Поправки в Закон о рынке ценных бумаг: какие изменения нас ожидают?

| статьи | печать

Наступающий год готовит эмитентам немало сюрпризов. Один из них — поправки в Федеральный закон от 22.04.96 № 39-ФЗ «О рынке ценных бумаг», внесенные Федеральным законом от 04.10.2010 № 264-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон „О рынке ценных бумаг“ и отдельные законодательные акты Российской Федерации» . Основные изменения, предусмотренные данным законом, вступят в силу с 7 апреля 2011 г., и у читателей «КС» есть хороший шанс ознакомиться с новациями заранее.

Основные изменения коснулись прежде всего порядка раскрытия информации на рынке ценных бумаг. Так, введены понятия «контролирующее лицо» и «подконтрольное лицо», сведения о которых подлежат раскрытию эмитентами в виде сообщений о существенных фактах.

обратите внимание

Под контролирующим понимается лицо, «имеющее право прямо или косвенно (через подконтрольных ему лиц) распоряжаться в силу участия в подконтрольной организации и (или) на основании договоров доверительного управления имуществом, и (или) простого товарищества, и (или) поручения, и (или) акционерного соглашения, и (или) иного соглашения, предметом которого является осуществление прав, удостоверенных акциями (долями) подконтрольной организации, более 50 процентами голосов в высшем органе управления подконтрольной организации либо право назначать (избирать) единоличный исполнительный орган и (или) более 50 процентов состава коллегиального органа управления подконтрольной организации».

Подконтрольным является «юридическое лицо, находящееся под прямым или косвенным контролем контролирующего лица» (п. 1 ст. 1 Закона от 04.10.10 № 264-ФЗ (далее - Закон о внесении изменений)).

Помимо обязанности эмитента раскрывать сведения о появлении у него контролирующего лица и прекращении оснований такого контроля, а также при появлении у эмитента подконтрольной организации, имеющей для него существенное значение, и прекращении оснований контроля над ней Законом о внесении изменений установлена обязанность участника (акционера) эмитента, обязанного раскрывать или предоставлять информацию на рынке ценных бумаг и владеющего пятью или более процентами голосующих акций (долей) такого эмитента, предоставить информацию о контролирующем лице (его появлении) либо о его отсутствии (прекращении оснований контроля).

Существенных фактов прибавилось

Значительно расширен перечень существенных фактов, в том числе за счет включения в их состав сведений, ранее относимых к сообщениям, которые могут повлиять на стоимость ценных бумаг акционерного общества.

Так, помимо указанных выше сообщений о появлении у эмитента контролирующего лица и подконтрольной организации существенными фактами будут признаваться сведения:

  • о принятии организацией, контролирующей эмитента или подконтрольной ему, либо лицом, предоставившим обеспечение по облигациям эмитента, решения о реорганизации или ликвидации;
  • появлении у эмитента, контролирующего его лица или подконтрольной организации, имеющей для эмитента существенное значение, либо у лица, предоставившего обеспечение по облигациям эмитента, установленных законодательством признаков несостоятельности (банкротства);
  • погашении эмиссионных ценных бумаг эмитента;
  • заключении эмитентом договора о включении его эмиссионных ценных бумаг (или ценных бумаг иностранного эмитента, удостоверяющих права в отношении эмиссионных ценных бумаг российского эмитента) в список ценных бумаг, допущенных к торгам на иностранном организованном (регулируемом) финансовом рынке, а также договора с иностранной фондовой биржей о включении таких ценных бумаг в ее котировальный список;
  • включении эмиссионных ценных бумаг эмитента (или ценных бумаг иностранного эмитента, удостоверяющих права в отношении эмиссионных ценных бумаг российского эмитента) в список ценных бумаг, допущенных к торгам на иностранном организованном (регулируемом) финансовом рынке, и об исключении таких ценных бумаг из этого списка, а также об их включении в котировальный список иностранной фондовой биржи или исключении из него;
  • заключении эмитентом договора о поддержании (стабилизации) цен на эмиссионные ценные бумаги (в том числе иностранного эмитента, удостоверяющие права в отношении эмиссионных ценных бумаг российского эмитента), а также о прекращении такого договора;
  • совершении организацией, контролирующей эмитента или подконтрольной ему и имеющей для него существенное значение, сделки, признаваемой в соответствии с законодательством РФ крупной;
  • изменении стоимости активов лица, предоставившего обеспечение по облигациям эмитента, составляющее десять или более процентов, или об ином существенном, по мнению эмитента, изменении финансово-хозяйственного положения такого лица;
  • заключении эмитентом, контролирующим его лицом или подконтрольной ему организацией договора, обязывающего приобретать эмиссионные ценные бумаги данного эмитента;
  • предъявлении лицу, предоставившему обеспечение по облигациям эмитента, требований, связанных с исполнением обязательств по таким облигациям;
  • размещении за пределами РФ облигаций или иных финансовых инструментов, удостоверяющих заемные обязательства, исполнение которых осуществляется за счет эмитента;
  • решении федерального органа исполнительной власти по рынку ценных бумаг об освобождении эмитента от обязанности раскрывать информацию;
  • приобретении (отчуждении) голосующих акций (долей) эмитента (или ценных бумаг иностранного эмитента, удостоверяющих права в отношении голосующих акций эмитента) эмитентом и (или) подконтрольными ему организациями, в том числе входящими в группу организаций, определяемую в соответствии с законодательством РФ в целях составления консолидированной финансовой отчетности. При этом установлено, что данное требование не распространяется на приобретение ценных бумаг указанными подконтрольными организациями, если они являются брокерами и (или) доверительными управляющими и совершили сделку от своего имени, но за счет клиента, не являющегося эмитентом и (или) подконтрольной ему организацией;
  • раскрытии или представлении эмитентом ежеквартальных отчетов.

обратите внимание

Из состава существенных исключены сведения о фактах , повлекших разовое увеличение или уменьшение стоимости:

  • активов эмитента более чем на 10%;
  • чистой прибыли (или чистых активов) эмитента более чем на 10%.
  • Видоизменены также некоторые существенные факты, а именно:

    • в результате объединения нескольких существенных фактов появился новый — «О созыве и проведении общего собрания участников (акционеров) эмитента, а также о решениях, принятых общим собранием участников (акционеров) эмитента». Представляется, что данный существенный факт возник в ких сообщений, как «Сведения о решениях общих собраний» и «Об объявлении несостоявшимся общего собрания акционеров акционерного общества» (последнее действующей редакцией Закона от 22.04.96 № 39-ФЗ (далее — Закон о РЦБ)) отнесено к сообщениям, которые могут существенно повлиять на стоимость ценных бумаг);
    • в новой редакции изложено сообщение «О принятых советом директоров (наблюдательным советом) эмитента решениях». Сюда добавлены такие подлежащие раскрытию сведения, как принятых решения о размещении эмиссионных ценных бумаг и об утверждении внутренних документов. Из состава подлежащих раскрытию сведений исключена информация о созыве годового или внеочередного общего собрания акционеров, включая утверждение повестки дня, а также некоторые иные;
    • введено единое сообщение «О фактах непринятия советом директоров (наблюдательным советом) эмитента решений, которые должны быть приняты в соответствии с федеральными законами, а также решений, перечень которых установлен нормативными правовыми актами федерального органа исполнительной власти по рынку ценных бумаг». В рамках этого сообщения необходимо раскрывать все случаи непринятия советом директоров (наблюдательным советом) необходимых решений, в том числе об образовании единоличного исполнительного органа на двух проведенных подряд заседаниях совета директоров (наблюдательного совета) либо в течение двух месяцев с даты прекращения или истечения срока действия полномочий ранее образованного единоличного исполнительного органа, а также о непринятии решения по вопросу о досрочном прекращении полномочий единоличного исполнительного органа на двух проведенных подряд заседаниях совета;
    • в сообщении, касающемся раскрытия информации о реорганизации дочерних и зависимых обществ эмитента и их ликвидации, вместо понятий «дочернее общество» и «зависимое общество» введены термины «контролирующее лицо» и «подконтрольное лицо». В новой редакции это сообщение изложено как сообщение «О внесении в Единый государственный реестр юридических лиц записей, связанных с реорганизацией, прекращением деятельности или с ликвидацией организации, контролирующей эмитента, подконтрольной эмитенту организации, имеющей для него существенное значение, либо лица, предоставившего обеспечение по облигациям этого эмитента». При этом в его составе объединены «Сведения о реорганизации эмитента, его дочерних и зависимых обществ» и «О ликвидации хозяйственного общества, являющегося по отношению к акционерному обществу дочерним или зависимым»;
    • та же терминологическая замена коснулась сообщений о вопросах возбуждения арбитражным судом дела о банкротстве и (или) введения одной из процедур банкротства в отношении акционерного общества и (или) его дочерних и зависимых компаний; предъявления обществу, его дочерним и (или) зависимым компаниям иска, удовлетворение которого может существенно повлиять на финансовое положение или хозяйственную деятельность общества, его дочерних и зависимых компаний. Кроме того, частично изменилось содержание указанных сообщений.


    Также установлено, что в форме сообщений о существенных фактах подлежат раскрытию сведения, направляемые или представляемые эмитентом соответствующему органу (организации) иностранного государства, а также иностранной фондовой бирже и (или) иным организациям в соответствии с зарубежным правом для целей их раскрытия или представления иностранным инвесторам в связи с размещением или обращением эмиссионных ценных бумаг за пределами России, в том числе посредством приобретения ценных бумаг иностранного эмитента, а также сведения, оказывающие, по мнению эмитента, существенное влияние на стоимость его ценных бумаг.

    Новые требования к раскрытию информации акционерами

    Согласно действующей редакции ст. 30 Закона о РЦБ владелец обыкновенных акций не позднее чем через пять дней с момента внесения соответствующей приходной записи по лицевому счету (счету депо) обязан раскрыть информацию о приобретении пяти и более процентов общего количества размещенных обыкновенных акций, а также о любом изменении, в результате которого доля принадлежащих ему размещенных обыкновенных акций стала более или менее 5, 10, 15, 20, 25, 30, 50 или 75%. При этом владелец обыкновенных акций раскрывает соответствующую информацию путем направления уведомления эмитенту и в федеральный орган исполнительной власти по рынку ценных бумаг.

    В новой редакции данной статьи предусмотрена обязанность лица, которое приобрело или у которого прекращено право прямо или косвенно (через подконтрольных лиц) самостоятельно или совместно с иными лицами, связанными с ним договором доверительного управления имуществом и (или) простого товарищества, и (или) поручения, и (или) акционерным соглашением, и (или) иным соглашением, предметом которого является осуществление прав, удостоверенных акциями (долями) эмитента, распоряжаться определенным количеством голосов, приходящихся на голосующие акции (доли), составляющие уставный капитал эмитента, если указанное количество голосов составляет 5% либо стало больше или меньше 5, 10, 15, 20, 25, 30, 50, 75 или 95% общего количества голосов, приходящихся на голосующие акции (доли), составляющие уставный капитал эмитента, раскрыть информацию о получении им или прекращении у него такого права. Данная информация раскрывается в форме уведомления, направляемого эмитенту и в федеральный орган исполнительной власти по рынку ценных бумаг. Требования к содержанию, форме, сроку и порядку направления уведомления устанавливаются нормативными правовыми актами указанного федерального органа исполнительной власти.

    Следующая новация — обязанность организации, подконтрольной эмитенту, которая должна раскрывать или представлять информацию, сообщать о приобретении (отчуждении) голосующих акций (долей) такого эмитента или ценных бумаг иностранного эмитента, удостоверяющих права в отношении его голосующих акций. Данное требование не распространяется на приобретение ценных бумаг подконтрольными эмитенту организациями, если они являются брокерами и (или) доверительными управляющими и совершили сделку от своего имени, но за счет клиента, не являющегося эмитентом и (или) подконтрольной ему организацией. Указанная информация также подлежит раскрытию в форме уведомления, направляемому эмитенту и в федеральный орган исполнительной власти по рынку ценных бумаг.

    Наконец, установлена обязанность акционера (акционеров) эмитента или иных лиц, получивших в соответствии с Федеральным законом от 26.12.95 № 208-ФЗ «Об акционерных обществах» (далее — Закон об АО) полномочия, необходимые для созыва и проведения внеочередного общего собрания, информировать о получении таких полномочий не позднее дня, следующего за тем, когда они узнали (или должны были узнать) о возложении на них исполнения вступившего в законную силу решения суда о понуждении эмитента провести внеочередное собрание. Эта информация также раскрывается в форме уведомления, которое направляется эмитенту и в федеральный орган исполнительной власти по рынку ценных бумаг. Содержание и форма уведомления, а также срок и порядок его направления устанавливаются этим федеральным органом.

    С кого снимут бремя обязанности

    Еще одно важнейшее нововведение — возможность освобождения некоторых акционерных обществ от обязанности раскрывать или представлять информацию о ценных бумагах.

    Согласно новой статье Закона о РЦБ (ст. 30.1) по решению федерального органа исполнительной власти по рынку ценных бумаг акционерное общество-эмитент может быть освобождено от обязанности раскрывать или представлять информацию. Указанное решение принимается федеральным органом исполнительной власти по рынку ценных бумаг на основании заявления эмитента при одновременном соблюдении следующих условий:

    1) решение об обращении в федеральный орган исполнительной власти с таким заявлением принято эмитентом в порядке, установленном Законом об АО;

    2) у эмитента отсутствуют иные эмиссионные ценные бумаги, за исключением акций, проспект которых зарегистрирован;

    3) акции не включены в список ценных бумаг, допущенных к торгам на фондовой бирже и (или) ином организаторе торговли на рынке ценных бумаг;

    4) число акционеров не превышает 500.

    Решение об освобождении общества от обязанности раскрывать или представлять информацию о ценных бумагах принимается в течение 30 дней с даты его получения. При этом указанный орган вправе провести проверку достоверности сведений, содержащихся в заявлении эмитента и прилагаемых к нему документах. В этом случае срок, установленный для рассмотрения данного вопроса, может быть продлен на время проведения проверки, но не более чем на 30 дней.

    Отказ в освобождении эмитента от обязанности раскрывать информацию может быть вынесен в случае:

    1) несоблюдения перечисленных выше обязательных условий;

    2) обнаружения в представленных документах ложных либо не соответствующих действительности (недостоверных) сведений;

    3) непредставления эмитентом всех необходимых документов, подтверждающих соблюдение обязательных условий;

    4) непредставления в течение 30 дней по запросу федерального органа исполнительной власти по рынку ценных бумаг документов, необходимых для принятия решения.

    Порядок рассмотрения заявлений эмитентов подлежит определению федеральным органом исполнительной власти по рынку ценных бумаг.

    Соответствующие поправки также внесены в Закон об АО. В частности, введена ст. 92.1, согласно которой акционерное общество по решению общего собрания вправе в соответствии с законодательством РФ о ценных бумагах обратиться в федеральный орган исполнительной власти по рынку ценных бумаг с заявлением об освобождении от обязанности раскрывать или представлять информацию, предусмотренную законодательством о ценных бумагах. Решение по указанному вопросу принимается общим собранием большинством в три четверти голосов акционеров — владельцев голосующих акций, принимающих участие в собрании. Данные изменения вступают в силу с 7 апреля 2011 г.

    Раскрытие сводной бухгалтерской отчетности

    Одно из значительных нововведений, предусмотренных Законом о внесении изменений, — обязанность эмитента публиковать сводную бухгалтерскую (консолидированную финансовую отчетность), составленную в соответствии с требованиями федеральных законов и иных нормативно-правовых актов РФ.

    Согласно новым требованиям годовая сводная бухгалтерская (консолидированная финансовая) отчетность эмитента за последний завершенный финансовый год с приложением аудиторского заключения раскрывается (или представляется) не позднее трех дней после даты составления аудиторского заключения и 120 дней после даты окончания указанного финансового года. Она также включается в состав ежеквартального отчета за II квартал следующего финансового года, а в случае ее составления до даты окончания I квартала — в отчет за I квартал.

    Промежуточная сводная бухгалтерская (консолидированная финансовая) отчетность раскрывается (представляется) не позднее трех дней после даты ее составления, но не позднее 60 дней с даты окончания II квартала текущего финансового года. Также ее необходимо включить в ежеквартальный отчет за III квартал текущего финансового года.

    Поправками в Закон о РЦБ установлена солидарная субсидиарная ответственность лиц, подписавших ежеквартальный отчет, аудитора, составившего аудиторское заключение в отношении бухгалтерской (финансовой) отчетности эмитента, и аудитора, составившего аудиторское заключение в отношении бухгалтерской (финансовой) отчетности лица, предоставившего обеспечение по облигациям эмитента, которое раскрывается или представляется в составе ежеквартального отчета, а также лиц, утвердивших ежеквартальный отчет (проголосовавших за его утверждение), если он подлежит утверждению уполномоченным органом эмитента, за убытки, причиненные эмитентом инвестору и (или) владельцу ценных бумаг вследствие содержащейся в указанном отчете недостоверной, неполной и (или) вводящей в заблуждение информации, подтвержденной ими.

    При этом установлено, что срок исковой давности для возмещения убытков по указанным выше основаниям исчисляется с даты раскрытия или представления соответствующего ежеквартального отчета.