1. Главная / Статьи 
ул. Черняховского, д. 16 125319 Москва +7 499 152-68-65
Логотип
| статьи | печать | 4108

Цены на услуги ЖКХ опережают замыслы ответственных чиновников

Цены на услуги ЖКХ опережают замыслы ответственных чиновников

Ожидания Минфина и Минрегиона не сбылись. Тарифы на услуги ЖКХ обещают превысить обещанные ведомствами на 2011 г. 15% в среднем по стране.

Федеральная служба по тарифам утвердила для регионов РФ планку максимального повышения тарифов на товары и услуги организаций коммунального хозяйства в сфере водоснабжения, водоотведения и очистки сточных вод на 2011 г. Текущий показатель в среднем по стране будет превышен более чем на 15%.

Тарифы вырастут и на другие виды услуг ЖКХ

Вслед за водообеспечением последуют директивы по другим видам жилищно-коммунальных услуг: за жилплощадь, тепло, газ, электричество. Что будет в сумме, узнаем в феврале, когда получим жировки за январь. Скорее всего суммы платежей в них превысят 15% — планку, которую не раз озвучивали министры финансов и регионального развития на самых высоких собраниях. По крайней мере в сфере водоснабжения текущий показатель в среднем по стране будет выше декларированного чиновниками уровня. Ниже этой отметки установлен показатель для 34 субъектов Федерации из 83. Если вычесть регионы, предел для которых всего на 0,2% меньше среднероссийского уровня, получится и того меньше — 26 территорий. Примечательно, что максимальный уровень — 20% установлен не самым безводным регионам — Республике Марий Эл, Камчатскому и Красноярскому краям, Белгородской, Мурманской, Рязанской, Сахалинской областям и Ненецкому автономному округу (полный перечень установленных приказом ФСТ России от 28.10.2010 № 267-э/2 и зарегистрированных Минюстом 18.11.2010 № 18987 предельных индексов см. на с. 22).

По данным Росстата, за девять месяцев 2010 г. стоимость услуг ЖКХ уже выросла в среднем по стране на 12,2%. Рост тарифов практически в два раза опережает темпы инфляции, которая за январь — сентябрь составила 6,2%. Хотя в начале года из Москвы приказали губернаторам умерить прыть региональных энергетических комиссий, определяющих окончательные суммы в платежных документах для населения. В январе — марте жировки в Перми «потяжелели» на 93%, Иркутске — на 61, Курске — на 54, Самаре — на 47%. Тогда регионам было предписано не превышать в течение года более чем на 25% разрешенный средний уровень тарифов. Глава государства Дмитрий Медведев заявил, что нельзя в 2011 г. допустить необоснованный рост тарифов на услуги ЖКХ.

Почему они растут

Согласно экспертным оценкам, тарифы ЖКХ с начала тысячелетия увеличились в 16 раз. Темп их роста постоянно опережает средний рост потребительских цен.

На старте реформы отрасли было заявлено, что квартиросъемщики должны полностью оплачивать все коммунальные услуги. Исключение — малоимущие и социально незащищенные слои, перед которыми государство имеет определенные обязательства. В 2003 г. регионы рапортовали, что достигнут уровень 90% оплаты услуг ЖКХ.

Но основные фонды в отрасли ветшают. Теперь на восстановление изношенного на 60% оборудования, по свидетельству главы Министерства регионального развития РФ Виктора Басаргина, требуется не менее 6 трлн руб. Таких денег нет.

Весь рынок услуг ЖКХ оценивается сейчас в 3 трлн руб. На нем появляются управляющие компании, но нередко вся их деятельность сводится лишь к жонглированию деньгами квартиросъемщиков и бесконечному перекредитованию, поскольку у них нет никаких стимулов для модернизации жилищного хозяйства, сокращения издержек, поиска более выгодных поставщиков услуг или товаров. Кредиторская задолженность организаций ЖКХ, по свидетельству В. Басаргина, составляет 79 млрд руб.

Согласно установленным правительством параметрам цены на газ для оптовых покупателей в 2008 г. возросли на 25%, в 2009 г. — на 27,7%, в этом году ожидается тоже 27,7%. Соответственно растет стоимость газа, отпускаемого населению. Аналогичная картина в электроснабжении. Все это отражается в жировках и счетах от энергосбыта.

Динамика доли оплаты жилья и коммунальных услуг от суммы среднедушевых доходов россиян, %

Годы

2000

2001

2002

2003

2004

2005

2006

2007

2008

Доля расходов на ЖКХ

2,8

3,2

3,7

3,9

4,0

4,4

4,2

4,1

4,1

Примечание. Таблица составлена на основе баланса денежных доходов и расходов населения.

Источник: Росстат, расчеты «ЭЖ»

Предельные индексы максимально возможного изменения установленных тарифов на товары и услуги организаций в сфере водоснабжения на 2011 г.

п/п

Субъекты Российской Федерации

Предельные индексы
максимально возможного
изменения установленных
тарифов, %

Центральный федеральный округ

1

Белгородская область

120,0

2

Брянская область

112,3

3

Владимирская область

115,0

4

Воронежская область

114,7

5

Ивановская область

118,0

6

Калужская область

120,0

7

Костромская область

116,4

8

Курская область

115,4

9

Липецкая область

119,0

10

Московская область

118,0

11

Орловская область

116,3

12

Рязанская область

120,0

13

Смоленская область

115,0

14

Тамбовская область

113,9

15

Тверская область

117,1

16

Тульская область

113,1

17

Ярославская область

116,8

18

г. Москва

118,0

Северо-Западный федеральный округ

19

Республика Карелия

114,3

20

Республика Коми

115,0

21

Архангельская область

114,8

22

Ненецкий автономный округ

120,0

23

Вологодская область

110,7

24

Калининградская область

113,1

25

Ленинградская область

114,9

26

Мурманская область

120,0

27

Новгородская область

110,9

28

Псковская область

113,3

29

г. Санкт-Петербург

119,0

Южный федеральный округ

30

Республика Адыгея

115,0

31

Республика Калмыкия

114,5

32

Краснодарский край

118,8

33

Астраханская область

115,1

34

Волгоградская область

120,0

35

Ростовская область

119,0

Северо-Кавказский федеральный округ

36

Республика Дагестан

114,9

37

Республика Ингушетия

113,7

38

Кабардино-Балкарская Республика

114,3

39

Карачаево-Черкесская Республика

114,3

40

Республика Северная Осетия — Алания

114,0

41

Чеченская Республика

116,0

42

Ставропольский край

116,0

Приволжский федеральный округ

43

Республика Башкортостан

114,2

44

Республика Марий Эл

120,0

45

Республика Мордовия

117,9

46

Удмуртская Республика

115,6

47

Чувашская Республика

118,6

48

Кировская область

115,8

49

Нижегородская область

115,0

50

Оренбургская область

115,0

51

Пензенская область

113,7

52

Пермский край

118,7

53

Самарская область

114,8

54

Саратовская область

115,0

55

Ульяновская область

114,5

56

Республика Татарстан

112,0

Уральский федеральный округ

57

Курганская область

118,2

58

Свердловская область

113,9

59

Тюменская область

115,3

60

Челябинская область

118,6

61

Ханты-Мансийский автономный округ — Югра

116,3

62

Ямало-Ненецкий автономный округ

114,8

Сибирский федеральный округ

63

Республика Алтай

112,7

64

Республика Бурятия

116,5

65

Республика Тыва

112,7

66

Республика Хакасия

119,7

67

Алтайский край

115,0

68

Красноярский край

120,0

69

Кемеровская область

110,0

70

Новосибирская область

112,2

71

Омская область

115,0

72

Томская область

114,3

73

Иркутская область

117,5

74

Забайкальский край

113,7

Дальневосточный федеральный округ

75

Республика Саха (Якутия)

115,4

76

Приморский край

113,7

77

Хабаровский край

114,6

78

Камчатский край

120,0

79

Амурская область

114,7

80

Магаданская область

115,0

81

Сахалинская область

120,0

82

Еврейская автономная область

116,0

83

Чукотский автономный округ

113,1

84

г. Байконур

120,0

К сведению

Олег Московский, руководитель рабочей группы «Общественный комитет по управлению просроченной задолженностью»

На рынке поставщиков электрической энергии, газа, воды, тепла сложилась ситуация, когда при ежегодном повышении тарифов на 15—20% коррупционная составляющая имеет довольно большую долю. В результате по итогам года мы неизменно наблюдаем рост сумм просроченной задолженности, исчисляемых десятками миллиардов рублей.

Существует практика поставок ресурсов через дочерние предприятия с уставным капиталом 10 000 руб. Затем они легко банкротятся, и процесс взыскания задолженности сводится к нулю. Также имеет место договоренность потребителей — юридических лиц с поставщиком об искусственной задержке платежей за потребленные энергоресурсы. Процесс взыскания долгов не запускается, поскольку всюду свои люди. В результате растет недоимка, требующая компенсации. Это ведет к повышению тарифов.