Можно ли в России прожить без взяток: что показал опрос

| статьи | печать

Верхушка айсберга

Борьба с коррупцией – одна из важнейших тем, будоражащих современное российское общество. Противоречивые оценки её результатов определяют по-разному, в зависимости не только от ведомственной принадлежности и интересов, но и выбранных критериев. А спектр их не мал. Это и количество «судьбоносных» решений разного уровня, и число заведённых уголовных дел и получивших заслуженный срок коррупционеров, и размер взяток, ежегодно оцениваемый и активно обсуждаемый экспертами, и т.д.

Примеров, подтверждающих эффективность этой борьбы или, напротив, её формальный характер, а то и вовсе отсутствие – великое множество. Суды различных инстанций, изъятые или вымогавшиеся суммы, известные и не очень фамилии, шокирующие факты. Вот и недавняя информация о наказании порядка восьми тысяч чиновников разного уровня за недостоверную информацию в налоговых декларациях о личных прошлогодних доходах, очередной шаг в правильном направлении. Небольшой шаг, но всё же…

Общество, периодически завораживаемое сенсационными разоблачениями, предвкушающее справедливое возмездие, несомненно, на стороне борцов за «чистоту отношений». Только вот расплата за содеянное когортой «героев нашего времени» не всегда своевременна и справедлива. И боремся давно, а улов не особенно велик. И сопутствующей подковёрной возни, чувствуется, предостаточно.

Есть, однако, ещё одно, важное с нашей точки зрения, обстоятельство. Суть в том, что граждане в основном ведут себя словно сторонние наблюдатели, с «горы» и с любопытством взирающие на всё происходящее.

С одной стороны, такая позиция объяснима: если есть профессиональные борцы с коррупцией, то по-дилетантски вмешиваться – лишь делу мешать. Но, с другой стороны – в обществе никто особо не «зацикливается»: «А как на самом деле воспринимается коррупция?» Социологи в основном ограничиваются немудрёными формулировками типа «Дадут результат или нет принимаемые меры по борьбе с коррупцией?». Простые вопросы подразумевают и напрашивающиеся ответы.

Иными словами, провозглашена (хорошая или плохая – не об этом речь) государственная политика борьбы с коррупцией. Есть соответствующая законодательная база (опять-таки не обсуждаем, достаточно ли она проработана или нет). Есть нацеленные на эту борьбу уполномоченные ведомства и структуры (что и как они делают – тоже не тема данной статьи). К тому же ради достижения благородной цели выделяются и средства немалые. В любом случае регулярные опросы свидетельствуют о внимании государства и граждан к извечной болезни российского общества.

Существенно другое, остающееся невыясненным «маленькое» обстоятельство: верят ли в успех борьбы сами респонденты, и как поступил бы каждый из нас в ситуации когда, например, только так можно решить личные, жизненно важные проблемы или, по крайней мере, надеяться на их благополучное решение? Ведь взятка не благотворительность. Не добровольное действо, не порыв души человеческой, но, по сути, во многих случаях, жизненно вынужденная для дающего её необходимость.

Аналитический центр еженедельника «ЭКОНОМИКА и ЖИЗНЬ» обратился к читателям с подобным вопросом (таблица). Сформулированные соответствующим образом варианты ответов достаточно показательны и позволяют рассмотреть проблему под несколько иным углом.

Таблица. Можно ли в России прожить без взяток?

Возможно, но будет «себе дороже»

39,4%

Безусловно, да

27,1%

Безусловно, нет

21,7%

Затрудняюсь ответить

6,6%

Скорее нет – без взяток наступит хаос

5,1%

Принципиальный вывод, который следует из полученных результатов: взяточничество (а в целом коррупция) пронизывает всю систему российских общественных отношений – и по вертикали, и по огромному количеству горизонталей.

А так как субъекты этих отношений мы с вами, то, в первую очередь, это – следствие «всеубеждающих будней», в принципе не исключающих, что в России можно было бы прожить без взяток, но будет «себе дороже». Не случайно именно такой ответ выбрали порядка 40% читателей газеты. К ним следует прибавить ещё без малого 22% всех опрошенных, убежденных, что в России вообще невозможно прожить без взяток. Ещё 5% считают, что без взяток наступит хаос. Сюда же присовокупим половину тех, кто затруднился с ответом (более 3%).

Изложенное позволяет сформулировать следующее обобщающее утверждение: порядка 70% россиян вольно или невольно (вынужденно, по привычке или осознанно – сейчас не обсуждаем) подпитывают в нашей стране процессы «взяткодачи» и «взяткополучения». Не приходится сомневаться, что данный вывод в полной мере относится и к большинству юридических лиц различной формы собственности, работающих на территории Российской Федерации.

Попутно отметим, другое наше исследование (результаты которого в настоящий момент обрабатываются) показало, что в ещё большей степени удручает конформистский настрой молодых людей. Более половины из числа опрошенных воспринимают коррупцию как данность. Соответственно, менее половины опрошенных слабо верят в успех борьбы с ней. Убеждение, что проще дать взятку (чем сражаться за справедливость) – симптом весьма тревожный, требующий немедленного реагирования власти и общества.

Полученные результаты свидетельствуют, что только 25% остаются оптимистами, уверенными, что в России, безусловно, можно прожить без взяток. Осталось, правда, неясным, к каким социальным группам они относятся и придерживаются ли в реальной действительности данной позиции?

Иными словами, десятки и десятки миллионов людей погружены в порочную коррупционную систему повседневной жизни. И это та самая обратная сторона медали, обойдённая должным вниманием, неразрывно связанная с первой (коррупция во властных структурах), которую мы регулярно и безуспешно пытаемся или делаем вид, что пытаемся отскоблить от грязи.

Скажете, преувеличение? Ничуть: охрана здоровья, образование, культура, спорт, трудоустройство, недвижимость, товары, жилищно-коммунальные и прочие услуги – их доступность и качество напрямую зависят от размеров кошелька и готовности поделиться его содержимым.

Вместе с тем взятка в мире «неприкрытого чистогана» – лишь одна из форм многоликой коррупции. По данным экспертов Института проблем правоприменения (ИПП) при Европейском университете в Санкт-Петербурге, административная рента (читай: «коррупционный сбор») от разрешительных процедур увеличивает стоимость жилья и коммерческой недвижимости для физических и юридических лиц на 25-30% (в Москве до 60%), «съедает» до половины наценки на продукцию торговых сетей, в разы удлиняет сроки реализации любых, даже самых насущных проектов (Ведомости, 04.05.2011).

Так, чтобы провести государственную экспертизу проектной документации, в Москве ещё совсем недавно необходимо было собрать около 30 согласований, не предусмотренных федеральными законами. Предполагается, что состоявшаяся их отмена мэром Москвы Сергеем Собяниным упростит механизмы и сократит процессы согласования с полутора-трёх лет до шести месяцев.

Не менее показательны также попытки ввести государственное лицензирование производства пива по аналогии с ликёро-водочными напитками – вместо прямого законодательного запрета добавления спирта в пиво (соответствующий законопроект принят Госдумой в первом чтении). Лицензирование крепкого алкоголя, фактически превратившееся в инструмент коррупции, существует много лет, а эффективность сбора налогов не превышает 50%. Лицензирования пива нет, а эффективность сбора налогов стопроцентная (Экономика и жизнь, 06.05.2011).

Аналитики ИПП рекомендуют сокращать масштабы коррупции внедрением в работу государственных органов трёх принципов: мотивации, прозрачности, системы контроля и санкций (там же).

Между тем ситуация не улучшается: в рейтинге Transparency International, показывающем уровень коррупции в странах мира, Россия опустилась на 154 место из 178, что является самым низким результатом (NEWSru.com. Экономика, 06.05.2011)

Время не ждёт

Итак, необходимы эффективные пути воздействия на ситуацию.

По инициативе Президента России Дмитрия Медведева разработан и внесён в Госдуму пакет антикоррупционных поправок. Они, в частности, предусматривают расширение круга лиц, обязанных декларировать доходы. Это ответственные сотрудники Минобороны, МВД, других силовых структур, госкорпораций и коммерческих организаций, создаваемых в интересах государства.

Ещё одна функция будущих законов – предотвращение конфликта интересов, противодействие практике использования возможностей, предоставляемых занимаемой государственной должностью, в интересах коммерческих структур (и зачастую в личных интересах), получившей недопустимое распространение. Примеры исчезновения в бездонных карманах коррупционеров-взяточников триллионов бюджетных денег, как говорится, у всех на слуху.

На днях Президент подписал закон, предусматривающий (наряду с лишением свободы как основной действующей меры наказания) ещё одну, «абсолютно новую» – наложение на взяточников штрафов от 25 тыс. рублей до 500 млн рублей. При этом он выразил надежду, что подобными действиями (кратными штрафами) будет «внесён вклад в борьбу с коррупцией, пределы и масштабы которой остаются угрожающими».

Ещё одна ожидаемая новация – порядок рассмотрения жалоб на коррумпированных чиновников, предусматривающий описание признаков коррупции, представление конкретных доказательств неправомерного использования чиновником своего служебного положения, нарушения прав и свобод гражданина и т.д. В трёхдневный срок такая жалоба должна быть рассмотрена на предмет её признания жалобой о коррупционном правонарушении или непризнания таковой с последующей квалификацией в качестве обычного обращения. Законопроектом предусматривается публикация результатов рассмотрения жалоб. Особого внимания заслуживают положения о персональной ответственности руководителей госорганов, в которых выявлена коррупция (Ведомости, 04.05.2011).

Нет сомнений, в рамках антикоррупционных мер будут и другие предложения, направленные на очищение от мздоимства жизненно важных областей, прежде всего национальной экономики. Особенно в преддверии главных избирательных кампаний страны: в декабре этого года – выборов депутатов Государственной Думы, а в марте будущего года – Президента России.

Но куда более сложно и актуально преодолеть в российском обществе конформистские настроения, сформировать в стране атмосферу нетерпимости и остракизма в отношении коррупции как системного явления и взяточничества как её неотъемлемой части, привить соотечественникам иммунитет от взятки – как неприемлемого пути решения проблем и недопустимого способа обеспечения материального благополучия.

Мы к этой задаче морально-нравственного перевоспитания даже не подступили. А время терять нельзя – путь нелёгкий и долгий. Пора хотя бы задуматься.