Отдадим задачи ИТ в хорошие руки? Практический опыт

| статьи | печать

Решения об использовании аутсорсинга ИТ‑технологий были приняты в нашей компании в рамках сформулированных конкретных целей, миссии и ее ценностей. Ориентация бизнеса на потребителя и выход на рынок с предложением лучших товаров и услуг возможны при налаживании надежных долгосрочных отношений с парт­нерами на качественно новом уровне — доверие и ответственность. Развитие компании в таком направлении предполагает создание новой бизнес-модели, сочетающей передовой мировой опыт с лучшими российскими традициями предпринимательства и меценатства.

От плюсов и минусов аутсорсинга к модели ИТ-аутсорсинга

ИТ-система — это сервисная система бизнеса, и ее отдельные части можно отдать на аутсорсинг. К плюсам можно отнести оперативность оказания услуги. Не нужен персонал и связанные с ним расходы. Обоснованность расходов на аутсорсинг предполагает сравнение стоимости договора и расходов на обучение людей, они уходят, болеют. При аутсорсинге понимаем, за что платим точно.

Минусы в том, что аутсорсинг предполагает жесткие отношения между заказчиком и исполнителем. Отдав услугу на сторону, понимаешь, что она становится неуправляемой и не всегда ее можно получить оперативно. Критический взгляд руководителей бизнеса относительно безопасности постепенно снижается (рис. 1).

Взвешивая плюсы и минусы, приходит понимание того, что при передаче на аутсорсинг не всего ИТ-сервиса, а комплекса услуг, возникает ответственность исполнителя со стороны. При выполнении этих услуг своими силами такой ответственности нет.

Передача услуги на сторону стимулирует работу над своими ожиданиями с точки зрения исполнителя. Аутсорсинг заставляет считать деньги за конкретно оказываемые услуги. Обходясь собственными силами, ожидания часто оказываются завышенными — мы хотим получить все и бесплатно.

Модель ИТ-аутсорсинга: перевести на аутсорсинг все стандартные сервисы, обеспечивающие бизнес-процессы, идентичные для многих компаний на рынке. А своими силами разрабатывать и поддерживать нестандартные сервисы, поддерживающие бизнес-процессы, определяющие конкурентные преимущества компании на рынке (рис. 2).

Есть две причины, почему ИТ‑подразделения не торопятся переводить стандартные сервисы на аутсорсинг. Первая — опасения персонала ИТ потерять компетентность и свою значимость, вторая — просто человеческая лень. Процесс передачи на сторону — определенный труд: все нужно прописать и ничего не упустить для выполнения чужими специалистами.

Использование аутсорсинга способствует развитию парт­нерских отношений между заказчиком и исполнителем. Появляется возможность оптимизировать ожидания заказчика, сравнить качество и цены услуги с рыночными.

Быстро поставить задачу и быстро ее решить. Появляется возможность что-то починить, подправить, подстроить. Безопасность — понятие относительное, каждый трактует ее по-своему. Свой персонал нужно обучать, и он, как правило, ни за что не отвечает. Можно избежать части расходов на оплату персонала и его текучести.

Примеры из жизни ИТ-директора

Пример 1.

Вынос серверного хозяйства за пределы компании

Решение было принято в рамках сформулированной цели — сохранить уровень информационной безопасности — обеспечить работоспособность при форс-мажорах (например, противопожарная инспекция закрывает офис). Рассматриваем два варианта — собственный ЦОД (центр обработки данных) или сторонний. Узкие места — без-опасность данных (неразглашение), срок жизни и перспективы переносимых систем, быстродействие, по оценкам пользователей, восстановление при сбоях и доступность. И не в последнюю очередь — экономия бюджетных средств.

Отдавая данные на сторону, айтишники должны прописать стратегию лет на пять и больше, как этими данными пользоваться, что с ними будет. Например, если отдаем бухгалтерскую систему или берем лицензии, важно ответить на вопрос, через сколько лет мы ее меняем. Рассчитать, что сэкономим и что получим, сколько потратим, отдавая на аутсорсинг, пользуясь, например, программным обеспечением определенное время. Получаемая при этом экономия средств в бюджете предъявляет жесткие требования к планам ИТ.

Пример 2.

Внедрение и обслуживание ERP-системы

С целью повышения эффективности бизнес-процессов и создания условий для принятия менеджментом верных управленческих решений на основе понятной, оперативной и достоверной информации было решено внедрить ERP-систему в корпорации.

Рассмотрели альтернативные варианты — привлечение сторонней компании для внедрения и поддержки системы или внед-рение собственными силами команды компании. При выборе варианта изучили узкие места — качество, сроки, бюджет.

Приняли решение о реализации такого уникального проекта собственными силами с привлечением компании-исполнителя. За собой оставили внутренние процессы, с которыми будет работать специалист из ИТ‑подразделения и отвечать за них.

Внедрение ERP-системы всегда связано с ломкой бизнес-процессов компании. Пока не приходилось в своей практике встречать компании, которые бы занимались бизнес-процессами при внедрении такой системы.

Пример 3.

Обеспечение нового офиса ИТ‑инфраструктурой

Для оснащения нового приобретенного офиса ИТ‑инфраструктурой (связь, Интернет, локальная сеть, видеоконтроль, система оповещения и т.д.) рассмотрели несколько альтернативных вариантов — найти (и снять) офис с инфраструктурой, нанять исполнителя и сделать по заказу под себя, сделать все самим. Узких мест в таком проекте нет. Приняли решение реализовать проект силами специализированной организации.

Пример 4.

Поддержка и развитие автоматизированной розничной сети в масштабе региона

С целью обеспечения бесперебойного функционирования и развития системы розничных продаж и их учета были рассмотрены несколько вариантов: обслуживать силами внутренней команды, передать централизованно на аутсорсинг, децентрализовать и отдать поддержку удаленных точек на места.

С учетом возможных узких мест — скорость реакции при сбоях, технологичность обновления, поддержка открытий объектов, надежность, опережающая профилактика — было принято решение отдать проект для его реализации специализированной организации.

К сведению

Состояние российского рынка ИТ-аутсорсинга

На основании исследования, проведенного аналитической компанией in4media в марте — июне 2010 г., опрошено 99 руководителей ИТ (CIO) и финансовых (CFO) подразделений компаний списка Топ-400 — четверть из опрошенных.

Результаты опроса:

83% — наиболее важным критерием выбора является цена ИТ‑услуг.

Критерий выбора — цена. А как ее подсчитать? Уточню, цена — это не то, что готов заплатить, а сумма плюс ущерб от возможных рисков, и получаем истинную цену. Ущерб отдаваемого на сторону зависит от того, как процесс организован.

Статистика — объемы контрактов по аутсорсингу:

50% — небольшие контракты до 1 млн дол.;

9% — контракты более 10 млн дол.;

70% — аутсорсинг помогает оптимизировать ИТ-затраты;

30% — выгоды от применения ИТ-аутсорсинга не доказаны.

Преимущества ИТ-аутсорсинга

ИТ-аутсорсинг — это передача специализированной компании функций, связанных с информационными технологиями.

Самый развитый сегмент аутсорсинга в мире — это ИТ‑аутсорсинг. Возрастание зависимости бизнеса от ИТ повышает требования к их надежности и работоспособности, постоянной модернизации. В свою очередь это сильно усложняет эксплуатацию и поддержку инфраструктуры ИТ. Привлекая дополнительные ресурсы аутсорсера, бизнес может существенно выиграть в конкурентной борьбе.

Наибольшим спросом пользуется обслуживание инфраструктур офисов многофилиальных компаний, 70% которых заинтересованы в передаче своих филиалов в одни руки.