1. Главная / Статьи 
ул. Черняховского, д. 16 125319 Москва +7 499 152-68-65
Логотип
| статьи | печать

Бензин подорожает к маю

Бензин подорожает к маю

Премьер-министр Владимир Путин добился сокращения топливных цен — по данным Росстата, потребительская цена на автомобильный бензин на 21 марта снизилась на 3% по сравнению со средним показателем за январь. Однако понижательный тренд оказался коротким. По оценкам экспертов, уже в апреле — мае стоимость бензина на автозаправках начнет расти, о чем свидетельствует мартовский рост цен на спотовом рынке. В преддверии скачка чиновники рассматривают новые методы воздействия на нефтяные компании.

Напомним, что в феврале на совещании по работе топливно-энергетического комплекса В. Путин потребовал сделать механизм ценообразования в топливной сфере максимально прозрачным, чтобы избежать немотивированных и необоснованных скачков цен. Вместе с тем премьер заявил о том, что считает необходимым формировать резервы на нефтепродукты для сглаживания сезонных колебаний, и поручил Федеральной антимонопольной службе расследовать причины резкого роста цен на бензин.

В конце марта ФАС опубликовала на своем сайте законопроекты «О рыночном ценообразовании на нефть и нефтепродукты» и «Об обороте нефти и нефтепродуктов». По мнению заместителя руководителя антимонопольного ведомства Анатолия Голомолзина, новые документы, которые сейчас находятся на рассмотрении Министерства энергетики и Министерства экономического развития, начнут действовать в 2012 г. При этом принять их Государственная дума должна уже в этом году.

Первый проект устанавливает формулы расчета цен при крупнооптовой торговле. Например, для расчета индекса цен, определенного исходя из экспортного паритета, нужно из стоимости в одном из центров мировой торговли вычесть расходы на транспортировку и перевалку от нефтеперерабатывающего завода, текущую ставку экспортной пош-лины и прибавить НДС и акцизы. Полученная величина может быть изменена на устанавливаемый правительством дифференциал, не превышающий 3% от индекса. Данный порядок расчетов ФАС предлагает использовать при ценообразовании автомобильного бензина A-95, авиационного керосина, дизельного летнего топлива и топочного мазута.

Определять стоимость нефтепродуктов, производимых в основном для поставки на внутренний рынок, ФАС планирует на основании индекса цен базового экспортного нефтепродукта, помноженного на устанавливаемый правительством коэффициент, учитывающий технико-экономические различия ценообразования базовых и небазовых нефтепродуктов. С помощью этой формулы чиновники хотят рассчитывать стоимость зимнего дизельного топлива, аналогов которому нет на мировых рынках. К слову, по данным компании «Кортес», в 2010 г. розничные цены на дизельное топливо выросли на 23%. Для сравнения: стоимость бензина увеличилась на 6—9%, что сопоставимо с инфляцией, которая за прошлый год составила 8,8%.

Для осуществления биржевой торговли нефтяные компании смогут использовать биржевые цены, не являющиеся монопольно высокими в соответствии с антимонопольным законодательством. По мнению ФАС, предприятия, осуществляющие крупнооптовую торговлю моторным топливом, мазутом и авиатопливом, обязаны продавать на биржевых торгах не менее 15% произведенных в течение календарного года объемов.

Нефтяники не должны совмещать опт и розницу

Другой законопроект, опубликованный антимонопольным ведомством, содержит запрет на совмещение оптовой и розничной торговли топливом, а также устанавливает ограничение региональной доли одной компании на розничном рынке нефтепродуктов.

 

Чиновники считают, что после достижения уровня в 25% компаниям нужно запретить приобретать или арендовать заправки и земельные участки под них. Если же такая сделка состоится, суд по требованию заинтересованного лица должен признать ее ничтожной.

Одновременно с антимонопольным ведомством новые меры борьбы с завышенными ценами разработало Министерство энергетики. Чиновники предложили прописать в Законе «О нефти» возможность введения правительством предельных цен на отдельные виды нефтепродуктов. На момент подготовки материала документ не был опубликован, однако, по неофициальным данным, вводить предельные цены на срок до 90 дней в нем предлагается, если розничная цена нефтепродукта за месяц выросла более чем на 30%.

Топливо не поддается уговорам

На совещании по проблемам ТЭК, где чиновники получили задание сделать механизм ценообразования максимально прозрачным, В. Путин обратился к нефтяным компаниям с требованием снизить стоимость дизельного топлива и авиационного керосина. Позже Минэнерго рекомендовало нефтяникам снизить розничные цены на бензин. Уговоры представителей власти подействовали. По данным Росстата, потребительская цена на автомобильный бензин на 21 марта снизилась на 3% по сравнению со средним показателем за январь.

Однако понижательный тренд оказался коротким. По данным компании «Кортес», в конце марта на спотовом рынке России начали расти цены на автомобильный бензин с отгрузкой в апреле. Так, средняя цена спотового рынка на Регулятор-92 повысилась на 178 руб. — до 25 378 руб./т, на Премиум-95 — на 73 руб. — до 26 980 руб./т. Аналитики полагают, что, хотя рост средних цен по России был умеренным, детали свидетельствуют о существенном удорожании топлива в следующем месяце.

Некоторые игроки связывают рост цен на высокооктановые бензины с ограниченным предложением топлива на рынке, вызванным ремонтом на нескольких российских нефтеперерабатывающих заводах. По мнению аналитиков группы «Кортес», скорее всего таким образом рынок реагирует на фиксацию оптовых цен, произошедшую в феврале.

По подсчетам экспертов, ежемесячные потери нефтяных компаний от заниженных цен достигают 300 млн долл. В связи с этим экспортная альтернатива сейчас более привлекательна по сравнению с реализацией нефтепродуктов в РФ. «Такая ситуация может даже привести к определенному дефициту нефтепродуктов на внутреннем рынке, — полагают аналитики финансовой группы „БКС“. — С повышением цен на мировом рынке нефтяные компании получают все больше обоснованных факторов для увеличения цен на заправках. Если кризис на Ближнем Востоке приведет к дальнейшему росту нефтяных цен, то на внутреннем рынке стоит ожидать удорожания топлива, тем более в пересчете на американскую валюту, так как повышение цен на сырье приводит к укреплению рубля».

По прогнозам специалистов, в ближайшие месяцы нефтяные компании будут удерживать цены на топливо и в апреле — мае можно ожидать лишь небольшого увеличения цен на АЗС — в диапазоне 1—2%. На оптовом рынке рост цен может быть более существенным — в диапазоне 3—5%, что приведет к сокращению маржи розничного рынка и в первую очередь отразится на бизнесе независимых АЗС.

Комментарии

Андрей Полищук,
аналитик по нефти
и газу финансовой группы «БКС»

Ценовое регулирование на рынке нефтепродуктов может привести к падению инвестиций в перерабатывающую отрасль, снижению объемов производства, падению качества топлива и глубины переработки. На розничный рынок нефтепродуктов влияют не только мировые цены и экспортная альтернатива, но и акцизы. Так, в 2011 г. акцизы резко увеличились, что и стало одной из основных причин роста цен. Правительство планирует и далее повышать акцизы на нефтепродукты, а нефтяные компании будут перекладывать рост налогов на потребителей через увеличение цен на АЗС. Для снижения цен на заправках нужно облегчить доступ независимых участников к земельным участкам для строительства АЗС, убрать административные барьеры, изменить налоговую систему для стимулирования роста глубины переработки нефти и сделать многое другое. Государственное сдерживание цен на заправках принесет лишь временный эффект, так как цены на международных рынках продолжают увеличиваться. В дальнейшем мы можем увидеть более высокие темпы роста цен на нефтепродукты.

 

Валерий Язев,
заместитель председателя
Государственной думы

Механизмы регулирования цен на нефть и нефтепродукты, предложенные Минэнерго и ФАС, могут успешно сочетаться. Опора на индексы для определения базовых цен вызвана неразвитостью у нас биржевой торговли этими продуктами. Ограничение роста или падения цен в торговой сессии бирж является общепринятой практикой. Думаю, позитивные новации, заложенные в законопроекты ФАС и Минэнерго, будут востребованы и найдут свое воплощение если не в федеральных законах, то в правительственных нормативно-правовых актах. Со временем, с развитием конкуренции, биржевой торговли и диверсификации промышленности, надеюсь, будет найден оптимальный механизм регулирования, в том числе налогов и таможенных тарифов.