Наши люди вышли в мировые лидеры по подозрительности, скептицизму и пессимизму

| статьи | печать
Наши люди вышли в мировые лидеры по подозрительности, скептицизму и пессимизму

Граждане России — абсолютные мировые лидеры по степени недоверия к власти и бизнесу, неправительственным организациям (НПО) и средствам массовой информации.

Согласно 11-му ежегодному исследованию общественного мнения, проведенному глобальной коммуникационной компанией Edelman в 23 странах мира, нас смело можно называть нацией неисправимых скептиков. Совокупный уровень доверия к публичным институтам в России (40%) ниже, чем в абсолютном большинстве других стран.

Динамика изменений наших настроений и у иностранцев свидетельствует, что в остальном мире возрастает рейтинг публичных институтов. По сравнению с прошлым годом они в среднем на 5% больше стали верить в действия власти, на 4% больше — НПО и СМИ, на 2% — бизнесу, а в наших глазах вырос авторитет только неправительственных организаций — +4%.

Россия остается страной с самым низким уровнем доверия к бизнесу. Его рейтинг упал за год на 1%. Даже в кризисной Ирландии этот показатель увеличился за то же время на 15%. Ближе всех к нам Польша и Великобритания — 44%. В Нидерландах рейтинг бизнеса в глазах местного населения составляет 74%, в Италии — 64%.

В США доверие к бизнесу снизилось с 54% в прошлом году до 46% в 2011 г. — наибольший спад в мире. Ниже у американцев было только в кризисном 2009 г. — 39%.

Теперь с повышением налоговой нагрузки наш бизнес, как и предсказывали аналитики (см. ст. "Работодатели просят прекратить повышать налоги и сборы"), начинает сереть. Согласно экспертным оценкам, повышение ставок по социальным страховым взносам до 34% снижает рентабельность в сырьевом секторе экономики на 15%, в сфере интеллектуальных услуг — на 50%. Бухгалтеры рассчитали, что при сохранении прежних ставок повышение заработка в хозяйствующих субъектах на 20% могло бы на 5% увеличить отчисления работодателей в бюджетную сферу. Не исключен возврат к выдаче зарплат в конвертах, что не повысит нашу веру в бизнес.

Больше всего у нас упал престиж банков. И это несмотря на то, что в разгар глобального экономического кризиса российское правительство оказало значительную поддержку национальному банковскому сектору, что, по заключению отечественных и зарубежных аналитиков, способствовало мягкому преодолению Россией последствий финансового коллапса.

Как показало исследование, к российским корпорациям относятся с подозрением не только дома, но и в мире. Ниже всего рейтинг российского бизнеса в Швеции (12%) и США (13%). Хотя в целом доверие к компаниям, головной офис которых находится в РФ, выросло на 5% и составляет 35%. Их рейтинг в странах ЕС увеличился с 17 до 25%, в Японии — с 10 до 39%, в Южной Корее — с 27 до 43%.

Больше всего верят российским бизнесменам в Мексике (75%). Может быть, потому, что в Акапулько и других мексиканских городах российские предприниматели обычно не работают, а с размахом отдыхают и оставляют щедрые чаевые. Высок уровень доверия к бизнесменам России и в ОАЭ, Бразилии, КНР, Индонезии и Аргентине. Причем за год рейтинг российских компаний увеличился в ОАЭ с 38 до 70%, Бразилии — с 39 до 62%, Индонезии — с 50 до 62%.

Согласно исследованию самыми важными факторами для поддержания корпоративной репутации компании являются:

  • качество продуктов и услуг;
  • доверие, прозрачность, цена;
  • отношение к сотрудникам.


Впервые в этом году прозрачность и честные методы ведения бизнеса оказались так же важны для поддержания репутации компании, как и ценовая политика. При этом доходность компании была отмечена в числе наименее значимых факторов, влияющих на репутацию.

Динамика уровня доверия к бизнесу в мире, % от числа респондентов

Регион

2009 г.

2010 г.

2011 г.

Страны ЕС

43

50

53

США

36

54

46

Россия

52

42

41

Изменение уровня доверия к банкам до финансового кризиса и после него, % от числа опрошенных

Страна

2008 г.

2009 г.

Соотношение

США

71

25

–46

Великобритания

46

16

–30

ФРГ

44

23

–21

Россия

54

44

–10

Индия

83

87

+4

КНР

78

90

+12

Изменение уровня доверия россиян к общественным институтам, % от числа респондентов

Общественный
институт

2008 г.

2009 г.

2010 г.

2011 г.

Бизнес

44

52

42

41

Власть

39

48

38

39

НПО

30

36

38

42

СМИ

31

40

37

37

Источник: глобальная коммуникационная компания Edelman

Комментарий

Александр Шохин,
президент РСПП

Полезно сравнить зарубежные индексы с показателями наших исследователей. Интересно сопоставить наше восприятие состояния того же бизнеса с мнением иностранных экспертов.

Важно прослеживать изменения и тенденции в деловом мире России в сравнении с другими странами. На основе такого анализа можно понять, как индекс общественного доверия влияет на политику государства по отношению к национальному бизнесу.

Надо поблагодарить руководство Edelman, что свое исследование компания презентовала у нас сразу после Всемирного экономического форума в Давосе.

Алан Вандермолен,
генеральный директор Edelman
по глобальным практикам и
междисциплинарному бизнесу

В России растет скепсис по отношению к общественным институтам. Хотя посткризисный экономический рост в стране намного выше, чем, скажем, в Нидерландах. Это здоровая реакция роста.

Характерно, что в России отсутствует сверхдоверие к одному из четырех публичных институтов. Это тоже хорошо. В здоровой среде очень важен одинаковый уровень доверия к власти и бизнесу, неправительственным организациям и средствам массовой информации. Это особенно значимо при турбулентном развитии бизнеса после глобального экономического кризиса.