1. Главная / Статьи 
ул. Черняховского, д. 16 125319 Москва +7 499 152-68-65
Логотип
| статьи | печать

Без иностранных мигрантов нам не обойтись

Возможности внутренней миграции, как показывает исследование автономной некоммерческой организации «ОПОРА-ДРУЖБА», явно недостаточны, чтобы решить нарастающую проблему дефицита трудовых ресурсов в нашей стране. А чтобы привлечь на российский рынок труда необходимое количество зарубежных мигрантов, необходимо проведение целенаправленной миграционной политики.

С конца первого десятилетия XXI в. открывается самый трудный период в демографической истории России (правда, без учета социальных катастроф). Последствия негативных тенденций в демографических процессах на протяжении предыдущих десятилетий аккумулировались в половозрастной структуре населения. Численность постоянного населения в трудоспособных возрастах уменьшилась с исторического максимума 90,3 млн человек в 2006 г. до 88,6 млн человек в 2010 г.

В 2012—2017 гг. убыль рабочего возрастного контингента ежегодно будет превышать более 1 млн человек. В этот период многочисленные поколения 1950-х гг. рождения будут замещаться на рынке труда малочисленными поколениями родившихся в середине 1990-х гг.

Локальное решение

Некоторые эксперты считают, что решить проблему нехватки рабочих рук, а также структурной отраслевой безработицы в России можно путем активизации внутренней миграции.

Однако, несмотря на огромный опыт государственного регулирования внутристрановой миграции и территориального перераспределения трудовых ресурсов, в современной России государство ограничено в мерах стимулирования миграции в нужных направлениях. Тем более в условиях повсеместной нехватки населения: сегодня недонаселены не только восточные районы, но и центр европейской части.

В конце XIX — начале XX в. формирование населения восточных районов страны осуществлялось в условиях совершенно отличной демографической ситуации. Тогда рост населения составлял 2—3,5% в год.

В настоящее время излишнего населения «трудоизбыточности» нет в России почти нигде. Исключение составляет ряд республик Северного Кавказа и юга Сибири. Высоким переселенческим потенциалом обладают только Дагестан и Чечня.

Кроме того, на протяжении последних 20 лет в нашей стране наблюдается так называемый западный дрейф населения. Только за период 1990—2007 гг. миграционные потери регионов Сибири и Дальнего Востока превысили 2 млн человек.

В современной России меры миграционной политики, нацеленные на разворот существующих направлений миграции, на серьезное изменение системы расселения в стране, представляются трудновыполнимыми. Система расселения представляет собой очень устойчивую и инерционную организацию.

Ставя перед собой задачу решить проблемы безработицы в отдельных городах и регионах посредством содействия в переселении людей, необходимо понимать, что для этого потребуется реализация очень дорогостоящих и длительных по времени программ. Они подра­зумевают создание высокооплачиваемых рабочих мест и предоставление жилья в регионах приема.

К тому же, согласно социологическим опросам, доля российских безработных, готовых переехать в другой регион, невелика. Мигранты же готовы ехать ради заработка куда угодно.

Политика адаптации и интеграции

На протяжении всей новейшей российской истории (начиная с 1992 г.) трудовая миграция из других стран компенсировала естественную убыль российского населения. Особенно заметной замещающая роль миграционного прироста по отношению к естественной убыли была в первой половине 1990-х гг. Тогда размер и темпы естественной убыли были еще относительно невелики, а миграция при этом была уже весьма значительной.

Большинство мигрантов приезжают в Россию на срок до года и более. Всего 15—20% можно отнести к краткосрочным мигрантам вопреки распространенной точке зрения, что трудовая миграция — сезонное явление. А примерно четверть мигрантов практически постоянно живут в России, почти не выезжая на родину. При этом мигранты действительно хотят работать: безработица среди мигрантов в докризисное время составляла 3%, а в кризис — 7,2%.

Многочисленные социологические опросы, проводимые с целью изучения общественного мнения по вопросу миграции, показывают наличие среди большинства россиян проявлений недовольства и ксенофобии по отношению к иностранным мигрантам. В настоящий момент работа по недопущению подобных проявлений основана на пропаганде среди российских граждан принципов толерантности по отношению к мигрантам. Однако этого явно недостаточно. Ведь для успешного приема мигрантов в страну необходимы также следующие компоненты: интеграция на рынке труда, жилищное обустройство, адаптация в языковой среде и этнокультурная интеграция.

По оценке АНО «ОПОРА-ДРУЖБА», назрела необходимость разработки новой концепции миграционной политики в РФ. Пора разрешить накопившиеся проблемы, связанные с процессами международной миграции, обозначить стратегические ориентиры развития миграции во взаимосвязи с ожидаемыми перспективами демографического и экономического развития России.

Главными целями миграционной политики на данном этапе являются обеспечение стабильности населения за счет мигрантов, удовлетворение нехватки рабочей силы посредством оптимизации режима трудовой миграции, привлечение высококвалифицированных иностранных работников.

Показатели международной миграции, человек

2010 г.

число
прибывших

число
выбывших

миграционный
прирост (+),
снижение (–)

Международная миграция

191 656

33 577

+158 079

в том числе:

с государствами — участниками СНГ*

171 940

21 205

+150 735

в том числе:

Республика Беларусь

4894

2899

+1995

Казахстан

27 862

7329

+20 533

Республика Молдова

11 814

617

+11 197

Украина

27 508

6278

+21 230

государства Закавказья

34 390

1808

+32 582

Азербайджан

14 500

1110

+13 390

Армения

19 890

698

+19 192

государства Средней Азии

65 472

2274

+63 198

Киргизия

20 901

641

+20 260

Таджикистан

18 188

694

+17 494

Туркмения

2283

105

+2178

Узбекистан

24 100

834

+23 266

со странами дальнего зарубежья

19 716

12 372

+7344

в том числе:

Германия

2621

3725

–1104

Греция

298

92

+206

Грузия

5245

459

+4786

Израиль

814

947

–133

Канада

110

497

–387

Китай

1380

248

+1132

Латвия

811

139

+672

Литва

433

153

+280

США

653

1460

–807

Финляндия

178

517

–339

Эстония

637

206

+431

другие страны

6536

3929

+2607

* С августа 2009 г. из состава государств — участников СНГ вышла Грузия.

Источник: Росстат