Энергоэффективность оплатим все

| статьи | печать

Министр энергетики Сергей Шматко сообщил журналистам, что «принципиально одобрена» государственная программа по энергосбережению. Официального документа еще нет. И пока эксперты теряются в догадках «почему?», россияне думают, устанавливать приборы учета воды, газа, тепла или нет.

На реализацию программы в бюджет 2011 г. заложено 7 млрд руб. В последующие годы предусматривается выделить из федерального бюджета 135 млрд руб.

На 83 субъекта РФ ложатся 83% бюджетных расходов

Суть программы предельно проста — к 2020 г. по сравнению с 2007 г. уменьшить энергоемкость ВВП страны не менее чем на 40%. Реализация намеченного разбита на два этапа. До 2015 г. надо осуществить переход на энергоэффективный путь развития экономики. Итог первого этапа — снижение энергоемкости ВВП России на 13,5%. На втором этапе страна будет развивать свою экономику по энергоэффективному пути и в течение последующих пяти лет «доберет» еще 27%.

Определена сумма финансирования программы — 9,5 трлн руб. Из них 760 млрд руб. — бюджетные средства и 8,8 трлн руб. — внебюджетные источники. 83% бюджетных расходов ложатся на 83 бюджета субъектов Федерации. Помимо прямых финансовых затрат запланировано предоставление государственных гарантий по кредитам/займам корпоративному сектору, оформляемым на реализацию инвестиционных проектов по повышению энергетической эффективности. Общая сумма гарантий — 303 млрд руб. Госгарантии будут выдаваться бизнесу по специальным целевым соглашениям. Крупные корпорации смогут кредитоваться на приобретение энергоэффективного оборудования для промышленности, электростанций и электросетевых объектов, систем теплоснабжения, а энергосервисные компании будут брать займы для реализации проектов на объектах бюджетного и жилищного фондов.

Расходы лягут на собственников жилья

По экспертным оценкам, примерно 70% возможного объема энергоресурсосбережения страны приходится на ЖКХ. Не менее 100 млн т условного топлива в год составляет потенциал энергосбережения в жилищной сфере. И износ коммунальной системы официально оценивается Минрегионразвития России более чем в 70%. Теплопотери, например, в крупнопанельных жилых домах разных серий доходят до 34%. Это отрасль с колоссальными и нереализованными резервами. К тому же с высокой нормой энергоэффективности жилых зданий. По существующим СНиПам она составляет 190—210 кВт.ч/кв. м в год. В странах ЕС этот показатель в пределах 130—145, в США — 145—160 кВт.ч/кв. м в год. Ссылки на климатические и природные условия ни при чем. В расположенной южнее Украине — 210—270 кВт.ч/кв. м в год, а в жарком Туркменистане — и того более. А в северных от России Швеции — 85—100, Норвегии — вовсе 55—70 кВт.ч/кв. м в год.

Собственники помещений в многоквартирном доме могут потребовать от лица, ответственного за содержание здания, осуществлять меры по снижению используемых в их доме энергоресурсов. К тому же управляющие компании согласно постановлению Правительства РФ от 23.08.2010 № 646 «О принципах формирования органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации перечня мероприятий по энергосбережению и повышению энергетической эффективности в отношении общего имущества собственников помещений в многоквартирном доме» обязаны проводить мероприятия по энергосбережению и повышению энергетической эффективности, включенные в утвержденный перечень. Пренебрежение пожеланиями граждан чревато для управляющих контор и их руководителей штрафными санкциями.

Это в теории. На практике люди не спешат создавать товарищества собственников жилья, не говоря уже о выдвижении коллективных претензий. А предъявление требования неизбежно, ибо принятый год назад Федеральный закон от 23.11.2009 № 261-ФЗ обязывает владельцев жилых домов, собственников помещений в многоквартирных домах завершить оснащение занимаемого жилого пространства приборами учета используемых воды, природного газа, тепловой энергии, электрической энергии и ввести их в действие до 1 января 2012 г.

Минрегион уже предлагал повысить коммунальные тарифы для квартиросъемщиков, не желающих пользоваться счетчиками, но очень быстро отказался от «инновационной инициативы». Видимо, чиновники поняли, что нельзя заставлять людей платить за сверхнормативное потребление ресурсов энергорасточительными зданиями. А может, эксперты и практики убедили столоначальников, что наличие приборов учета одновременно у поставщиков ресурсов и конечных потребителей разорит управляющий в ЖКХ бизнес.

Как бы то ни было, семейные кошельки все равно будут тощать. Надо купить приборы, оплатить установку, потом платить за обслуживание. И где гарантия, что датчики окажутся именно того порядка, чтобы не менять их через год-два. Технологии «умного дома» требуют оснащения приборов учета устройствами передачи показателей в электронный центр сбора данных.

Это полбеды. Собственникам надо еще потратиться на утепление и гидроизоляцию домов, построенных во время иного отношения к вопросам энергоэффективности. Иначе управляющим компаниям и товариществам собственников грозят те же штрафные санкции, что и при невыполнении требований жильцов.

При любом раскладе за энергосберегающие инновации платить будем все.