Во сколько обойдется реформа потребителям электричества?

| статьи | печать

Сейчас активно обсуждаются принципы и правила нового розничного рынка, его целевая модель. Идет поиск компромиссных решений, которые удовлетворяли бы все стороны — производителей, поставщиков и потребителей элетроэнергии при условии обеспечения качественного и надежного энергоснабжения. В дискуссии принимает участие и Некоммерческое партнерство гарантирующих поставщиков и энергосбытовых компаний.

Целевая модель розничного рынка будет реализовывать следующие возможности:

  • право каждого потребителя при соблюдении определенных требований (отсутствие задолженности, урегулирование вопросов подключения к сети, наличие соответствующего учета) переходить к конкурирующей сбытовой компании;
  • широкий спектр тарифных меню, предлагаемых сбытовыми компаниями (сейчас тарифные меню регулируются государством);
  • переход от жесткого регулирования розничного рынка к более мягкому регулированию, существующему на большинстве рынков (в том числе замена прямого регулирования величины сбытовой надбавки косвенным путем контроля со стороны антимонопольной службы).

Коммерческий учет на рознице

При переходе к целевой модели розничного рынка ключевым становится вопрос организации почасового учета у потребителей и внедрения умных счетчиков. Поскольку цены оптового рынка изменяются в почасовом режиме, внедрение почасового учета на рознице позволило бы более точно донести ценовые сигналы до потребителя, предложить потребителю более широкую линейку тарифного меню.

Как это работает и во что обойдется потребителю? Самый простой вариант — установка мелкому коммерческому потребителю (включая ларьки) прибора учета, хранящего данные о потреблении каждого часа, замеренном в течение месяца (его называют профилем потребления). Раз в месяц приезжает контролер с ноутбуком, подключается к прибору учета и списывает все 720 почасовых показаний. Цена такого варианта с установкой — 4000—5000 руб. на точку учета.

Другой вариант — данные от счетчика поступают напрямую на компьютер потребителя и энергоснабжающей организации, в том числе путем передачи данных по сотовой сети (GPRS). Этот вариант применим для более крупных потребителей с несколькими точками учета. Счетчик со встроенным модемом с установкой обойдется в 12 000—15 000 руб. Более сложные промышленные системы коммерческого учета будут стоить дороже. Данная система позволяет организовать текущий контроль за режимом потребления, потребитель может увеличивать или снижать потребление в каждом часе в зависимости от цены на рынке.

В связи с требованиями Федерального закона от 23.11.2009 № 261-ФЗ «Об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности...» могут получить распространение автоматизированные системы коммерческого учета энергии многоквартирных домов (АСКУЭ МКД). Такие системы позволят в любой момент снимать показания приборов учета на вводе в многоквартирный дом и у индивидуальных потребителей внутри дома — жильцов и юридических лиц, снижать внутридомовые потери и исключать несанкционированное потребление энергии.

Ликвидация перекрестного субсидирования и введение социальной нормы

В настоящее время фактически установленный тариф для населения на электроэнергию существенно ниже себестоимости ее производства, передачи и сбыта (так называемого экономически обоснованного тарифа). Электроэнергия обходится населению в среднем в 2,32 руб./кВт.ч, в то время как мелкие коммерческие потребители на низком напряжении оплачивают ее реальную стоимость — 3,5—4,5 руб./кВт.ч. Недостающие средства компенсируются за счет более высокого тарифа для промышленности, что приводит к снижению ее конкурентоспособности. Многие потребители считают тариф для населения высоким по сравнению с советскими временами. Однако это не так. В СССР тариф на электроэнергию составлял 4 коп./кВт.ч. То есть человек со стандартной советской зарплатой 120 руб. в месяц мог купить 3000 кВт.ч. Сейчас при среднем тарифе для населения около 2,32 руб./кВт.ч. (по данным Росстата) для покупки 3000 кВт.ч нужно иметь зарплату всего 7000 руб. в месяц. Россиянин, получающий среднюю по стране зарплату около 17 000 руб., может приобрести 7300 кВт.ч — столько, сколько в советское время человек с зарплатой 292 руб. в месяц.

Перекрестное субсидирование будет снижаться путем введения социальной нормы потребления. В итоге каждый бытовой потребитель будет знать, что определенное количество киловатт-часов в месяц он оплатит по обычному тарифу, а потребленное сверх того — по экономически обоснованному, который в 1,5—2 раза выше. Это помимо снижения нагрузки на промышленность будет стимулировать распространение в быту энергосберегающих ламп и техники с высшим классом энергоэффективности, как предусмотрено Федеральным законом «Об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности...».

Идут активные дискуссии, на основании чего определять величину этой социальной нормы. Необходимо найти разумный компромисс между интересами всех сторон — населения, промышленности и сбытовых компаний.

Дифференциация и увеличение сбытовой надбавки

Одной из составляющих перекрестного субсидирования является недифференцированная сбытовая надбавка гарантирующего поставщика. Это значит, что сбытовая надбавка в копейках за киловатт-час одинакова для любого потребителя, которому гарантирующий поставщик продает электроэнергию. Например, сбытовая надбавка ОАО «Смоленскэнергосбыт» — гарантирующего поставщика на территории Смоленской области составляет 9,2 коп./кВт.ч (в среднем около 3% выручки). При этом независимо от типа потребителя (крупный завод или маленький дом) сбытовая надбавка на 1 кВт.ч одинакова. В то же время реальная себестоимость обслуживания населения в расчете на 1 кВт.ч существенно выше и составляет 20 коп./кВт.ч и более. Себестоимость обслуживания различных групп промышленных и коммерческих потребителей ниже. В результате гарантирующий поставщик становится искусственно неконкурентоспособен по сравнению с независимыми сбытовыми компаниями, выхватывающими у него наиболее крупных, платежеспособных и дешевых в обслуживании потребителей. Самостоятельно дифференцировать сбытовую надбавку гарантирующий поставщик не может, поскольку жестко регулируется региональными органами и контролируется антимонопольной службой. Без дифференциации сбытовой надбавки переход к рынку электроэнергии в рознице невозможен.

Помимо дифференциации сбытовая надбавка нуждается в увеличении. Точнее, она должна определяться на рынке путем конкуренции сбытовых компаний. Как показывает практика, обычная надбавка на рознице при продаже любых товаров — не менее 10% (сейчас гарантирующие поставщики существуют на 2—4%). Увеличение сбытовой надбавки позволило бы активно внедрять умный учет, строить современные центры обслуживания клиентов (ЦОК), где клиент мог бы не только заплатить за электроэнергию, но и приобрести прибор учета с установкой, сопутствующие электротехнические товары по доступным ценам и с грамотной консультацией, заказать услугу энергоаудита или заключить энергосервисный договор, оплатить квитанции ЖКХ, заплатить за Интернет и сотовую связь. Такие центры востребованы в небольших городах и районных поселках. Как показал опыт ОАО «Смоленскэнергосбыт», при открытии ЦОК поток посетителей возрастает в разы, исчезают очереди в кассу, повышается уровень сервиса.

Проблема неплатежей

Задолженность потребителей на розничном рынке за электроэнергию составляла на начало сентября около 100 млрд руб. Соответственно гарантирующие поставщики и энергосбытовые компании задолжали генерирующим компаниям на оптовом рынке электроэнергии около 23 млрд руб. Существует также задолженность и сетевым компаниям за услуги по передаче. Но значительную часть задолженности потребителей на розничном рынке гарантирующим поставщикам приходится финансировать за счет собственного оборотного капитала и из заемных средств. Поскольку ставки процентов по кредитам, которые берут гарантирующие поставщики (9—12%), существенно превышают величину их сбытовой надбавки (2—4%), то наличие значительной задолженности у потребителя фактически приводит к тому, что такого потребителя гарантирующий поставщик обслуживает себе в убыток.

К сведению

О Некоммерческом партнерстве

Некоммерческое партнерство гарантирующих поставщиков и энергосбытовых компаний (НП ГП и ЭСК) — крупнейшая некоммерческая организация в российской электроэнергетике, добровольное объединение сбытовых компаний (поставщиков электроэнергии для населения, промышленности, малого бизнеса), объем продаж электроэнергии которых составляет более половины всего энергопотребления России. Энергосбытовые компании — компании, приобретающие электроэнергию у генерирующих компаний и отдельных электростанций на оптовом и розничном рынках, оплачивающие услуги транспорта до точки потребления и продающие электрическую энергию конечным потребителям по договорам энергоснабжения. Гарантирующие поставщики (ГП) — энергосбытовые компании, которые согласно своему статусу обязаны заключить договор с любым потребителем, не нашедшим иного поставщика электроэнергии на территории, где действует соответствующий ГП. Гарантирующие поставщики имеют регулируемую сбытовую надбавку, а также публичные (одинаковые для всех потребителей одной группы) условия договора энергоснабжения. Финансовое состояние ГП контролируется региональными органами власти.