НПФ вышли из убытков

| статьи | печать

Негосударственные пенсионные фонды успешно закончили прошлый год, закрыв убытки 2008 г., отмечается в специальном исследовании «Эксперт РА». Теперь НПФ предстоит повышать лояльность клиентской базы, заниматься вопросом результативности инвестирования пенсионных средств и совершенствовать бизнес-процессы.

В IV квартале 2010 г. активы НПФ совершили рывок, увеличившись на 35 млрд руб. Ключевым фактором увеличения активов НПФ стал рост фондового рынка (индекс ММВБ за указанный период вырос на 18%). Объем пенсионных резервов и пенсионных накоплений НПФ увеличился до 800 млрд руб. По итогам 2011 г. совокупные активы НПФ, прогнозируют эксперты, достигнут 1,05—1,2 трлн руб. в зависимости от конъюнктуры рынка.

В 2009—2010 гг. к конкуренции за договоры ОПС активно подключились четыре фонда, собравшие в прошлом году около 1 млн договоров: КИТ Финанс, «Ренессанс Жизнь и Пенсии», Промагрофонд, ВТБ Пенсионный фонд. Особенность моделей этих фондов заключается в специализации на розничном ОПС и продажах либо через агентов, либо через аффилированные структуры. Причем НПО для этих фондов имеет как минимум второстепенное значение. Аналитики полагают, что 2011—2015 гг. покажут, насколько такая модель жизнеспособна в условиях замедления или даже прекращения роста клиентской базы.

Важный фактор, определяющий деятельность розничных НПФ в среднесрочной перспективе, — рост числа переходов из фонда в фонд. Так, в 2007—2009 гг. продажи НПФ практически не пересекались, а рост числа клиентов каждого НПФ в основном осуществлялся за счет «молчунов». Соотношение числа клиентов, расторгнувших договоры с НПФ, и числа договоров на начало года составляло около 2%. Сейчас значение этого показателя возросло и достигло 3—3,5% для крупных фондов, что свидетельствует о начале реальной конкуренции между НПФ за розничных клиентов.

Повышение эффективности НПФ невозможно без консолидации отрасли, подчеркивают эксперты. Поскольку доходность НПФ от инвестирования пенсионных средств вряд ли превысит в среднесрочной перспективе уровень инфляции на 3—4 п.п. Основная задача НПФ — нарастить объемы бизнеса и минимизировать долю доходов, направляемых на обеспечение уставной деятельности. Только повышение эффективности НПФ (в том числе за счет эффекта масштаба) способно обеспечить устойчивое превышение уровня доходности над уровнем инфляции.

День
Неделя
Месяц