1. Главная / Статьи 
ул. Черняховского, д. 16 125319 Москва +7 499 152-68-65
Логотип
| статьи | печать | 1101

Ответы на частные запросы (УСН) («Малая бухгалтерия», № 03, 2011 г.)

Индивидуальным предпринимателем получен грант на основании договора о предоставлении гранта. Согласно договору целью получения гранта является приобретение специализированного оборудования для организации деятельности по производству и реализации сувенирной продукции с символикой субъекта РФ, а также декоративных предметов интерьера, мебели и геральдики. Учитываются ли суммы, полученные в виде гранта, при определении налоговой базы по налогу, уплачиваемому в связи с применением УСН?

В соответствии с п. 1.1 ст. 346.15 НК РФ при определении объекта налогообложения организациями и индивидуальными предпринимателями, применяющими УСН, не учитываются доходы, предусмотренные ст. 251 НК РФ.

Так, на основании подп. 14 п. 1 ст. 251 НК РФ при определении налоговой базы не учитываются доходы в виде имущества, полученного налогоплательщиком в рамках целевого финансирования. К средствам целевого финансирования относится имущество, полученное в виде предоставленных грантов.

Грантами признаются денежные средства или иное имущество, предоставляемое на безвозмездной и безвозвратной основе российскими физическими лицами, некоммерческими организациями, а также иностранными и международными организациями и объединениями по перечню таких организаций, утверждаемому Правительством РФ, на осуществление конкретных программ в области образования, искусства, культуры, охраны здоровья населения, охраны окружающей среды, защиты прав и свобод человека и гражданина, предусмотренных законодательством РФ, социального обслуживания малоимущих и социально незащищенных категорий граждан, а также на проведение конкретных научных исследований.

Поскольку средства на приобретение специализированного оборудования для организации производства сувенирной продукции и декоративных предметов интерьера мебели, полученные индивидуальным предпринимателем, применяющим УСН, из областного фонда поддержки малого предпринимательства, не являются грантами в целях ст. 251 НК РФ, указанные средства должны учитываться при определении налоговой базы по налогу, уплачиваемому в связи с применением УСН.

С 1 января 2011 г. согласно п. 5 ст. 1 Федерального закона от 07.03.2011 № 23-ФЗ «О внесении изменений в часть вторую Налогового кодекса Российской Федерации о порядке учета доходов и расходов субъектов малого и среднего предпринимательства при оказании им финансовой поддержки» средства финансовой поддержки в виде субсидий, полученные в соответствии с Федеральным законом «О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации», отражаются в составе доходов пропорционально расходам, фактически осуществленным за счет этого источника, но не более двух налоговых периодов с даты получения. Если по окончании второго налогового периода сумма полученных средств финансовой поддержки превысит сумму признанных расходов, фактически осуществленных за счет этого источника, разница между указанными суммами в полном объеме отражается в составе доходов этого налогового периода.

(Источник: ПИСЬМО Минфина России от 24.03.2011 № 03-11-11/67)


Относятся ли доходы, полученные от оказания услуг по техническому обслуживанию систем пожарной сигнализации и систем охранной сигнализации, к доходам по УСН на основе патента?

Согласно подп. 46 п. 2 ст. 346.25.1 НК РФ применение УСН на основе патента разрешается индивидуальным предпринимателям, осуществляющим, в частности, производство монтажных, электромонтажных, санитарно-технических и сварочных работ.

В Общероссийском классификаторе видов экономической деятельности ОК 029-2001 с учетом Изменений 1/2007 ОКВЭД, утвержденных приказом Ростехрегулирования от 22.11.2007 № 329-ст, в разделе F «Строительство» по коду 45.31 поименованы работы по монтажу в зданиях и других строительных объектах систем пожарной сигнализации и противовзломной (охранной) сигнализации и не предусмотрено техническое обслуживание данных систем.

Таким образом, индивидуальные предприниматели, оказывающие услуги по техническому обслуживанию систем пожарной сигнализации и противовзломной (охранной) сигнализации, в отношении указанных видов деятельности не вправе применять УСН на основе патента.

Доходы от указанной деятельности должны облагаться в рамках общеустановленной или упрощенной системы налогообложения.

(Источник: ПИСЬМО Минфина России от 24.03.2011 № 03-11-11/64)


Вправе ли организация не облагать налогом, уплачиваемым при применении УСН, средства, полученные в рамках выполнения государственного контракта?

При определении объекта налогообложения организации, применяющие УСН, согласно подп. 1 п. 1.1 ст. 346.15 НК РФ не учитывают доходы, предусмотренные ст. 251 НК РФ, перечень таких доходов является исчерпывающим.

Согласно подп. 14 п. 1 ст. 251 НК РФ при определении налоговой базы не учитываются доходы в виде имущества, полученного налогоплательщиком в рамках целевого финансирования. К средствам целевого финансирования относится имущество, полученное налогоплательщиком и использованное им по назначению, определенному организацией (физическим лицом) — источником целевого финансирования или федеральными законами, в частности в виде субсидий бюджетным и автономным учреждениям.

В соответствии с п. 2 ст. 251 НК РФ при определении налоговой базы не учитываются целевые поступления (за исключением целевых поступлений в виде подакцизных товаров). К ним относятся целевые поступления на содержание некоммерческих организаций и ведение ими уставной деятельности, поступившие безвозмездно на основании решений органов государственной власти и органов местного самоуправления и решений органов управления государственных внебюджетных фондов, а также целевые поступления от других организаций и (или) физических лиц и использованные указанными получателями по назначению.

Кроме того, ст. 6 БК РФ определено, что получателями бюджетных средств являются орган государственной власти (государственный орган), орган управления государственным внебюджетным фондом, орган местного самоуправления, орган местной администрации и находящееся в ведении главного распорядителя (распорядителя) бюджетных средств казенное учреждение, имеющие право на принятие и (или) исполнение бюджетных обязательств от имени публично-правового образования за счет средств соответствующего бюджета, если иное не установлено БК РФ.

Таким образом, поскольку денежные средства, полученные коммерческой организацией из бюджета субъекта РФ в рамках выполнения государственного контракта, не соответствуют перечню средств целевого финансирования, данные средства учитываются при определении налоговой базы по налогу, уплачиваемому в связи с применением УСН.

(Источник: ПИСЬМО Минфина России от 24.03.2011 № 03-11-06/2/37)


Каков порядок учета расходов по договору коллективного страхования от несчастных случаев работников охранной организации при исчислении налога, подлежащего уплате в связи с применением УСН?

В соответствии с подп. 6 п. 1 ст. 346.16 НК РФ в качестве принимаемых расходов предусмотрены расходы на оплату труда, выплату пособий по временной нетрудоспособности в соответствии с законодательством РФ.

Пунктом 2 ст. 346.16 НК РФ определено, что расходы, указанные в подп. 6 п. 1 названной статьи, принимаются для целей налогообложения применительно к порядку, предусмотренному ст. 255 НК РФ для исчисления налога на прибыль организаций.

На основании п. 16 ст. 255 НК РФ к расходам на оплату труда в целях налогообложения прибыли относятся, в частности, суммы платежей (взносов) работодателей по договорам добровольного страхования, заключенным в пользу работников со страховыми организациями, имеющими лицензии, выданные по законодательству РФ, на ведение соответствующих видов деятельности в РФ.

Согласно положениям ст. 19 Закона РФ от 11.03.92 № 2487-1
«О частной детективной и охранной деятельности в Российской Федерации» граждане, занимающиеся частной охранной деятельностью, подлежат страхованию на случай гибели, получения увечья или иного повреждения здоровья в связи с оказанием ими охранных услуг в порядке, установленном законодательством РФ. Указанное страхование граждан, занимающихся частной охранной деятельностью, осуществляется за счет средств соответствующей охранной организации и включается в состав ее затрат.

Таким образом, налогоплательщик, занимающийся частной детективной и охранной деятельностью, вправе учесть сумму платежей (взносов) по договорам добровольного страхования, заключенным в пользу работников со страховыми организациями, в составе расходов при исчислении налоговой базы по налогу, уплачиваемому в связи с применением УСН.

При этом следует учитывать, что согласно абз. 10 п. 16 ст. 255 НК РФ взносы по договорам добровольного личного страхования, предусматривающим выплаты исключительно в случаях смерти и (или) причинения вреда здоровью застрахованного лица, включаются в состав расходов в размере, не превышающем 15 000 руб. в год, рассчитанном как отношение общей суммы взносов, уплачиваемых по указанным договорам, к количеству застрахованных работников.

(Источник: ПИСЬМО Минфина России от 21.03.2011 № 03-11-06/2/35)


Включается ли в состав доходов МУП стоимость основных средств, полученных в хозяйственное ведение от учредителя? Можно ли учесть в расходах стоимость полученного здания?

На основании подп. 26 п. 1 ст. 251 НК РФ при определении налоговой базы не учитываются доходы в виде средств и иного имущества, которые получены унитарными предприятиями от собственника имущества этого предприятия или уполномоченного им органа.

Таким образом, стоимость здания и других основных средств, полученных муниципальным унитарным предприятием в хозяйственное ведение от собственника (учредителя), в доходы данным муниципальным предприятием не включается. При этом положения подп. 26 п. 1 ст. 251 НК РФ применяются только в том случае, если средства и иное имущество получаются унитарным предприятием на безвозмездной основе.

Вместе с тем необходимо иметь в виду, что в соответствии с п. 2 ст. 346.17 НК РФ расходами налогоплательщика признаются затраты после их фактической оплаты. При этом расходы на приобретение (сооружение, изготовление) основных средств, достройку, дооборудование, реконструкцию, модернизацию и техническое перевооружение основных средств отражаются в последнее число отчетного (налогового) периода в размере уплаченных сумм.

Учитывая вышеизложенное, муниципальное унитарное предприятие не имеет права учитывать в составе расходов стоимость здания и других основных средств, безвозмездно полученных в хозяйственное ведение от собственника (учредителя).

(Источник: ПИСЬМО Минфина России от 04.03.2011 № 03-11-06/2/32)


Как муниципальному унитарному предприятию, применяющему УСН, определять чистую прибыль?

Согласно п. 1 ст. 2 Федерального закона от 14.11.2002 № 161-ФЗ «О государственных и муниципальных унитарных предприятиях» (далее — Закон № 161-ФЗ) имущество муниципального унитарного предприятия принадлежит на праве собственности муниципальному образованию.

В соответствии с п. 1 и 2 ст. 17 Закона № 161-ФЗ собственник имущества муниципального предприятия имеет право на получение части прибыли от использования имущества, находящегося в хозяйственном ведении такого предприятия. Муниципальное предприятие ежегодно перечисляет в соответствующий бюджет часть прибыли, остающейся в его распоряжении после уплаты налогов и иных обязательных платежей, в порядке, в размерах и в сроки, которые определяются органами местного самоуправления.

Согласно положениям ст. 14, 15, 20, 23 и 26 Закона № 161-ФЗ муниципальное унитарное предприятие определяет чистую прибыль, рассчитывает стоимость чистых активов, ведет бухгалтерский учет и составляет бухгалтерскую отчетность в общеустановленном порядке и представляет эту отчетность уполномоченным органам местного самоуправления.

Определение чистой прибыли осуществляется в соответствии с Планом счетов бухгалтерского учета финансово-хозяйственной деятельности организаций и Инструкцией по применению Плана счетов бухгалтерского учета финансово-хозяйственной деятельности организаций, утвержденными приказом Минфина России от 31.10.2000 № 94н.

Таким образом, муниципальные унитарные предприятия, применяющие УСН, чистую прибыль (прибыль, остающуюся в распоряжении предприятия после уплаты налогов и иных обязательных платежей) определяют по данным бухгалтерского учета.

При этом в составе налогов и сборов, учитываемых при исчислении вышеуказанной прибыли, у данных предприятий учитываются налоги и сборы, от уплаты которых данные предприятия не освобождены. Перечень налогов, от уплаты которых освобождаются организации, применяющие УСН, приведен в п. 2 ст. 346.11 НК РФ.

(Источник: ПИСЬМО Минфина России от 17.02.2011 № 03-11-10/05)