1. Главная / Статьи 
ул. Черняховского, д. 16 125319 Москва +7 499 152-68-65
Логотип
| статьи | печать | 849

Если подрядчик — иностранная фирма...

Российское юридическое лицо заключило с польской организацией договор подряда. Работы выполняются польскими специалистами на территории России в течение трех недель. Российское юридическое лицо не оформляет разрешение на работу для этих специалистов.

1. Являются ли действия российского юридического лица незаконными?

2. Каково наказание за нарушение законодательства о привлечении иностранных работников и какой орган вправе его наложить?

О. Шаврина, юрисконсульт, г. Москва

1.Пунктом 4 ст. 13 Федерального закона от 25.07.2002 № 115-ФЗ «О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации» (далее — Закон) установлено, что работодатель и заказчик работ (услуг) имеют право привлекать и использовать иностранных работников только при наличии соответствующих разрешений.

Условия и порядок выдачи работодателям разрешений на привлечение иностранных рабочих закреплены в Положении о привлечении и использовании в Российской Федерации иностранной рабочей силы, утвержденном Указом Президента РФ от 16.12.93 № 2146.

С другой стороны, иностранцы могут заниматься трудовой деятельностью только при наличии у них разрешения на работу. Такие разрешения выдаются на основании Положения о выдаче иностранным гражданам и лицам без гражданства разрешения на работу, утвержденного Постановлением Правительства РФ от 30.12.2002 № 941. Получать это разрешение не нужно, если иностранец относится к одной из категорий, перечисленных в п. 4 ст. 13 Закона № 115-ФЗ.

В данном случае польские работники не принимаются в штат российской организации и договор подряда заключается не с ними, а с польским предприятием. Поэтому получить разрешение на привлечение иностранных работников и разрешение на работу в нашей стране для них российская организация не обязана.

2.Организация, которая уклоняется от оформления необходимых разрешений для иностранных специалистов, совершает административное правонарушение, предусмотренное п. 1 ст. 18.10 КоАП РФ.

Согласно этой статье нарушение юридическим лицом правил привлечения и использования в Российской Федерации иностранной рабочей силы влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от десяти до двадцати пяти минимальных размеров оплаты труда (МРОТ); на должностных лиц — от двадцати пяти до ста МРОТ; на юридических лиц — от пятисот до двух тысяч МРОТ.

Кроме этого, в зависимости от обстоятельств совершенного проступка должностным лицам организации-работодателя может грозить ответственность и по ст. 18.9 КоАП РФ за нарушение правил пребывания иностранных граждан или лиц без гражданства (непринятие мер для своевременной регистрации иностранца, предоставление работнику-«нелегалу» жилья или транспорта и др.). Работодателю придется оплатить и расходы органов МВД РФ по выдворению из России иностранцев, незаконно принятых на работу (п. 4 Указа Президента РФ от 16.12.93 № 2146).

Самим же иностранным гражданам нелегальная трудовая деятельность в настоящее время грозит штрафом в размере от десяти до двадцати пяти МРОТ, а также депортацией за пределы Российской Федерации (п. 2 ст. 18.10 КоАП РФ).

Составлять протокол по ст. 18.10 КоАП РФ и выносить постановление об административном выдворении иностранцев имеют право сотрудники органов внутренних дел (подп. 1 п. 2 ст. 28.3 КоАП РФ и п. 2 ст. 39 КоАП РФ), а решение о привлечении к ответственности за данное правонарушение выносят судьи (п. 1 ст. 23.1 КоАП РФ).