Пенсионный фонд готов проверять и штрафовать

| статьи | печать

Летом были обнародованы два документа, которые могут быть интересны всем плательщикам страховых взносов. Правление ПФР выпустило для своих территориальных органов рекомендации, как грамотно привлекать проштрафившихся плательщиков к ответственности и как проводить выездные проверки.

C 2010 г. страховые взносы уплачиваются по новым правилам — в соответствии с Федеральным законом от 24.07.2009 № 212-ФЗ (далее — Закон № 212-ФЗ). В начале года плательщиков особенно не дергали, поскольку и сами фонды (ПФР и ФСС) должны были подготовиться к взваленной на них миссии администрирования. Кажется, подготовка закончилась и с осени может начаться вал проверок (если не выездных, то камеральных). В основной части ПФР методическую базу для этого разработал уже в мае.

Первый документ — Методические рекомендации по организации работы территориальных органов ПФР по привлечению к ответственности плательщиков страховых взносов за нарушение законодательства РФ о страховых взносах, утвержденные распоряжением Правления ПФР от 05.05.2010 № 120р (далее — Методические рекомендации). Второй — Временные методические рекомендации по организации проведения выездных проверок плательщиков страховых взносов, утвержденные распоряжением Правления ПФР от 11.05.2010 № 127р (далее — Временные рекомендации). И в том и в другом документе сказано, что специалисты территориальных органов ПФР руководствуются законодательством РФ. Но нам-то с вами известно, что на местах работники фонда будут сначала смотреть в рекомендации своего ведомства, а уже потом в законы. Поэтому постараемся понять, не выходят ли упомянутые рекомендации за рамки, очерченные Законом № 212-ФЗ.

Справедливости ради отметим, что большинство положений обеих методичек логично и доходчиво комментируют нормы Закона № 212-ФЗ, связывая их с подзаконными актами Минздравсоцразвития России.

Выстраданные принципы

Очень хорошо, что ПФР ясно озвучил для своих органов основополагающие принципы применения ответственности. Ведь некоторые из них были выстраданы в арбитражных судах еще налогоплательщиками по ЕСН и другим налогам. Фактически он декларировал преемственность в подходах применения ответственности по ЕСН и новым взносам. Итак, это следующие принципы:

  • обязанность по доказыванию обстоятельств, свидетельствующих о факте нарушения законодательства о страховых взносах и виновности плательщика, возлагается на территориальные органы ПФР;
  • никто не может быть привлечен повторно к ответственности за совершение одного и того же правонарушения;
  • основанием для привлечения плательщика к ответственности за нарушения законодательства о страховых взносах является установление факта совершения данного нарушения решением территориального органа ПФР, вступившим в силу;
  • привлечение организации к ответственности не освобождает ее должностных лиц от административной или иной ответственности;
  • привлечение плательщика к ответственности не освобождает его от обязанности уплатить (перечислить) причитающиеся суммы страховых взносов и пени (п. 1.3 Методических рекомендаций).

Загадочные источники информации

В пункте 1.4 Методических рекомендаций поясняется, какими способами территориальный орган ПФР может обнаружить факты, свидетельствующие о нарушениях плательщиками страховых взносов — организациями и индивидуальными предпринимателями — законодательства РФ о страховых взносах. Два способа (при проведении камеральной проверки и в ходе выездной проверки) обусловлены положениями ст. 33 Закона № 212-ФЗ. А третий способ — «при проверке других документов о деятельности плательщиков страховых взносов, имеющихся у территориальных органов ПФР» — вызывает сомнение в его законности. Очевидно, составителям методички следовало обозначить точнее, какие «другие документы». Может быть, это анонимные показания работников на работодателей, выплачивающих зарплату в конвертах, или расшифровки записанных разговоров с подслушивающих устройств? Или руководитель каждого управления будет придумывать что-то свое?

Когда и за какой период

Положения Временных рекомендаций о сроках охвата, проведения и периодичности выездных проверок вызывают некоторое недоумение. Они опираются на соответствующие нормы ст. 35 Закона № 212-ФЗ, но при этом ненавязчиво искажают их путем использования таких слов, как «рекомендуется» и «целесообразно».

Например, по закону в рамках выездной проверки может быть проверен период, не превышающий трех календарных лет, предшествовавших календарному году, в котором вынесено решение о проведении выездной проверки. То есть, очевидно, свыше трех лет брать запрещено. Во Временных рекомендациях читаем: «…целесообразно проверять период, не превышающий трех календарных лет…» Такая формулировка разрешает охватывать проверкой и больший период.

В законе сказано: «...выездная проверка плательщика страховых взносов проводится органом контроля за уплатой страховых взносов не чаще чем один раз в три года», а во Временных рекомендациях — «рекомендуется проводить не чаще чем один раз в три года». В законе — «выездная проверка не может продолжаться более двух месяцев», во Временных рекомендациях — такая же формулировка. В законе четко указано, что «срок проведения выездной проверки исчисляется со дня вынесения решения о назначении проверки и до дня составления справки о проведенной проверке», а во Временных рекомендациях говорится: «…целесообразно исчислять». В законе — «общий срок приостановления проведения выездной проверки не может превышать шесть месяцев», во Временных рекомендациях — «по общему сроку приостановления проведения выездной проверки не рекомендуется превышать шесть месяцев». И т.д.

О плане выездных проверок

Согласно ч. 3 ст. 33 Закона № 212-ФЗ территориальные органы ПФР и ФСС должны проводить выездные проверки плательщиков страховых взносов совместно на основании разрабатываемых ежегодных планов. Больше в законе о плане выездных проверок плательщиков ничего не сказано. Во Временных рекомендациях конкретизируется, что план-график проведения выездных проверок утверждается приказом руководителя (его заместителя) территориального органа ПФР в срок не позднее 25 декабря каждого текущего года на каждый последующий год (в соответствии с Соглашением о взаимодействии ПФР и ФСС по осуществлению совместных выездных проверок плательщиков страховых взносов, заключенным 28.10.2009 № АД-30-35/10сог, № 02-43/07-2205П). Таким образом, на начало 2011 г. в каждом управлении ПФР будет план-график. В нем рекомендуется отражать наименование плательщика, ИНН, КПП, период, за который проводится выездная проверка, срок ее проведения, структурное подразделение территориального органа ПФР (должностное лицо), ответственное за проведение выездной проверки. Причем до 25 декабря данному должностному лицу рекомендуется связаться с управлениями ПФР по месту нахождения филиалов плательщика, чтобы их тоже поставили в планы-графики проверок. На основании служебной записки данного должностного лица приказом руководителя (его заместителя) территориального органа ПФР может быть оформлено внесение изменений в план-график. В течение года могут исключить или включить плательщика в график, изменить сроки проведения проверки.

Даешь штраф на порядок больше!

Определенную двусмысленность при трактовке норм закона можно заметить в п. 2.1 Методических рекомендаций. В нем, в частности, разъясняется порядок применения ответственности по ст. 46 Закона № 212-ФЗ в случае, когда расчеты по начисленным и уплаченным страховым взносам за отчетные периоды плательщиком не представлялись. Тогда к ответственности за отчетный период на основании упомянутой статьи будут привлекать по результатам проведения выездной проверки. Причем непредставление расчета за каждый отчетный период является самостоятельным составом правонарушения.

Далее фактически приводится сама норма (немного другими словами). При нарушении установленного срока представления расчета до 180 календарных дней включительно на плательщиков страховых взносов налагается штраф в размере 5% суммы страховых взносов, подлежащей уплате на основе представленного расчета, за каждый полный или неполный месяц со дня, установленного для его представления, но не более 30% указанной суммы и не менее 100 руб.

При нарушении установленного срока представления расчета — более 180 календарных дней — налагается штраф в размере 30% суммы страховых взносов, подлежащей уплате на основе этого расчета, и 10% суммы страховых взносов, подлежащей уплате на основе этого расчета, за каждый полный или неполный месяц, но не менее 1000 руб. Из приведенной перефразированной нормы закона следует, что штраф исчисляется от суммы, подлежащей уплате на основе представленного расчета. Как правило, эта сумма в расчете определяется как разница взносов, начисленных нарастающим итогом за текущий отчетный период, и взносов, уплаченных в течение этого периода. Напомним, что по страховым взносам отчетными периодами признаются I квартал, полугодие, девять месяцев календарного года, календарный год (ч. 2 ст. 10 Закона № 212-ФЗ). Иначе говоря, если по расчету (форма РСВ- 1 ПФР) за девять месяцев начислено взносов с начала расчетного периода 300 000 руб., а уплачено за тот же период 280 000 руб., то штраф при несвоевременном представлении расчета будет исчисляться от разницы в 20 000 руб.

Это по закону. А в пункте 2.1 Методических рекомендаций читаем: «При вынесении решения о привлечении плательщика страховых взносов за совершение нарушения законодательства РФ о страховых взносах на обязательное пенсионное страхование и обязательное медицинское страхование размер штрафа исчисляется от начисленных сумм страховых взносов за отчетный период». Почувствуйте разницу: штраф не от разницы, а от начисленных сумм. В нашем примере — от 300 000 руб. Разумеется, такая трактовка совершенно не соответствует норме закона.

Неуплата неуплате рознь

При трактовке положений ст. 47 Закона № 212-ФЗ разработчики Методических рекомендаций из ПФР пошли навстречу плательщикам взносов. Напомним, что в соответствии с данной статьей неуплата или неполная уплата сумм страховых взносов в результате занижения базы для начисления страховых взносов, иного неправильного исчисления страховых взносов или других неправомерных действий (бездействия) плательщиков страховых взносов влечет ответственность в размере:

  • 20% неуплаченной суммы страховых взносов по каждому виду страхования;
  • 40% неуплаченной суммы страховых взносов по каждому виду страхования, если вышеназванные деяния совершены умышленно.


В пункте 2.2 Методических рекомендаций сказано, что факт неуплаты или неполной уплаты страховых взносов может быть выявлен при проведении камеральной проверки расчетов по начисленным и уплаченным страховым взносам и документов, представленных плательщиком страховых взносов, или в ходе выездной проверки.

А теперь внимание! Во-первых, в документе говорится, что ответственность по ст. 47 Закона № 212-ФЗ касается лишь плательщиков — организаций и индивидуальных предпринимателей — работодателей. Можно понять, что на самозанятых лиц при уплате ими взносов за себя данная норма не распространяется.

Во-вторых, в методичке подчеркивается, что плательщик не может быть привлечен к ответственности на основании ст. 47 за неуплату (неполную уплату) правильно исчисленных страховых взносов. Неуплата (неполная уплата) правильно исчисленных страховых взносов не образует состава правонарушения, установленного нормами Закона № 212-ФЗ. Иначе говоря, при неуплате взносов без нарушения правил их расчета должны взиматься лишь сами взносы и пени.