1. Главная / Статьи 
ул. Черняховского, д. 16 125319 Москва +7 499 152-68-65
Логотип
| статьи | печать | 2688

Россияне не любят платное ТВ из-за повторов

Уровень проникновения платного телевидения по кабельным и спутниковым каналам в России на 19 п.п. меньше, чем в домохозяйствах Западной Европы. Участники рынка полагают, что сдерживающими факторами для развития этого сектора являются нестабильное экономическое положение страны и неправильное позиционирование сервиса среди населения. По мнению потребителей, спрос на услуги платного ТВ ограничивается недостатком качественного контента, бесконечными повторами передач и отсутствием возможности индивидуального формирования пакета телеканалов.

Тенденции и проблемы развития индустрии платного ТВ участники рынка и эксперты обсудили в ходе онлайн-конференции, организованной компанией «Финам». Как показало исследование, проведенное J’son & Partners Consulting (J&P), в телекоммуникационной структуре России платное телевидение по объему доходов от физических лиц входит в пятерку главных локомотивов отрасли. Платное ТВ стало неотъемлемой частью повседневной жизни российских граждан. На десять домохозяйств в России приходится три телевизора, подключенные к платному ТВ. Это в 14 раз меньше, чем SIM-карт, приходящихся на десять домохозяйств, но соизмеримо с количеством компьютеров, имеющих широкополосный доступ в Интернет.

По оценкам J&P, к концу 2010 г. объем рынка платного телевидения в России составит 940 млн долл., что на 14% больше, чем в 2009 г. При этом количество домохозяйств, пользующихся услугами платного телевидения, в 2010 г. достигнет 16,3 млн. Для сравнения: в 2008 г. рынок платного ТВ составлял около 780 млн долл., на конец 2009 г. —порядка 830 млн долл.

Темпы развития платного ТВ в регионах в целом соответствуют общероссийским показателям и коррелируют с уровнем проникновения сервиса. Наибольший прирост абонентской базы платного телевидения, обусловленный низким уровнем проникновения сервиса, наблюдается в регионах Дальневосточного и Южного федеральных округов — 23 и 22% соответственно.

Устойчивый рост спроса эксперты объясняют тем, что неэфирное ТВ стало доступным альтернативным видом досуга по сравнению с посещением театра, кино и развлекательных центров. Кроме того, оптимистичные прогнозы обусловлены тем, что данный сектор еще не достиг насыщения. По предварительным оценкам, к концу 2010 г. уровень проникновения платного телевидения в России составит 31% от общего количества домохозяйств. При этом в странах Западной Европы данный показатель свыше 50%.

По мнению экспертов, отставание России объясняется ее нестабильным экономическим положением, а также неправильным позиционированием услуги платного телевидения среди населения. «Российская аудитория привыкла воспринимать телевидение как бесплатную услугу, в связи с чем существует некий барьер у большей части населения перехода на платное телевидение», — отметила в ходе конференции Светлана Емельянова, консультант J'son & Partners Consulting. По ее словам, средняя абонентская плата за услуги платного ТВ за 1-е полугодие 2010 г. составила 220 руб. в месяц, средняя цена стандартного оборудования для платного цифрового телевидения — порядка 5700 руб., спецсредств, позволяющих смотреть телевидение в HD-качестве, — более 7000 руб. При этом большинство операторов предлагают своим абонентам оборудование в аренду с последующей возможностью выкупа, что позволяет избежать пользователю больших единовременных затрат на подключение услуги.

Зрители недовольны контентом

Потребители услуг платного ТВ находят другие причины, препятствующие популяризации платного телевидения. «Платные ТВ-каналы, как, впрочем, и остальные, хотят быть прибыльными уже на следующий день после запуска. Поэтому крутят, что подешевле. Закупать качественные программы жалко. Контента — нуль. Даже деловые каналы повторяют одни и те же передачи до посинения», — сказал один из участников конференции.

Другая особенность российского кабельного и спутникового телевидения, которая не устраивает пользователей: подключиться к желаемому каналу можно только заплатив за базовый и (или) тематический пакет. «Без базового пакета, куда собрано все что не лень, невозможно заказать ни одного интересного мне телеканала. В каждом тематическом пакете до 90% мусора. Топовые каналы раскиданы по одному-два на пакет. И провайдеры категорически отказываются от синтетического пакета за разумную плату», — возмутился зритель.

По словам участников рынка, проблема качественного наполнения платных ТВ-программ будет решаться с выходом в вещание новых телеканалов и с развитием конкуренции. Сегодня количество эфирных телеканалов в каждом регионе России может колебаться в среднем от 6 до 25. Платное телевидение предлагает в среднем 83 канала в цифровом формате и около 60 в кабельном аналоговом формате.

«Поддержание качественного, интересного и в чем-то уникального наполнения канала — одна из ключевых составляющих успеха. Точно попадать в своего зрителя, а не размазывать общую кашу для всех сразу. Наше эфирное ТВ долгие годы жило без конкуренции, теперь ему приходится делиться аудиторией, очень многие отказываются смотреть ТВ именно из-за того, что там видели и видят», — обнадежила зрителей директор по развитию «Эксперт-ТВ» Елена Крылова. По ее оценке, в марте 2009 г. в России работало 217 платных телеканалов, сегодня доступно 276, в будущем их число может достигнуть тысячи.

Есть и неблагоприятный сценарий развития событий. Пока число телеканалов растет, количество кабельных операторов уменьшается. Значит, о развитии конкуренции говорить пока не приходится. «Рынок идет по пути консолидации, крупные операторы приобретают небольшие кабельные сети. Кроме того, существует географическая экспансия операторов в близлежащие регионы. К моменту перехода страны на цифровое телерадиовещание основные консолидационные процессы будут завершены, и в России останется несколько крупных кабельных и спутниковых операторов», — предупредил Денис Лобанов, управляющий директор ЗАО «АКАДО-Столица».

Спрос на платное телевидение формируется за счет качественного уникального контента. Поэтому, чтобы улучшить финансовые показатели, участникам рынка придется заняться совершенствованием содержания эфиров. Кстати, основной доход ТВ-компании получают именно от подписки. Например, по данным телеканала A-ONE, в 2009 г. доля подписки в общих доходах неэфирных каналов составила 75,6%, в то время как доля рекламы всего 24,4%.

Важно

Динамику портит законодательство

В ходе конференции эксперты выявили основные риски развития отечественного рынка платного телевидения. Как оказалось, большинство их них связано с тем, что российское законодательство не успевает за развитием технологий. «Сегодня вся законодательная база, в соответствии с которой работают участники рынка, описывает реалии 20-летней давности. Это и выдача не более двух вещательных лицензий на одно юридическое лицо, и неопределенность понятий „вещание“, „трансляция“, „ретрансляция“, а также понимание того, кем же все-таки является кабельный оператор — вещателем, агрегатором контента или оператором связи», — заявил Д. Лобанов. Он подчеркнул, что такое понимание существует среди участников рынка, но отсутствует у регулятора в виде нормативных актов.

С тем, что законодателям нужно ускорить обновление нормативной базы, согласились и другие специалисты. «У нас до сих пор никак не лицензируется цифровое вещание, то есть фактически оператор может подавать и подает в одной аналоговой частоте до восьми цифровых каналов, но лицензию на эту частоту может получить только один из них, всем остальным будет отказано и их вещание в данной сети будет незаконным. Принцип „кто первый встал, того и тапки“ как-то не очень ассоциируется с цивилизованным подходом к вопросу появления цифрового вещания как такового», — добавила Е. Крылова.

По ее словам, другая группа рисков связана с техническим развитием вещательных сетей. Например, при падении спутника может произойти отказ в вещании на определенной территории. Чтобы избежать этого риска, необходимо дублировать канал доставки, что является дорогим удовольствием.