Бизнес-климат в отдельных местах

| статьи | печать

Не первый год продолжается налоговая реформа. Ставки многих налогов снижены, ставки других предполагается снизить. Но резкого увеличения количества хозяйствующих субъектов на экономических просторах нашей Родины не наблюдается, равно как и скачка поступлений в бюджет, свидетельствующего о выходе бизнеса из тени. Так, может быть, дело не только в налоговых ставках?

Безусловно, величина НДС влияет на финансовое состояние предприятий. Однако не в меньшей степени она влияет и на бюджет.

О том, что в 2006 г. НДС будет снижен, говорят давно, но к какой ставке — 13 или 16% — власти придут в итоге, неизвестно. Минфин, естественно, выбирает из двух зол меньшее, что и отражает подготовленный им законопроект. У организаций в этом вопросе свой интерес.

Но что касается общего всплеска деловой активности, то для него жизненно необходимо наличие второй составляющей — стабильности и нормального делового климата.

Между тем снижение налоговой нагрузки неизбежно требует компенсировать выпадение доходов бюджета.

Понятно, что один из способов — ужесточение налогового администрирования.

В этом случае снижение ставки будет прекрасным оправданием уже имеющихся «перегибов на местах» — по затягиванию сроков возврата НДС, необоснованным отказам в его возмещении и т.п.

Или взять хотя бы развитие высоких технологий. В последнее время с тем, что за ними будущее, никто не спорит (вернее, с Президентом, который это провозгласил).

И возможно, по весне проект закона об особых экономических зонах все-таки будет внесен в Госдуму. Не исключено даже, что развитие технопарков даст некоторый эффект.

Правда, в результате обеспечения исключительных условий для избранных всем прочим придется модернизировать производство и внедрять новые технологии без поддержки государства.

А почему бы не задуматься и о них? Наука ведь хороша не только в зонах. Напротив, опыт прошлого показывает, что при «зональном подходе» экономика не развивается быстрее. Да и зоны — даже особые экономические —как-то не вяжутся с безопасностью бизнеса в целом.

А бизнес в целом все-таки предпочел бы знать, что произведенные им инвестиции принесут в будущем доход именно ему. И что государство заинтересовано в том, чтобы он хозяйствовал долго и счастливо, и не будет завидовать его прибыли, если таковая случится. Лучшим подтверждением взаимопонимания между государством и бизнесом в этом вопросе могло бы стать возвращение инвестиционной льготы. Или скорейшее решение вопроса о возврате НДС по приобретаемому предприятиями оборудованию. Но об этом — ни звука.

Причем вот что интересно. Для ОЭЗ предусматривается снижение не только налоговых ставок, но и административных барьеров: ограничение по количеству и продолжительности налоговых проверок, упрощение таможенных процедур и пр. То есть в принципе все знают, что нужно сделать для развития экономики, но делается это в отдельно взятых местах. На всю страну благоприятного делового климата, очевидно, не хватает. Или не хватает желания его создавать.

Проще снизить ставку налога и одновременно отменить все льготы по нему, чем научить инспекторов грамотно его администрировать.

Проще собирать налоги под лозунгом «Не для себя, для бюджета стараемся» (а такая благая цель, как известно, оправдывает любые средства). Главное — сделать план.

«Легким движением руки» налоговый инспектор может фактически прекратить деятельность любого хозяйствующего субъекта (от приносящего бюджету копейки до гиганта налоговых поступлений). И создается впечатление, что государство заинтересовано только в изъятии у предприятий, но не в их развитии. Вот предприятия ничего на долгосрочную перспективу и не планируют.

Но похоже, что власть такое положение вещей не волнует. И даже робкие попытки отвлечься от цифр и перенести акцент именно на необходимость создания благоприятного делового климата (что, например, сделал министр экономического развития, представляя среднесрочную программу) воспринимаются в штыки. Правительство упорно ищет ответ на «простой вопрос: как удвоить ВВП?».

Целью при этом является выход на заданные параметры, и задача рассматривается исключительно с арифметической точки зрения.

Но если уж говорить о росте, то говорить о его качестве, а не о ежегодном проценте. Абсолютные цифры— ВВП на душу населения,например, — эти самые душинаселения не интересуют.

Равно как и вклад в ВВП отдельных секторов экономики. И если рост сектора услуг связан с постоянным повышением цен на эти услуги, то абсолютное большинство наших малопатриотичных сограждан вряд ли будет заинтересовано в удвоении ВВП.