Недостоверный кадастр

| статьи | печать

При расчете земельного налога используются сведения о кадастровой стоимости земель, содержащиеся в государственном кадастре недвижимости. В кадастр сведения вносятся на основании данных, утвержденных актом органа исполнительной власти субъекта РФ. Если сведения о кадастровой стоимости, внесенные в кадастр, не совпали с данными акта, то какими сведениями должен руководствоваться налогоплательщик? Будет ли правомерно для расчета налога использовать сведения, указанные в акте органа власти? Или организации обязаны исчислять налог, безапелляционно исходя из данных кадастра?

Для ответа на эти вопросы следует разобраться в том, каков установленный действующим законодательством порядок определения кадастровой стоимости и использования ее для исчисления земельного налога.

Завершающий этап — кадастр

В соответствии со ст. 390 НК РФ налоговая база по земельному налогу определяется как кадастровая стоимость земельных участков, признаваемых объектом налогообложения. Кадастровая стоимость земель определяется в соответствии с земельным законодательством РФ. Для ее установления проводится государственная кадастровая оценка земель (ст. 66 Земельного кодекса РФ).

Под государственной кадастровой оценкой понимается совокупность действий, включающих в себя:

— принятие решения о проведении государственной кадастровой оценки;

— формирование перечня объектов недвижимости, подлежащих государственной кадастровой оценке;

— отбор исполнителя работ по определению кадастровой стоимости и заключение с ним договора на проведение оценки;

— определение кадастровой стоимости и составление отчета об определении кадастровой стоимости;

— экспертизу отчета об определении кадастровой стоимости;

— утверждение результатов определения кадастровой стоимости;

— опубликование утвержденных результатов определения кадастровой стоимости;

— внесение результатов определения кадастровой стоимости в государственный кадастр недвижимости (ст. 24.11 Федерального закона от 29.07.98 № 135-ФЗ «Об оценочной деятельности в Российской Федерации»).

Утверждают и опубликовывают результаты государственной кадастровой оценки земель органы исполнительной власти субъектов РФ по представлению территориальных органов Федерального агентства кадастра объектов недвижимости (п. 10 Правил проведения государственной кадастровой оценки земель, утвержденных постановлением Правительства РФ от 08.04.2000 № 316).

Утвержденные сведения о кадастровой стоимости объекта недвижимости вносятся в государственный кадастр недвижимости органом кадастрового учета на основании поступивших документов (ч. 5 ст. 4 и п. 11 ч. 2 ст. 7 Федерального закона от 24.07.2007 № 221-ФЗ «О государственном кадастре недвижимости»).

Существует точка зрения, что государственная кадастровая оценка завершается опубликованием акта органа исполнительной власти субъектов РФ, утверждающего результаты определения кадастровой стоимости. Фактически именно эти сведения являются налоговой базой по земельному налогу. Внесение сведений кадастровой стоимости в государственный кадастр недвижимости — лишь формальный этап процедуры.

Такой вывод противоречит закону, поскольку под государственной кадастровой оценкой понимается вся совокупность и последовательность действий, указанных в ст. 24.11 Федерального закона от 29.07.98 № 135-ФЗ. То есть итогом этой процедуры является именно внесение сведений о кадастровой стоимости в кадастр недвижимости.

В Налоговом кодексе РФ указано, что налогоплательщики-организации должны определять налоговую базу по земельному налогу самостоятельно на основании сведений именно из государственного кадастра недвижимости (п. 3 ст. 391 НК РФ).

Налоговое законодательство не предоставляет налогоплательщикам земельного налога право использовать для определения налоговой базы сведения о кадастровой стоимости, содержащиеся в актах органов исполнительной власти субъектов РФ.

Кроме того, суды указывают, что нормативные правовые акты органов исполнительной власти субъектов РФ об утверждении результатов государственной кадастровой оценки земель регулируют земельные, а не налоговые отношения, указанные акты не относятся к нормативным правовым актам о налогах и сборах (определения Верховного суда РФ от 09.12.2002 № 18-Г02-12, от 11.07.2007 № 57-Г07-6, постановление ФАС Северо-Кавказского округа от 23.07.2010 по делу № А32-24641/2008).

Таким образом, применение данных актов для целей налогообложения недопустимо.

Если несовпадение данных государственного кадастра недвижимости и акта органа исполнительной власти субъекта РФ вызвано чисто технической ошибкой, допущенной органом кадастрового учета при ведении кадастра, то осуществление кадастрового учета должно приостанавливаться. Техническая ошибка в сведениях подлежит исправлению в срок не более чем пять рабочих дней со дня ее обнаружения, в том числе со дня поступления в орган кадастрового учета такого заявления (ст. 26 и ч. 2 ст. 28 Федерального закона от 27.07.2007 № 221-ФЗ).

Берем в расчет утвержденные сведения

Вместе с тем обозначенная проблема обычно вызвана тем, что сведения о кадастровой стоимости в нарушение процедуры вносятся в кадастр еще до утверждения и опубликования акта местного органа власти.

Безусловно, налогоплательщик в таком случае вправе на основе подп. 12 п. 1 ст. 21 НК РФ, ст. 13 ГК РФ и ст. 198 АПК РФ обратиться в суд с требованием признать незаконными действия уполномоченного органа по внесению в государственный кадастр недвижимости недостоверных сведений (см., например, постановления Президиума ВАС РФ от 21.09.2010 № 7309/10, ФАС Северо-Кавказского округа от 14.09.2010 по делу № А32-12820/2009, Западно-Сибирского округа от 08.12.2009 по делу № А46-14772/2009).

Обязан ли налогоплательщик до вынесения судом решения о незаконности действий органа кадастра исчислить налог исходя из кадастровой стоимости, указанной в кадастре? Нет.

Это вытекает норм Конституции РФ и Налогового кодекса РФ, которые обязывают платить только законно установленные налоги и сборы. Налоги и сборы не могут быть произвольными и должны иметь экономическое основание. Недопустимы налоги и сборы, препятствующие реализации гражданами своих конституционных прав (ст. 57 Конституции РФ, п. 1, 3, ст. 3 и подп. 1 п. 1 ст. 23 НК РФ).

Конституционный суд РФ в своих постановлениях указывает, что налоги, взимаемые не на основе закона, не могут считаться «законно установленными». Применительно к актам органов государственной власти и органов местного самоуправления о налогах и сборах требование законно установленного налога и сбора относится не только к форме, процедуре принятия и содержанию такого акта, но и к порядку введения его в действие (постановления КС РФ от 18.02.97 № 3-П и от 08.10.97 № 13-П).

НК РФ не раскрывает понятия экономического основания налога, но арбитражные суды признают, что кадастровая стоимость есть проявление экономической характеристики земельного участка (постановление ФАС Западно-Сибирского округа от 16.12.2009 по делу № А46-12963/2009). Суды однозначно указывают, что налогообложение, не отвечающее требованиям ст. 3 НК РФ, является неправомерным (постановление Президиума ВАС РФ от 28.07.2009 № 3703/09).

В силу того что налогообложение на основе не утвержденных и (или) неопубликованных в установленном порядке сведений о новой кадастровой стоимости не может считаться правомерным, налогоплательщик вправе рассчитывать земельный налог в соответствии со старыми сведениями о кадастровой стоимости земельного участка, прежде указанными в государственном кадастре недвижимости. Претензии налоговых органов в дальнейшем можно с успехом опротестовать в судебном порядке. Такая практика у арбитражных судов есть (см., например, постановление ФАС Западно-Сибирского округа от 08.12.2009 по делу № А46-14772/2009).