Секреты проверок Пенсионного фонда

| статьи | печать
Секреты проверок Пенсионного фонда

В этом году плательщиков страховых взносов ожидают первые выездные проверки. Пенсионный фонд выпустил Методические рекомендации об их проведении. Документ оказался в распоряжении редакции. О том, как бухгалтерам подготовиться к встрече с проверяющими, — в теме номера.

Кто на новенького?

Новые рекомендации намного объемнее и содержательнее временной методички, которая была утверждена распоряжением Правления ПФ РФ от 11.05.2010 № 127р «Об утверждении Временных методических рекомендаций по организации проведения выездных проверок плательщиков страховых взносов».

В частности, в документ включены критерии, на которые ориентируется Пенсионный фонд, отбирая компании для проверки. Посмотрим, у кого больше всего шансов попасть в план на проверку.

1. Крупнейшие плательщики.

2. Плательщики, проверку которых заказали правоохранительные или иные органы.

3. Организации, подлежащие ликвидации или реорганизации.

4. Плательщики, которых не проверяли более четырех лет подряд.

5. Плательщики, по информации налоговых органов участвующие в схемах минимизации взносов.

6. Плательщики, которых приглашали на «зарплатные» комиссии, но никаких действий по результатам встреч они не предприняли (зарплата не увеличена, уточненные расчеты с большей облагаемой базой не представлены).

7. Плательщики, у которых в сведениях персонифицированного учета были выявлены несоответствия (например, в части информации о начисленных, уплаченных страховых взносах на ОПС и страховом стаже лица за один и тот же период), но пояснения по ним ПФР так и не дождался.

8. Те, кто не представил отчетность по страховым взносам (форма РСВ-1 ПФР) более чем за один прошедший отчетный период.

9. Те, кто не представил сведения индивидуального (персонифицированного) учета более чем за один прошедший отчетный период.

10. Те, кто осуществляет деятельность в сфере, где масштабы ухода от обложения страховыми взносами значительны. Источником информации могут являться налоговые органы и МВД России.

11. Льготники, применяющие пониженные тарифы страховых взносов на ОПС и ОМС.

12. Те, кто выплачивает среднемесячную зарплату (в первую очередь убыточные предприятия) на одного работника ниже МРОТ либо ниже среднего уровня по виду экономической деятельности в субъекте РФ.

13. Организации, не выплачивающие заработную плату свыше трех месяцев подряд.

14. Плательщики, у которых снизился объем поступления платежей по сравнению с предыдущими отчетными периодами, то есть если численность работников осталась прежней, а выплаты им урезали. По сути, этот пункт относится к тем, кто выдает часть зарплаты в конвертах.

15. Плательщики, которые сдают нулевую отчетность на протяжении нескольких отчетных периодов.

16. Плательщики, у которых есть задолженности по взносам по актам камеральных проверок свыше двух отчетных периодов подряд.

17. Плательщики, которые мигрируют между налоговыми органами, то есть неоднократно меняют местонахождение.

Отметим, что ряд показателей аналогичен тем, которые используют налоговые органы при планировании выездных налоговых проверок (приказ ФНС России от 30.05.2007 № ММ-3-06/333@ «Об утверждении Концепции системы планирования выездных налоговых проверок»). Например, критерий 7 — несоответствие сведений, 12 — зарплата ниже МРОТ, 17 — частая смена местонахождения.

Помимо приведенных критериев поводом для проверки может стать неоднократное внесение изменений и корректировок в расчеты по начисленным и уплаченным страховым взносам, наличие расходов, финансируемых за счет средств ФСС России, и др. Таким образом, перечень причин для проверки не является закрытым. Так что в каждую организацию ревизоры могут нагрянуть в любой момент.

Кто стучится в дверь ко мне…

После того как орган контроля вынесет решение о проверке, один экземпляр такого решения надо вручить плательщику. Федеральный закон от 24.07.2009 № 212-ФЗ (далее — Закон № 212-ФЗ) не регламентирует процедуру вручения решения о назначении проверки. Как это сделать, сказано в рекомендациях.

Документ передают проверяемому или его уполномоченному представителю на территории (в помещении) проверяемого или в помещении территориального органа ПФР (в зависимости от места проведения проверки). В последнем случае следует вызвать представителя организации, направив ему уведомление по форме № 7, утвержденной приложением № 11 к приказу Минздравсоцразвития России от 07.12.2009 № 957н (далее — приказ № 957н). Другой экземпляр решения приобщается к материалам выездной проверки.

...и что требуют проверяющие

Одновременно с ознакомлением плательщика с решением проверяющие должны вручить ему требование о представлении документов, необходимых для проведения проверки. Форма требования утверждена приказом № 957н (приложение № 21).

Процедура истребования документов установлена ст. 37 Закона № 212-ФЗ. Методичка уточняет некоторые положения указанной нормы. Так, в рекомендациях сказано, что количество требований в рамках одной проверки неограниченно. Причем первым требованием проверяющие вправе запросить подлинники. Такое право им предоставлено ч. 4 ст. 37 Закона № 212-ФЗ. Ознакомиться с подлинниками можно только на территории плательщика. После их изучения чиновники составляют список документов, подлежащих проверке. И следующими требованиями запрашивают только копии. Обратите внимание: документы рекомендовано сдавать по описи, заверяемой обеими сторонами.

Остановимся еще на одном моменте. Если плательщик не может представить бумаги в течение десяти рабочих дней с даты вручения требования, он вправе ходатайствовать о продлении срока (ч. 6 ст. 37 Закона № 212-ФЗ). Орган контроля принимает одно из двух решений: либо дает дополнительное время, либо отказывает.

Максимальных сроков на продление Закон № 212-ФЗ в этом случае не устанавливает. Как указано в рекомендациях, руководитель органа контроля самостоятельно решает, сколько времени дать плательщику. При этом проверяющие будут учитывать причины и сроки, оговоренные проверяемым лицом в ходатайстве (уведомлении). Таким образом, вероятность принятия положительного для компании решения зависит от того, насколько полно и убедительно будет обоснована необходимость продления срока представления документов.

После получения запрошенных данных специалисты ПФР изучат полноту комплекта, правильность оформления первички, в том числе подписи на ней (с точки зрения полномочий лиц, которые визировали документы) и наличие обязательных реквизитов.

ПФР: хочу все знать

В рекомендациях сказано, что проверка может быть сплошной или выборочной. В первом случае проверять будут все документы и информацию, относящуюся к начислению страховых взносов. Во втором предпочтение отдадут какой-либо конкретной статье отчетности или группе однотипных операций.

Какой вариант ожидает каждую конкретную организацию, решают непосредственно лица, проводящие проверку, с учетом объема данных, состояния бухучета плательщика и степени вероятности обнаружения нарушений.

Независимо от глубины ревизии она начнется с ознакомления с учредительными документами и учетной политикой. Первые нужны, чтобы сверить «адреса, явки, пароли», вторая — для анализа методов и способов ведения бухгалтерского и налогового учета, оформления первички и организационно-распорядительных документов.

Список документов на проверку согласно методичке, как мы уже говорили, обширный. Отметим интересный факт: во Временных рекомендациях список состоял из 16 пунктов, а нынешний — из 22 (табл. 1). Причем последними поименованы «иные документы», что дает моральное право проверяющим запрашивать любую информацию. Правда, вопросы, насколько это законно и не выйдут ли проверяющие за границы своих полномочий, в каждом конкретном случае будут решаться индивидуально. Не исключено, что в суде.

Наличие в списке некоторых документов, например трудовой книжки, вызывает недоумение. Непонятно, зачем они специалистам Пенсионного фонда. Суммы выплат, на которые начисляют страховые взносы, в таких документах не указывают. А проверка их оформления и соблюдения трудовых прав работников не входит в цели и задачи проверки правильности исчисления, полноты и своевременности уплаты страховых взносов.

Документы и сведения, на которые ревизоры обязательно обратят внимание в ходе проверки отдельных операций, приведены в табл. 3.

справка

Ответственность за непредставление в установленный срок документов, необходимых для проведения проверки, влечет наложение штрафа в размере 50 руб. за каждый непредставленный документ

Фонд идет на борьбу со схемами

При проведении выездной проверки специалисты Пенсионного фонда могут заподозрить фирму в применении способов минимизации страховых взносов. Для таких случаев в Методических рекомендациях раскрыта суть нескольких схем и приведен порядок действий проверяющих: на что обратить внимание и какие документы следует изучить. Приведем их в табл. 3.

справка

Включить компанию в план проверки чиновники могут в любой момент. Основанием для этого, в частности, может быть получение срочных заданий от вышестоящих органов ПФР, а также ФОМС и ФСС, прокуратуры и право­охранительных органов

Результат проверки — полезные дополнения

Методичка содержит указания по оформлению результатов проверки и процессуальным вопросам рассмотрения материалов. В основном они повторяют положения Закона № 212-ФЗ, но есть и некоторые уточнения.

В последний день проверки ревизоры должны составить справку по форме, утвержденной приказом № 957н, и вручить ее проверяемому лицу. В случае если плательщик уклоняется от получения справки, ее направят по почте заказным письмом. При таком варианте считается, что справка получена организацией по истечении шести дней с момента направления письма.

Далее в течение двух месяцев со дня составления справки должен быть оформлен акт. Его форма и требования к содержанию также утверждены приказом № 957н. В течение пяти дней с даты подписания чиновники должны вручить акт представителю организации под расписку или передать иным способом, свидетельствующим о его получении. Если плательщик взносов уклоняется от получения акта, порядок действий аналогичен изложенному выше (ч. 4 ст. 38 Закона № 212-ФЗ).

В случае несогласия с актом у организации есть 15 дней с момента его получения, чтобы представить возражения (ч. 5 ст. 38 Закона № 212-ФЗ). Отметим, что указание на это право плательщика должно найти отражение в акте (п. 7 Требований к составлению акта выездной проверки, утвержденных приказом № 957н).

Решение по результатам выездной проверки должно быть принято в течение десяти дней с даты истечения срока для представления плательщиком письменных возражений по акту (ч. 1 ст. 39 Закона № 212-ФЗ). Специалисты ПФР конкретизировали отрезок времени, отведенный им для принятия решения, — 25 дней с момента вручения плательщику страховых взносов акта.

Закон № 212-ФЗ дает право органу контроля продлить этот срок, но не более чем на один месяц (ч. 1 ст. 39 Закона № 212-ФЗ), например, как сказано в методичке, когда нужно получить дополнительные доказательства для подтверждения факта нарушения законодательства о страховых взносах. Для этого руководителю (заместителю руководителя) территориального органа ПФР следует вынести решение об истребовании необходимых документов.

Плательщики вправе участвовать в рассмотрении материалов проверки (ч. 3 ст. Закона № 212-ФЗ). О времени и месте их должны известить. Причем в методичке сказано, что проинформировать нужно письменно, и даже рекомендована форма уведомления. Заметим, что в Законе № 212-ФЗ о письменной форме извещения ничего не говорится.

Кроме того, рекомендации содержат предостережение органу контроля при назначении даты рассмотрения материалов проверки. Надо учитывать вероятность направления плательщиком возражений по почте в последний день срока, предусмотренного для подачи возражений. Таким образом, есть шансы, что даты рассмотрения материалов проверки будут назначаться не ранее шестого рабочего дня из отведенных десяти для принятия решения.

И последнее. Требования Методических рекомендаций к оформлению, содержанию и вручению решения повторяют положения ст. 39 Закона № 212-ФЗ. Вызывает интерес только одно уточнение: дата решения должна соответствовать дате фактического рассмотрения материалов проверки.

Какие документы должны быть у компании (таблица 1)

№ п/п

Перечень документов

Примечание

1

Учредительные документы

Устав, учредительный договор, положение

2

Приказы об учетной политике

3

Лицензии

4

Расчет РСВ-1 ПФР

5

Карточки индивидуального учета сумм начисленных выплат (иных вознаграждений) и страховых взносов

6

Информация о страховых свидетельствах государственного пенсионного страхования, имеющихся у работников организации

7

Договоры между организацией и страховой медицинской организацией (СМО) на обязательное медицинское страхование граждан, работающих на предприятии

Необходимо приложить список граждан, застрахованных на ОМС

8

Регистры бухгалтерского учета

Главная книга,

журналы-ордера, мемориалы-ордера,

оборотно-сальдовые ведомости,

аналитические карточки (карточки субконто и др.), своды по заработной плате,

разработочные таблицы — машинограммы

9

Формы первичной учетной документации

Необходимы не только бухгалтерские, но и кадровые документы, а именно:

  • Т-1. Приказ (распоряжение) о приеме на работу;
  • Т-2. Личная карточка;
  • Т-3. Штатное расписание;
  • Т-5. Приказ (распоряжение) о переводе работника на другую работу;
  • Т-5а. Приказ (распоряжение) о переводе работников на другую работу;
  • Т-6. Приказ (распоряжение) о предоставлении отпуска работнику;
  • Т-6а. Приказ (распоряжение) о предоставлении отпуска работникам;
  • Т-8. Приказ (распоряжение) о прекращении (расторжении) трудового договора (контракта) с работником (увольнении);
  • Т-8а. Приказ (распоряжение) о прекращении (расторжении) трудового договора (контракта) с работниками (увольнении);
  • Т-11. Приказ (распоряжение) о поощрении работника;
  • Т-12. Табель учета рабочего времени и расчеты по оплате труда;
  • Т-13. Табель учета использования рабочего времени;
  • Т-49. Расчетно-платежная ведомость;
  • Т-51. Расчетная ведомость;
  • Т-53. Платежная ведомость;
  • Т-54. Лицевой счет;
  • прочие документы.

10

Документы, используемые при проверке кассовых операций

Приказ о назначении кассира, журнал регистрации приходных и расходных кассовых ордеров, кассовая книга, отчет кассира (второй лист кассовой книги), приходные и расходные кассовые ордера.

При наличии ККТ проверяются:

  • договор с центром технического обслуживания;
  • журнал кассира-операциониста;
  • справки-отчеты кассира-операциониста:
  • Х-отчеты;
  • Z-отчеты.

11

Банковские документы

Платежные документы (выписки банка, платежные поручения (требования) и проч.)

12

Расчетные документы

Счета и прочие документы

13

Трудовые договоры

Трудовые книжки работников

14

Договоры гражданско-правового характера

Акты приема-сдачи выполненных работ (оказанных услуг)

15

Документы по подотчетным суммам

Авансовые отчеты и прилагаемые к ним документы; командировочные удостоверения, билеты, счета отелей, чеки ККТ, квитанции и проч.

16

Унифицированная форма государственного статистического наблюдения № П-4 «Сведения о численности, заработной плате и движении работников»

Этот документ представляется плательщиками страховых взносов, юридическими лицами — коммерческими и некоммерческими организациями (кроме субъектов малого предпринимательства) всех видов экономической деятельности и форм собственности в органы Росстата

17

Документы, подтверждающие дополнительные показатели (факторы) занятости во вредных условиях труда

18

Карточка налогоплательщика

19

При необходимости иные документы

Порядок проверки отдельных операций (таблица 3)

Наименование операции

Что проверят

Выплата денежных средств из кассы организации

Журнал-ордер, приходный кассовый ордер, расходный кассовый ордер, кассовую книгу и регистры бухгалтерского учета.

Проведут сверку фактически выданных физическому лицу сумм по кассе с данными его лицевого счета и формы индивидуального учета. В случае расхождений начислят страховые взносы

Выплата денежных средств безналичным путем

Журнал-ордер № 2 по счету 51, банковские выписки, платежные поручения, регистры бухгалтерского учета по счетам 50, субсчет «Денежные документы», 51, 52, 55.

Проверят полноту отражения в бухгалтерском учете всех операций по всем банковским счетам организации

Выплаты денежных средств по операциям, связанным с расчетами с подотчетными лицами

Приказы, в соответствии с которыми определен круг подотчетных лиц, сроки возврата неизрасходованных сумм, данные аналитического учета по счету 71 «Расчеты с подотчетными лицами», журнал-ордер № 7 по счету 71.

Проверят операции по дебету счета 71 в корреспонденции со счетами учета денежных средств (Дебет 71 Кредит 50, 51).

Авансовые отчеты и документы, которые к ним прилагаются: акт приемки выполненных работ и документ, подтверждающий факт выплаты денежных средств физическому лицу (расходный кассовый ордер, платежная ведомость), служебные задания, командировочные удостоверения, журналы учета прибывших и выбывающих в командировки сотрудников, первичные документы, подтверждающие использование денежных средств по целевому назначению (проездные билеты, счета гостиниц, товарные чеки и др.), приказы руководителя об установлении повышенных норм командировочных расходов; сметы представительских расходов; гражданско-правовые договоры с лицами, выезжающими в служебные поездки за счет проверяемой организации

Выплаты в натуральной форме

Первичные документы (накладные на передачу материалов, товаров, услуг и т.п.)

Операции при реализации (безвозмездной передаче) материальных ценностей

Акт о ликвидации основных средств; накладную на отпуск со склада основных средств, узлов, комплектующих деталей и других основных средств, товарно-материальных ценностей; акт приема-передачи или безвозмездной передачи основных средств. Эти документы будут проверять с целью выявления операций по реализации в счет оплаты труда или иного вознаграждения.

Кроме того, проверят правильность отражения результатов реализации на счете 91 «Прочие доходы и расходы»

О каких схемах минимизации взносов знает ПФР (таблица 2)

Суть схемы

Как выявляют

Применение ЕНВД в 2010 г.

Выплаты работникам, занятым в деятельности на ЕНВД, облагаются по пониженным тарифам

Плательщики должны вести персональный раздельный учет выплат работникам, занятым в деятельности, облагаемой ЕНВД. Если однозначно можно установить, что выплата связана с «вмененной» деятельностью, то применяется пониженный тариф. В противном случае организацию ждут доначисления взносов исходя из общего тарифа, установленного ч. 1 ст. 57 Закона № 212-ФЗ

Выплаты в пользу индивидуального предпринимателя в 2010 г.

С предпринимателем, применяющим УСН, заключен гражданско-правовой договор, выплаты по которому не облагаются взносами. Хотя фактически предприниматель является работником организации, а заключенный с ним договор имеет характер трудового

Во-первых, выплаты должны быть произведены предпринимателю за те виды деятельности, которые указаны в его свидетельстве о госрегистрации. Если в ходе проверки будет установлено, что деньги предпринимателю заплатили за ту работу (услугу), которой нет в его свидетельстве, эти суммы включат в облагаемую базу по взносам на ОПС и ОМС.

Во-вторых, гражданско-правовым договором с предпринимателем может быть прикрыт трудовой. Это выявляется при анализе условий соглашения. Если в нем есть такие условия, как подчинение правилам внутреннего трудового распорядка, обеспечение работодателем определенных условий труда, ежемесячная оплата, не зависящая от результата работ или услуг (то есть фактически заработная плата), такой договор с большой долей вероятности будет расценен как трудовой с соответствующими последствиями. Подписание актов приема-сдачи работ в этом случае не будет безусловным доказательством, что отношения носят гражданско-правовой характер

Замена договора авторского заказа договором купли-продажи

Передача имущественных прав, входящих в состав интеллектуальной собственности, оформляется договором купли-продажи, выплаты по которому не облагаются взносами на основании ч. 3 ст. 7 Закона № 212-ФЗ

Проверяющие определят, подпадает ли объект договора купли-продажи под объект интеллектуальной собственности (изобретения, ноу-хау, произведения науки, искусства и т.д.). Если да, то имущественные права на интеллектуальную собственность должны передаваться по договору об отчуждении исключительного права, а не по договору купли-продажи и соответственно облагаться страховыми взносами на основании ч. 1, 3 ст. 7 Закона № 212-ФЗ

Выплата зарплаты в конвертах

1. Компания проводит по бухгалтерии только часть заработной платы.

2. Часть зарплаты работников начисляется в пользу одного работника (например, руководителя организации) и не облагается после достижении предельной базы в 415 000 руб. (за 2010 г.). Если бы зарплата начислялась в пользу тех работников, которым затем выплачивается, то она облагалась бы до превышения облагаемой базы в сумме 415 000 руб. при начислении выплаты в пользу каждого отдельно взятого работника

Признаки схемы:

  • жалобы физических лиц на бывших работодателей о сокрытии заработной платы или неполном отражении выплачиваемых сумм в учете (такие заявления поступают, как правило, от физических лиц при увольнении, болезни, оформлении пенсии по инвалидности или по старости);
  • наличие информации, поступающей из иных внешних источников.
  • размер зарплаты значительно ниже среднеотраслевой, регионального МРОТ или прожиточного минимума;
  • руководителю организации выплачивается максимальная зарплата в размере, превышающем 415 000 руб., а зарплата сотрудникам выдается из «фонда руководителя» без документального оформления.

Необходимо установить факт отсутствия первичных бухгалтерских документов по начислению заработной платы. При документальном подтверждении факта применения схемы организацию ожидают доначисления взносов по аналогии в соответствии с п. 4 ч. 1 ст. 29 Закона № 212-ФЗ

Аннуитет

Организация заключает со страховой компанией фиктивные договоры страхования работников от несчастных случаев и болезней.

Получение такой информации может стать основанием для проверки страхователей-организаций, на работников которых оформлены такие договоры

Пенсионный фонд вправе запросить информацию у налоговых органов о контрагентах страховых компаний. Налоговые органы, проверив выписки по расчетному счету подобной страховой компании, устанавливают факты ежемесячного на протяжении года или ряда лет перечисления денежных средств по договорам страхования работников от несчастных случаев и болезней с указанием основания платежа — «страховые случаи».

При этом на счет страховой компании ежемесячно перечисляются денежные средства в виде страховых взносов по указанным договорам, а на следующий день эти деньги уходят под видом страховых выплат (аннуитетов) на карточные счета сотрудников организаций-контрагентов в качестве заработной платы. Следовательно, произойдет доначисление страховых взносов