1. Главная / Статьи 
ул. Черняховского, д. 16 125319 Москва +7 499 152-68-65
Логотип
| статьи | печать | 2657

Теперь медицинскую промышленность обещают спасти госкорпорации

К 2020 г. доля отечественной медицинской техники на российском рынке должна вырасти с 17,8 до 40%, а в денежном выражении — с 18 млрд до 180 млрд руб. Об этом говорится в проекте стратегии развития медицинской промышленности до 2020 г., опубликованном Минпромторгом.  Согласно документу, который сейчас находится на рассмотрении Правительства РФ, чтобы достичь этих показателей на развитие отрасли, нужно потратить 190—200 млрд руб. По задумке чиновников, помимо бюджета финансировать программу будут предприятия медпрома и госкорпорации.

По оценке Минпромторга, российский рынок медицинского оборудования в 2010 г. равнялся 101 млрд руб., что составляет около 1,1% от мировой индустрии медицинских изделий. Потребление медицинской техники в стране растет с каждым годом — за последние десять лет объем рынка увеличился в пять раз. В то же время доля отечественных производителей на рынке сокращается, сетуют авторы стратегии, — с 2000 по 2010 г. она упала на 11 п.п. — до 19%.

Пациентов нужно лечить, а не взвешивать

Главная причина — отечественные производители сосредоточены на производстве изделий в низкомаржинальных сегментах рынка. Например, зачастую российские компании занимаются выпуском техники, не участвующей в непосредственном контакте с пациентом, а выполняющей вспомогательные функции. Доля этой продукции, к которой относятся центрифуги, весы, микроскопы, светильники, стерилизаторы и медицинская мебель, в структуре потребления в денежном выражении незначительна. Наибольшую добавленную стоимость имеет высокотехнологичное оборудование, применяемое непосредственно для лечения и диагностики пациента, которое в основном импортируется в Россию.

Снижение доли отечественных производителей также связано с низким уровнем конкурентоспособности российской продукции, ее невысокими потребительскими качествами, неприменением современных стандартов, предъявляемых к процессам производства, и отсутствием современной базы разработок продукции.

Сегодня российские производители фактически не вступают в конкуренцию с импортируемой продукцией, находясь с ней в разных «весовых категориях», констатируют в Минпромторге. Для сравнения рассмотрим специализацию крупнейших компаний, работающих на внутреннем рынке. В то время как отечественные заводы выпускают оборудование для рентгена, физиотерапии и хирургический инструмент, иностранные лидеры рынка поставляют в страну диагностическое оборудование и изделия с высокой степенью визуализации, а также технику для нейро-, кардиохирургии и лабораторной диагностики.

Помимо технологической слабости отставание национальных компаний от зарубежных конкурентов создают устаревшие технологии. Современная инфраструктура отечественного медпрома была сформирована во времена СССР. Износ основных фондов, технологий, стандартов и оборудования достигает 75—80%. По оценке экспертов, потенциал импортозамещения на российском рынке медицинского оборудования при условии модернизации производственных мощностей составляет до 60%, в противном случае — не более 12—15% всей номенклатуры импортируемых медицинских изделий.

«Отставание уровня развития медицинской промышленности в России от уровня развитых стран значительно сильней, чем во многих других отраслях экономики. Даже несмотря на меры, которые направлены на антикризисную поддержку страны, отечественные производители не смогли увеличить свою долю на внутреннем рынке», — заключают авторы стратегии. По их мнению, отчасти это объясняется высокой зависимостью от импортных комплектующих, из которых производится большая часть продукции.

На сегодняшний день в России насчитывается порядка 1800 компаний по производству медицинской техники и изделий медицинского назначения. Российскую промышленность отличает крайне низкая степень консолидации и отсутствие крупных компаний, которые обладали бы достаточным собственным капиталом для устойчивого развития и выхода на внешние рынки. Из общего количества только 250—300 компаний имеют относительно устойчивые финансово-экономические показатели. При этом только часть из них концентрируется на производстве медицинских изделий как на основном виде деятельности.

Тем не менее чиновники уверены, что существует ряд отечественных разработок, соответствующих мировому уровню. Среди них: оборудование и изделия для ядерной медицины, кардиологии (протезы сосудов, клапаны сердца), а также техника с применением лазерных технологий. Именно продвижению этих сегментов государственные деятели планируют уделять особое внимание при реализации стратегии развития медпрома.

По предварительным подсчетам промышленно-торгового ведомства, чтобы изменить ситуацию в здравоохранении, на финансирование мероприятий по созданию квалифицированных кадров и исследовательской инфраструктуры нужно направить 197,5 млрд руб. В частности, 35—40 млрд руб. пойдет на покупку лицензий у зарубежных производителей и техническое перевооружение российских предприятий; 85—92 млрд — на инновационные центры по разработке техники и создание кластеров; 30—40 млрд — на создание новых специальностей в вузах, повышение зарплат специалистов и разработку программ обучения.

По неофициальным данным, план финансирования программы предусматривает около 120 млрд бюджетных средств. Еще около 60 млрд руб. должны потратить на развитие отрасли предприятия медицинской промышленности и государственные корпорации. В частности, среди соисполнителей программы в документе указаны Внешэкономбанк, «Ростехнологии», РОСНАНО и «Российская венчурная компания».

За какие этапы выполнения программы будет отвечать каждое из этих предприятий, в документе не указано. По словам представителя РОСНАНО, компания будет участвовать в создании необходимой инфраструктуры — центров доклинических исследований, сервисных компаний, отраслевых венчурных фондов и других инструментов. Кроме того, корпорация нанотехнологий займется софинансированием проектов по созданию высокотехнологического оборудования для диагностики и терапии и по разработке инновационных лекарств.

Локализацию поднимут офсетные сделки

В Минпромторге полагают, что сократить отставание отечественного медпрома от уровня развитых стран в максимально короткие сроки возможно за счет локализации на территории РФ производства наиболее технологических видов медицинских изделий. Чтобы стимулировать локализацию, чиновники предлагают развивать практику офсетных сделок при осуществлении крупных государственных закупок по долгосрочным контактам.

Офсетная сделка является одним из видов компенсационной сделки при закупке импортной продукции, существенным условием которой является выставление встречных требований по инвестированию части средств от суммы контракта в экономику страны-импортера. Иными словами, государство будет закупать крупные партии оборудования только при обязательной частичной локализации.

Еще один стимул для создания производств на территории России иностранные производители получат благодаря реализации протекционистской политики, препятствующей приобретению зарубежной продукции медицинской промышленности. В числе таких мер — создание таможенных барьеров для импорта. Кроме того, способствовать импортозамещению будут партнерства между иностранными и российскими компаниями, предполагающие переход прав на разработку российской стороне.

По замыслу Минпромторга, реализация стратегии позволит к 2020 г. увеличить долю отечественной медтехники и изделий медназначения на внутреннем рынке до 40% в стоимостном выражении. За это время появятся 30—50 российских компаний, ведущих собственные разработки и конструкторские работы, а экспорт медицинской продукции увеличится в восемь — десять раз. В стратегии указано, что в среднем российский рынок должен расти на 13,4% в год. Благодаря таким темпам к 2020 г. его минимальный объем будет на уровне 450 млрд руб.

Расходы на медицинские изделия из расчета на душу населения

Объем рынка,
млрд долл.

В подушевом
расчете,
долл./чел.

США

91,3

298

Япония

22,6

177

Германия

19

232

Китай

6,2

5

Россия

3,4

24

Бразилия

2,6

13

Индия

1,9

2

Источник: Минпромторг

Прогноз развития российского рынка медицинского оборудования

2009

2010

2011

2012

2013

2014

2015

2016

2017

2018

2019

2020

Объем рынка

101

101

131

150

177

203

234

332

378

403

429

451

Доля РФ в структуре рынка, %

17,8

19

19

19,1

19,1

19,6

20,9

23,2

27,5

31,8

36,1

40,0

Экспорт, млрд руб.

1,0

1,2

1,9

2,2

2,6

3,5

4,2

6,1

10,5

16,3

27,9

45,0

Источник: Минпромторг

Различия в уровне оснащенности медицинской техникой в развитых странах и в России

Вид техники

Оснащенность
в развитых странах,
шт. на 1 млн чел.

Показатели
оснащенности
в России,
шт. на 1 млн чел.

Отставание
России

УЗИ

230

78

в 3 раза

КТ

20

7

в 2,8 раза

МРТ

10

3

в 3,2 раза

Ангиограф

23

1

в 23 раза

Линейный ускоритель

5,2

0,35

в 15 раз

ПЭТ, ПЭТ/КТ

1,2

0,08

в 15 раз

ОФЭКТ, ОФЭКТ/КТ

6,2

1

в 6 раз

Источник: Минпромторг

К сведению

Болезни нечем диагностировать

Чтобы наглядно продемонстрировать положение российской медицины, Минпромторг привел такой пример. Если развитые страны располагают 230 аппаратами для проведения ультразвуковой диагностики на 1 млн человек, то в России их всего 78 на то же количество жителей. Таким образом, отечественные клиники отстают в оснащении этими аппаратами в три раза. Еще хуже обстоят дела с другими видами техники: показатель оснащенности РФ оборудованием для проведения однофотонной эмиссионной компьютерной томографии в шесть раз ниже, чем в развитых странах, линейными ускорителями — в 15 раз, ангиографами — в 23 раза.

тсутствие в достаточном количестве современных средств диагностики и лечения приводит к увеличению смертности российских пациентов. Так, например, медицина США обеспечивает пятилетнюю выживаемость 64% онкологических больных, медицина России — 50%. Залог высоких показателей выживаемости — выявление заболеваний на ранних стадиях. По данным РАМН, у 70% излеченных больных злокачественные опухоли выявлены на ранних стадиях болезни.