Вот так партнерство!

| статьи | печать

Правительственные чиновники России и Белоруссии решили в очередной раз проверить жизнеспособность предприятий своих стран и прочность их связей. К не решенной до сих пор проблеме конфискации белорусскими таможенниками транзитных товаров, следующих в адрес российских получателей, добавилась еще одна — мы уже перешли на принцип взимания НДС по стране назначения, но механизм реализации соответствующего Соглашения не доведен до его участников. Торговля встала.

Бесхозное берем себе

Ситуация с конфискацией товаров настолько остра, что ее не обошел вниманием российский премьер М. Фрадков, посетивший в конце декабря прошлого года Белоруссию с официальным визитом.

! По экспертным оценкам, в 2000 году объем изъятого оценивался в 15 миллионов долларов, в 2001-м — 30 миллионов, 2002-м — 60 миллионов, 2003-м — 80 миллионов.

Итоги по прошлому году еще не подведены, но, как рассказал «ЭЖ» Чрезвычайный и Полномочный Посол Российской Федерации в Республике Беларусь Александр Блохин, они бу дут меньше позапрошлогодних, хотя и ненамного.

Проблему пытались-таки решить. 30 июня прошлого года подписан соответствующий протокол между таможенными органами двух стран. Согласно документу белорусская сторона в случае возникновения претензий к транзитным грузам должна обеспечить их сопровождение до российской границы и предоставить российской стороне информацию о предполагаемом нарушении.

Российские таможенные или при необходимости другие компетентные органы разбираются в ситуации, и сами принимают решение — выпустить ли груз, оштрафовать ли фирму или конфисковать товар (естественно, в пользу российского бюджета).

К сожалению, протокол этот, мягко говоря, исполняется не в полной мере, потому что с июня конфиската было достаточно. Основная масса конфискованного российского груза попала в белорусский бюджет якобы по причине бесхозности. Если в представленных транзитных документах белорусы обнаруживают какую-либо ошибку, вплоть до орфографической, это уже повод считать документы подложными, недействительными, а груз — бесхозным, подлежащим конфискации.

Дело передается в суд, который на базе оперативных данных, полученных от белорусской таможни, принимает решение о взыскании в пользу государства. О том, что оперативные данные не могут приниматься судом для вынесения решения, речи не идет.

Например, Интерполом или посольством Белоруссии в какой-то стране получена оперативная информация, что какая-то зарубежная фирма незаконно зарегистрирована. Определить законность регистрации иностранной фирмы может только суд той страны. Однако белорусский суд это не заботит.

Обжаловать принятое решение можно только внутри Белоруссии. Но и областной, и Верховный суды, как правило, поддерживают решение, принятое районным судом. В результате российские компании несут миллионные убытки.

Вот один из недавних случаев. Законопослушная российская фирма оплатила 3 миллиона долларов американской фирме на поставку парфюмерии. Заказ был выполнен и в полном объеме направлен в Россию. Белорусская сторона сочла компанию из США вне закона и конфисковала отправленный ею груз.

Как потом выяснилось, источником всех бед оказалась орфографическая ошибка в английском тексте. Но этого было достаточно, чтобы причинить российской компании ущерб в 3 миллиона долларов. И такие случаи не единичны.

По мнению экспертов, в данной ситуации остается только один выход — продолжать убеждать белорусскую сторону в том, что брать чужое нехорошо.

Всем стоять.

Продолжаем отдыхать

Соглашение между правительствами России и Беларуси о принципах взимания косвенных налогов при экспорте и импорте товаров, выполнении работ, оказании услуг было подписано 15 сентября 2004 года. 28 декабря российский Президент подписал Федеральный закон № 181-ФЗ о ратификации этого Соглашения. Обмен ратификационными грамотами завершен только 1 января 2005 года, и с этого же дня Соглашение вступило в силу. Но формы налоговых деклараций, а также программное обеспечение для реализации Соглашения должны быть подготовлены только к 20 января.

Большинство российских предприятий признают, что не имеют никаких указаний от своих налоговых инспекций, поэтому продолжают работать по-старому — требуют при заключении договора закладывать в цену НДС. Белорусы этому сопротивляются, поскольку

Соглашение уже вступило в силу. Хозяйствующие субъекты не спешат подписывать контракты, остановилась отгрузка товаров. По всей видимости, переход на принцип взимания НДС «по стране назначения» приведет к полному провалу товарооборота между нашими странами в январе.

К новой ситуации оказалась не готова в основном российская сторона. Как сообщил «ЭЖ» торговый представитель Российской Федерации в Республике Беларусь Евгений Новожилов, белорусские СМИ уже два месяца пишут о том, как будет действовать новый принцип налогообложения.

Проводится серия семинаров-совещаний с руководителями предприятий и малого бизнеса, и среднего, и крупного. В Правительстве Белоруссии создана специальная комиссия по этому вопросу под председательством вице-премьера, открыта «горячая линия», выделены специальные консультационные телефоны, задействована вся сила административного аппарата.

Российские же предприниматели могут похвастаться лишь тем, что некоторые «мудрые» налоговые инспекции повесили в своих офисах объявления о том, что за консультациями относительного нового порядка взимания НДС следует обращаться в налоговую службу Белоруссии.

Хотя к Соглашению приложен механизм взимания НДС, хозяйствующих субъектов волнует, как все будет выглядеть на практике. Например, сегодня белорусскому производителю возвращаться НДС будет только в том случае, если товар ушел в Россию, российский получатель это подтвердил, уплатил НДС и дал подтверждение белорусскому производителю, что в российский бюджет налог уплачен. Только тогда налоговая служба Белоруссии применяет нулевую ставку по НДС на товар, произведенный и отгруженный в Белоруссии.

В этой ситуации предпринимателей смущают два момента. Во-первых, есть сомнения, что в отсутствие серьезной технической базы обмена информацией между налоговыми службами России и Белоруссии четко будет работать документооборот. Во-вторых, хозяйствующие субъекты беспокоятся, о том, что не все участники будут обращаться в налоговые органы. Например, российский малый бизнес, который применяет специальные налоговые режимы, наверняка не пойдет в налоговую заявлять о получении груза и платить налог. Белорусский производитель соответственно не получит подтверждение, и ему придется заплатить НДС за свой товар в бюджет Белоруссии.

Сложившаяся ситуация приведет к вымыванию оборотных средств у предприятий, к повышению цен и снижению конкурентоспособности продукции.