1. Главная / Статьи 
ул. Черняховского, д. 16 125319 Москва +7 499 152-68-65
Логотип
| статьи | печать | 1418

Регионам сказали, где деньги брать, а где и просить не стоит

Международный форум «Сочи-2010» запомнится не только высокими показателями подписанных инвестиционных соглашений — 376 договоров на общую сумму 768 млрд руб. В курортной столице России обсуждались новые подходы к региональной политике, которая должна создать благоприятные условия для привлечения инвесторов в субъекты Федерации. И, что самое замечательное, такие подходы удалось найти.

В сфере региональной политики, по оценкам участников форума, давно назрела потребность в новых идеях, радикально меняющих традиционные подходы. Первый вопрос, четкий ответ на который должна дать региональная политика: кому из субъектов Федерации держава будет помогать?

Возможно, считает глава Минрегиона России Виктор Басаргин, настало время отказаться от курса на выравнивание уровней развития регионов и модели, основанной на поддержке лишь регионов-локомотивов. Ведь можно использовать инструменты, сочетающие как поддержку депрессивных и отсталых территорий на новых принципах, так и поддержку регионов-лидеров. В пользу такого подхода говорит и мировой опыт.

Сама концепция региональной политики будет ориентироваться на стимулирование точек роста на всех территориях, поощрение реального роста экономики и социальной сферы.

Чтобы выделить такие территории, одних существующих методов типологизации и оценок развития регионов уже недостаточно, поскольку они не вполне отвечают современным требованиям.

При оценке эффективности работы руководства субъектов Федерации региональное ведомство планирует перейти на специальную методику определения поощряемых регионов. Она будет учитывать одновременно и динамику, и достигнутый уровень эффективности деятельности местных органов власти. Это станет еще одним инструментом стимулирования регионального развития.

Как помогать регионам

Главным механизмом в России для стимулирования инвестиций в регионах всегда были концентрация и перераспределение ресурсов, ключевыми из которых являются бюджетные средства.

В современных условиях, уверены участники форума, совершенствование системы межбюджетных отношений должно предполагать активные формы стимулирования. Не безвозмездные трансферты, а максимально стимулирующие использование и активизацию собственного потенциала регионов меры федеральной поддержки.

Целесообразно также создавать готовые финансовые продукты или пакеты услуг. Они могут включать в себя внебюджетные ресурсы и предоставляться бизнесу на определенных условиях для реализации проектов развития территорий, способных изменить структуру региональной экономики в пользу отраслей высокотехнологического уклада.

Финансовая помощь центра важна, но есть ряд механизмов, не требующих федеральных средств. В регионе должны быть инвестиционные возможности, благоприятные условия для привлечения инвесторов. Причем на сегодняшний день в субъектах Федерации существует немало конкретных примеров формирования позитивного инвестиционного климата.

По словам губернатора Краснодарского края Александра Ткачева, в борьбе за инвестора в ход идут все козыри региона. Это и внимательное отношение к инвесторам со стороны администрации края, и диверсификация экономики, и развитая транспортная система. Во многом формирует тропический бизнес-климат края именно Сочинский форум. Это настоящая ярмарка инвестиционных проектов, ради которой на Кубань съезжаются бизнесмены со всего мира.

Успешной оказалась работа руководства Калужской области и Татарстана по реализации масштабных инвестиционных проектов. В этих регионах созданы адекватные условия для бизнеса и необходимая инфраструктура. Подобный опыт необходимо тиражировать по всей стране.

В рамках нового формата региональной политики предполагается отрабатывать новации посредством пилотных проектов, а также совершенствовать и расширять использование механизмов государственно-частного партнерства.

Зачастую, чтобы такие шаги стали по-настоящему эффективными, достаточно системной нормотворческой работы. Например, модернизация «Водоканала» в Санкт-Петербурге. Для запуска проекта потребовалось лишь принять региональный закон, гарантирующий инвестору включение в тариф инвестиционной составляющей в течение десяти лет.

Перепись инструментов

На сегодняшний момент известно много инструментов государственной поддержки инвестиционных проектов. Их используют различные органы власти, для каждого инструмента существуют собственные процедуры отбора проектов, критерии эффективности и порядок контроля. Концепция совершенствования региональной политики в Российской Федерации предлагает обеспечить координацию и взаимоувязку всех инструментов в рамках одного проекта, а саму координацию возложить на Минрегион.

Основу долгосрочного инвестиционного планирования в федеральных округах должно составить выделение зон опережающего экономического роста, иными словами, выявление потенциальных точек роста региональной экономики. Здесь в качестве одного из инструментов стимулирования территориальной инвестиционной активности выступает создание инфраструктурно-индустриальных кластеров. Очень важно при реализации крупных региональных проектов использовать их в качестве якорных. Нужно заранее прорабатывать все дополнительные возможности, связанные с реализацией таких проектов, вовлекая в них все потенциальные сопутствующие бизнес-направления.

В ближайшем будущем региональное ведомство предполагает выйти на стройную систему документов стратегического планирования, согласованных и взаимоувязанных друг с другом.

Сейчас уже ведется работа по подготовке стратегий социально-экономического развития федеральных округов и макрорегионов. В них особое внимание уделяется реализации межрегиональных проектов, базирующихся на так называемом поле общих интересов различных территорий.

В рамках этих документов стратегии развития субъектов Федерации должны согласовываться между собой и со стратегиями развития отраслей экономики и социальной сферы страны.

Составляющей стратегического планирования станет учет использования механизмов государственно-частного партнерства. Именно на этой стадии должны достигаться и фиксироваться взаимные обязательства сторон.

Еще один важный аспект — необходимость взаимоувязки стратегического и территориального планирования. В этих целях стратегии развития регионов должны стать основой для разработки схем территориального планирования субъектов Федерации. Данный принцип заложен в проект закона «О государственном стратегическом планировании».

Названные меры позволят обеспечить предсказуемость развития территорий для инвесторов и перейти к долгосрочному планированию своих вложений.

Основные из предложенных взглядов сформулированы в Концепции совершенствования региональной политики в Российской Федерации. Документ, конечно, потребует дополнительного обсуждения, в том числе по мерам повышения инвестиционной активности в регионах.

Важно

Важнейшие документы региональной политики

В настоящее время Правительство РФ утвердило:

  • Стратегию социально-экономического развития Дальнего Востока и Байкальского региона на период до 2025 г.;
  • Стратегию социально-экономического развития Сибири на период до 2020 г.;
  • Комплексную стратегию социально-экономического развития Северо-Кавказского федерального округа до 2020 г.

    В Правительство РФ внесен проект стратегии социально-экономического развития Приволжского федерального округа на период до 2020 г.

    Ведется разработка проектов стратегий социально-экономического развития Южного, Центрального, Северо-Западного и Уральского федеральных округов.

    К сведению

    Информация по теме

      По итогам работы 9-го Международного инвестиционного форума «Сочи-2010» подписано 376 соглашений. Общая сумма подписанных договоров в рамках форума составила 768 млрд руб., в том числе:

    • 26 субъектов РФ подписали 88 соглашений на сумму 240 млрд руб. (без учета Краснодарского края) , из них регионы Южного федерального округа заключили 20 соглашений на общую сумму 17,8 млрд руб. (Республика Адыгея — 14,8 млрд руб., Ростовская область — 3 млрд руб.);
    • Краснодарским краем заключено 257 соглашений на общую сумму 382 млрд руб. (администрацией края было подписано 43 соглашения на сумму 182 млрд руб. и муниципалитетами — 214 соглашений на общую сумму 200 млрд руб.).

    Изменения в основных каналах помощи субъектам Федерации в рамках региональной политики

    • Переход от системы перераспределения бюджетных ресурсов к активным формам стимулирования регионального и муниципального развития.
    • Создание готовых финансовых продуктов или пакетов услуг, включающих как бюджетные ресурсы, так и ресурсы банковского сектора, инвестиционных компаний.