1. Главная / Статьи 
ул. Черняховского, д. 16 125319 Москва +7 499 152-68-65
Логотип
| статьи | печать

Волнуются банкиры, переживает авторынок

Волнуются банкиры, переживает авторынок

Год назад банкиры тоже волновались, но Минпромторг твердо заверил, что государственная программа льготного автокредитования будет продлена и на нынешний год. С некоторым запозданием слово было сдержано. Срок продления программы снова подходит к концу, и банкиры снова волнуются. Только обещаний теперь никто не дает. Между тем вопрос продления льготной программы интересен не только банкам, но и всему авторынку, то есть дилерам, покупателям авто, их производителям.

С нового года заканчивается действие государственной программы льготного автокредитования. Напомним, что запустили ее весной позапрошлого года, чтобы поддержать продажи рухнувшего в кризис рынка легковых и легких коммерческих автомобилей. Не всех, а тех, которые производятся в России, ценой до 600 000 руб. — словом, самых массовых среди покупателей. Главная цель — поддержать отечественный автопром, прежде всего АвтоВАЗ с его многомиллиардными долгами.

Мера напоминала соломинку для утопающего: за прошлый год, по данным аналитического агентства «АВТОСТАТ», в России продано около 1,4 млн новых легковушек с падением на 56,2% относительно самого успешного для их продаж 2008 г. Производство легковых автомобилей сократилось еще больше — на 59,4% (собрано всего 596 000 штук). По оценке экспертов «АВТОСТАТа», сумма выданных банками автомобильных кредитов сократилась в 2009 г. в четыре раза — до 5 млрд долл.

Но в такой ситуации и государственная соломинка в виде компенсации банкам, участвующим в программе, двух третей ставки рефинансирования Центробанка имеет немалый вес. Тем более что эта инициатива властей подвигла и банки предлагать собственные, не менее интересные покупателям авто условия льготного автокредитования. Выданные в 2009-м по госпрограмме около 72 000 льготных автокредитов большим достижением не кажутся, но вместе с программами комбанков результат видится более весомым.

О привлекательности принятой государством меры говорит и то, что поначалу в его программе участвовало всего пять банков, а сегодня в списке Минпромторга их 104. И уж точно без этого упадок авторынка в прошлом году был бы мрачнее.

В этом же году дело пошло веселее. По данным министерства, на конец ноября по госпрограмме льготных автокредитов было выдано более 140 000 — вдвое больше, чем за весь прошлый год. И причина, думается, не только в том, что в августе 2009-го планку стоимости автомобилей, подпадающих под кредитную льготу, подняли с 350 000 до 600 000 руб., а первоначальный минимальный взнос урезали вдвое — до 15%. И не в том, что население оправилось от шока кризиса и стало смелее идти на крупные покупки. Еще весомее видится запущенная в прошлом марте вторая госпрограмма поддержки автопрома — стимулирование утилизации легковушек старше десяти лет с бонусом 50 000 руб. при покупке нового массового автомобиля отечественной сборки. Для устойчивости авторынку подставили вторую ногу, причем толчковую.

И какой начался ажиотаж! Автозаводы не успевали выполнять заказы, снова начали вводить рабочие субботы и дополнительные смены, к автодилерам выстроились очереди на месяцы вперед с сертификатами на 50-тысячную скидку. Выделенные государством под эту программу на весь год 10 млрд руб. разошлись за считаные месяцы — пришлось ее продлить и выделить еще столько же денег.

В сухих цифрах нарастание праздника выглядит так. Еще в марте, по данным Комитета автопроизводителей АЕБ, в годовом сопоставлении продажи новых легковых и легких коммерческих автомобилей были в минусе на 7%, а за I квартал — на 25%, в апреле они подскочили на 20% к этому же месяцу 2009-го, в июне прирост составил 45% и впервые с начала года вышел в зону роста — +3%. Последние данные: в октябре продажи новых авто возросли в годовом выражении на 62% (!), за десять месяцев — на 22%.

А вот Росстат — о производителях: в октябре выпуск легковых авто увеличился в 2,2 раза, за январь — октябрь — на 95,7%.

После этого напрашивается вопрос: и чего хотят банкиры?! Непременно найдутся граждане, которые напомнят, что все эти господпорки авторынка — за счет всех налогоплательщиков, а не только автолюбителей. И тоже будут правы.

Но дело не только в интересе банкиров. Красивые цифры роста производства и продаж авто надо все-таки сопоставлять и с размером их обвала во время кризиса. Например, по радужному прогнозу Комитета автопроизводителей АЕБ, в этом году новых легковых и легких коммерческих автомобилей будет продано в России 1,8 млн штук — «всего» на 1 млн меньше, чем до кризиса.

Далее. По прогнозу директора Департамента автомобильной промышленности и сельского хозяйства Минпромторга Алексея Рахманова, в этом году с учетом второго этапа министерство рассчитывает продать в рамках программы утилизации 230 000 автомобилей, то есть можно предположить, что на следующий год перейдут еще порядка 170 000 сертификатов на скидки к цене авто. Их, несомненно, разметут и без другой госпрограммы — по льготному кредитованию. Но вырисовывается следующая картина.

В тандеме обе программы позволяют человеку с так себе доходами взять льготный кредит и копейка в копейку за три года по нему рассчитаться. Судя по тому, что самый горячий спрос в рамках утилизационной программы вызвала так называемая вазовская классика — автомобили древние, но самые дешевые, таких людей немало. Конец льготного кредитования с поддержкой государства может оставить их при своей мечте о новом автомобиле. Банки, наученные горьким опытом финансового кризиса, и так через сито пропускают претендентов на кредиты. Логичнее было бы свернуть обе программы вместе с выдачей последнего сертификата. Резкий обрыв хорошего не обещает.

Насчет всех налогоплательщиков и отдельных счастливчиков тоже можно быть помягче — у какого-нибудь Петра Ивановича, сдавшего в утиль свою колымагу и млеющего от полученного сертификата, найдется сосед Иван Петрович с конвейера автозавода, а также незнакомые им Василий Сидорович, штампующий автопокрышки, или Лидия Сергеевна, оформляющая в автосалоне продажи. Наберутся многие тысячи.

Все это эмоции. В конце концов авторынку нужна определенность — стоять ему на двух ногах господдержки или достаивать на одной. Для этого государство должно четко сказать, допустим: «Жизнь наладилась, крутитесь сами!» Не помешают при этом яркие примеры.

Сумма:
%