1. Главная / Статьи 
ул. Черняховского, д. 16 125319 Москва +7 499 152-68-65
Логотип
| статьи | печать | 2269

«Океаны» пошли ко дну

Сегодня можно констатировать, что широко разрекламированная Федеральным агентством по рыболовству (Росрыболовство) кампания по открытию в российских городах сети из 250 рыбных магазинов «Океан» в 47 регионах с доступными всем россиянам ценами с треском провалилась.

Эйфория губернаторов мгновенно улетучилась

Крупный специализированный рыбный магазин «Океан» в Санкт-Петербурге, который в торжественной обстановке в ноябре прошлого года открыла губернатор Северной столицы Валентина Матвиенко, не пережил даже лета текущего года. В конце августа на дверях магазина появилась скромная табличка «Закрыто по техническим причинам». В Москве и других крупных городах и вовсе обошлись без объявлений. Без регулярной доставки дешевой рыбы напрямую от промысловых компаний «Океаны» быстро обмелели.

Озвученная главой Росрыболовства Андреем Крайним в начале прошлого года концепция возрождения работавших в советское время магазинов «Океан» предполагала, что цены в них будут на 30—40% ниже среднерыночных за счет прямых поставок от производителей и минимальных арендных платежей за торговые площади. Намечалось, что магазины появятся во всех городах-миллионниках и прибрежных городах. Концепция предусматривала открытие к 2012 г. 250 магазинов в 47 регионах.

В итоге Росрыболовство рассчитывало обеспечить дополнительный объем закупок рыбной продукции у отечественных производителей в объеме более 120 000 т в год, увеличить оборот в отрасли более чем на 10,5 млрд руб.

Поначалу главы многих регионов с энтузиазмом восприняли инициативу рыбного ведомства, рассчитывая на бюджетную поддержку проекта федерального центра. Но прошло всего несколько месяцев, как эйфория губернаторов улетучилась. Обязанности региональных властей по предоставлению льготной аренды помещений под магазины «Океан» сохранились, а финансовой поддержки федерального бюджета никто на местах не получил. Да и прямые поставки дешевой рыбной продукции непосредственно от промысловых компаний застопорилась из-за множества прорех в логистической цепочке от промысловика до магазина. В частности, владелец петербургского «Океана» ООО «Рыбный магазинъ» отказался от проекта, как сообщил управляющий Роман Черствов. Дело в том, что для обеспечения рентабельности требовалось открыть еще не менее десяти магазинов, в то время как поставщики не обеспечивали свежей продукцией даже одну торговую точку.

«Это лето показало уязвимые места магазинов фирменной торговли — около половины рыбных хозяйств не выполняли обязательств по поставкам, — говорит исполнительный директор ООО „Рыбный магазинъ“ Жанна Кириленко. — Для магазина, который делал акцент на российской рыбе, это стало тяжелым испытанием».

Аналогичная ситуация и с московскими «Океанами». Выяснилось, что никаких преференций и льгот в бюджетах Санкт-Петербурга и Москвы для них не предусмотрено. Магазины благополучно прекратили свою рыбную специализацию.

Судя по поступающей в Росрыболовство информации с мест, не лучше положение дел и в других регионах.

Не в свои сани

Росрыболовство, столкнувшись с определенными трудностями в реализации проекта «Океан», озвучило в прошлом году еще одну программу. Глава ведомства тогда сообщил, что принято решение организовать торговлю рыбой в Москве и Санкт-Петербурге из передвижных киосков. Причем цены там, как обещал А. Крайний, будут в два раза ниже рыночных. По его словам, одна из московских компаний готовит к выводу на данный момент 300 таких передвижных магазинов. В них «будет продаваться свежая, охлажденная, замороженная рыба и готовые блюда из рыбы. Первые точки в столицах появятся до конца 2009 г.».

На календаре сентябрь 2010 г., а передвижных «Океанов» ни в Москве, ни в Санкт-Петербурге нет. Как заметил А. Крайний, уловы так и не добрались до обеих столиц: не готова логистическая инфраструктура.

С самого начала этого рыбного эксперимента многие аналитики рыбной отрасли высказывали вполне обоснованные сомнения в реальной возможности его реализации.

«Я очень сомневаюсь в практической возможности исполнения этой концепции», — говорила тогда аналитик ИК RMG Екатерина Андриянова. По ее словам, «есть общие сомнения на рынке, что специализированные магазины смогут конкурировать с крупными сетями».

«Проблема заключается в длинной цепочке посредников, через которую должна пройти рыба, прежде чем попасть к потребителям, — поясняет руководитель Союза предприятий рыбного хозяйства России Тимур Митупов. — Например, если в Мурманске килограмм мойвы стоит 17 руб. 50 коп., то в московских магазинах ее стоимость возрастает как минимум в пять раз».

По мнению генерального директора управляющей компании «Система» Евгения Якушина, «создание новой сети специализированных магазинов не могло совершить великого переворота. Эта инициатива хороша в качестве дополнительного плюса в копилку антикризисных мер. Я считаю, что сеть должна управляться частным бизнесом. Если собственником будет государство, идея обречена — мы увидим на прилавках „Океана“, как в советские времена, полтора хвоста хека».

В последнее время и ответственные представители Росрыболовства признали, что проект не состоялся.

К сведению

По данным исследования GLOBAL REACH CONSULTING, рынок рыбы и рыбопродуктов — один из наиболее динамично развивающихся секторов российской розничной торговли. Это подтверждает рост на 48,4% объемов розничной продажи рыбы и рыбной продукции в 2009 г. Тенденция роста объема розничной продажи сохраняется уже на протяжении всего последнего десятилетия, и ежегодно рост составляет в среднем от 20 до 50%.

Абсолютным лидером по продаже рыбы и рыбной продукции является Центральный федеральный округ, почти треть всего объема розничных продаж рыбы и рыбопродуктов в России приходится на Москву. В 2009 г. рост розничных продаж в стоимостном выражении здесь составил 46%. На втором месте по объемам розничных продаж рыбы — Приволжский федеральный округ.

Источник: РБК