внутренних резервов роста производительности, постановке конкретных, реально измеряемых целей прибыли на этой основе и нахождению возможностей их достижения.

Значит, принцип эффективности должен из формального стать стандартом, на основании которого будут выстроены экономические отношения внутри предприятия, как и отношения между предприятием и внешней средой. Тогда он станет критерием принятия решений и нормой поведения руководителей и сотрудников.

На практике реализация принципа эффективности не происходит автоматически, а во многом зависит от сложившейся системы ценностей и норм руководства и специалистов. Потребуется время для их изменения. И нужно выстроить структуру экономических связей между подразделениями, сделать их нормой повседневной жизни предприятия.

Выполнение хотя бы даже измерительной функции будет способствовать повышению квалификации, способностей и навыков экономического подхода к деятельности и приведет к формированию экономической культуры.

Барьеры

Изменения в реальной жизни связаны с рядом трудностей и наталкиваются на определенные барьеры, которые локализуются в высшем руководстве.

Отсутствие опыта управления организационными преобразованиями и их положительных результатов часто сдерживает, а боязнь риска возводит социально-психологические препятствия — нежелание идти на какие бы то ни было перемены.

Изменения требуют не только времени, но и умения руководителя влиять на интересы сотрудников, ориентировать и мобилизовать их на достижение целей компании. Например, организация неформальных или инициативных групп позволит вовлечь специалистов в процесс изменений, сделать их инициаторами и исполнителями. А это в свою очередь предполагает учет интересов и противостояния не только внутри компании, но и на рынке. Важно учитывать интересы различных игроков, ценности и культурные аспекты.

Вот и получается, что экономическая система управления строится на механизме согласования, системе переговоров и измерении. Ее организация и настройка даст предприятию неоценимые конкурентные преимущества:

  • пошаговые улучшения в бизнесе со временем преобразуются в пошаговые технологии его развития как эксклюзив, недоступное конкурентам ноу-хау;
  • с накоплением опыта от решений отдельных проблем предприятие перейдет к комплексным преобразованиям, нестандартным решениям, инновационным методикам.

Важно не забывать хорошее правило управления: использовать все комплексно и применять гибкий подход.